Спортивно-патриотический клуб в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Более всего необходимо, чтобы для воспитанника делалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портятся голова, сердце, нравственность.

К.Д. Ушинский

После того, как в нашей школе было прекращено действие пионерской организации (1990г.), были предприняты попытки организовать детское самоуправление в различных формах: город вольных мастеров, парламентская республика, президентская республика. В итоге мы остановились (2006г.) на создании спортивно-патриотического клуба “Все вместе”. Говоря о клубе, мы имеем в виду не место, где проводятся различные кружки по интересам, а досуговое сообщество людей (детей, подростков, молодежи, педагогов, родителей) и особую организацию деятельности и общения. Организация деятельности занятий в Клубе основывается на определенных принципах (Приложение 1). Это не только принципы прямой демократии – добровольность, равноправие и самоуправление. Но и очень значимые, на наш взгляд, такие положения как: “Если есть лидер – хорошо, но если нет – еще лучше”, “Для всех секретов нет”, “Меньшинство не подавляется большинством, а все споры и разногласия разрешаются путем соглашения и договора”. Таким образом, мы пытаемся создать комфортные условия для удовлетворения потребностей учащихся школы в положительных эмоциях, в общении, в самодеятельности, во всестороннем развитии (Приложение 2).

Для полноценного отдыха необходима не только смена деятельности, но и круга общения, социальной роли, служебного статуса. Когда мы видим, что в клубе ребята перестают чувствовать себя ущербной или ущемленной личностью, начинают раскрываться и проявлять себя социально активно, то еще раз убеждаемся в правильности принятого нами выбора. Конечно “Республика” звучит гордо, да и перспектива стать президентом, даже в масштабах школы, очень заманчива. Но это если касаться только формальной стороны вопроса и привилегий, а не большого круга обязанностей и ответственности, которые становятся непосильной обузой.

Спортивная работа в школе всегда была поставлена на высоком уровне. Ребята под руководством учителей – наставников традиционно показывали высокие результаты на районном, зональном и областном уровнях (легкая атлетика, баскетбол, военно- прикладное многоборье). Мы сами являемся членами районной команды по волейболу на протяжении более чем десяти лет. Долгое время тесно и плодотворно сотрудничаем со многими тренерами детско-юношеской спортивной школой города. Являемся организаторами и участниками Кубка В.А. Нестерова (классический волейбол) и памяти А.П. Овчинникова (пляжный волейбол).

В рамках деятельности клуба ежегодно проводится открытый Кубок по футболу. Возродилась практика проведения турслетов, игры “Лапта”, товарищеских встреч по хоккею. В этом учебном году была разработана и проведена совместно со специалистом районного Центра молодежи, мастером ФИДЕ Кравченко С.Д. акция “Белая ладья”. В рамках акции проводились обучающие занятия по игре в шахматы, сами игры, соревнования, сеансы одновременной игры. Был объявлен конкурс тематических газет.

В программу мероприятий акции “Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам” вошли конкурсы на лучший рисунок, плакат, реферат, сочинение, презентацию, соревнования по баскетболу, товарищеские встречи по минифутболу и “Веселые старты” на базе ресурсного центра “Новоаннинская гимназия”.

Военно-патриотическое направление, в рамках работы детской организации, возродилось и успешно развивается с 2004 года, когда команды нашей школы стали представлять район на областных военно-патриотических играх и конкурсах “Зарница”, “Орленок”, “Солдат”, появилась идея о проведении многоэтапной школьной игры “Защита”. Каждый год, в январе, под руководством старшей вожатой собирается штаб из числа юнармейцев клуба. На сборе принимается положение о проведении игры, распределяются поручения, разрабатывается график проведения тренировочных занятий. В феврале юнармейцами клуба проводятся мастер – классы по строевой, санитарной подготовкам, химзащите, самообороне и непосредственно конкурсы, соревнования и игры.

На протяжении многих лет, мы тесно сотрудничаем с руководителем народного ансамбля старинной казачьей песни “Казачья удаль” при муниципальном учреждении “Центр культуры и искусства” района Поповой Т.М. Ею был создан в нашей школе детский фольклорный коллектив “Казачата”, который позднее переименован в “Садовину” (Приложение 3). Под ее руководством ребята выступают на сценах города, района, области. В 2007 году коллектив стал участником этнографического фольклорного фестиваля, который проходил в Москве на сцене Большого концертного зала Вооруженных сил России. Выступление “казачат” было высоко отмечено членами жюри -Диплом первой степени за лучшее исполнение плясовой песни и игру на гармошке, Диплом второй степени за достойное продолжение песенных традиций, Диплом за открытие песни и Приз зрительских симпатий. Но задача коллектива не ограничивается исполнением казачьих песен. В “Садовине” занимаются изучением и сохранением местных традиций, обрядов, игр, различных видов прикладного творчества.

По тому насколько увлеченно дети, подростки и молодежь включаются в ту или иную деятельность, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, самоорганизуются мы судим об эффективности наших методов и форм работы. А творческий подход, системность, чувство юмора и трудолюбие помогают добиваться хороших результатов в различных конкурсах и соревнованиях (Приложение 4).