Урок-закрепление по теме "Описание, повествование, рассуждение"

Разделы: Русский язык


Цели: учебная – повторить и закрепить понятие “типы речи”, продолжить формировать умения разграничивать типы речи, научить создавать высказывания при характеристике типов речи;

развивающая – развивать коммуникативные умения, мышление;

воспитательная – привить чувство ответственности при работе в группах, воспитывать честность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатки заданий.

1. Организационный момент. Учитель. Прозвенел звонок. Поприветствуем друг друга, присаживайтесь. Сегодня мы работаем не совсем обычно, мы разделимся на группы, каждая будет выполнять определенные задания.

А начнем мы с определения темы. Посмотрите на фотографию зимнего леса. (Слайд) Вопрос: Вам нравится этот пейзаж? Мне тоже очень нравится. Ребята, в этой фотографии зашифрована тема нашего урока.

Если вы будете говорить о красоте зимнего леса, каким типом речи вы воспользуетесь? (Описанием.)

Представьте, что в лес пришли герои из сказки “Морозко”, вам надо рассказать, что они делают. Каким типом речи вы воспользуетесь? (Повествованием.)

А если вы будете объяснять, почему вам эта фотография понравилась? (Рассуждением.)

Так какая же у нас тема урока? (Описание, повествование, рассуждение.)

Задачи: Сегодня на уроке мы повторим, что такое типы речи, как их различать, научимся составлять тексты и анализировать их.

Самые активные ученики будут награждаться шансом на отличную отметку (звездой).

2. Повторение и диагностика. Учитель. Ребята, зачем изучать типы речи? (В мире так много предметов, явлений. Мы за ними наблюдаем, мы о них говорим, делимся своими мыслями, впечатлениями. Мы общаемся. И чтобы хорошо, грамотно общаться, чтобы нас понимали близкие и незнакомые люди, учителя на всех уроках, нужно изучать типы речи).

На прошлом уроке вы узнали, что такое типы речи и учились их различать. Теперь проверим ваши знания. Предлагаю мини-тест. Перед вами лежат листочки с тестами, ответьте на вопросы, ответ пишите рядом с вопросом. После окончания работы поменяйтесь тестами с товарищем. Проверьте и оцените ответ товарища, сравнив с ответом на доске. (Слайд). “5” ставим, если нет ошибок, 1-2 ошибки предполагает “4”.

Мини-тест

  1. Определите, в каком типе речи говориться:

А. О причинах свойств или явлений

Б. О последовательных действиях

В. Об одновременных признаках

2. Используя прием фотографий, сколько можно сделать снимков:

А. В описании

Б. В повествовании

В. В рассуждении

Учитель. Признаки описания, повествования, рассуждения вы знаете, но нужно уметь доказывать, что текст относится к определенному типу речи. (Слайд (см. презентацию)) Обратимся к тексту. (Чтение текста.)

К какому типу речи он относится? (Повествование.) А теперь обратимся к образцу и докажем, что это повествование. (Чтение текста.) К какому типу речи относится этот текст? (Рассуждение.) Определим, как строится доказательство. Найдите в начале текста основную мысль, доказательство с примерами, вывод.

(Слайд).

Обратимся еще к одному тексту. Прочитайте текст самостоятельно, определите тип речи. (Работа с образцом, самостоятельное чтение текста.) Найдите основную мысль, доказательство с примерами, вывод.

(Слайд). Следующий текст и образец рассуждения прочитайте самостоятельно. Найдите в образце основную мысль, доказательство и примеры. В чем особенность этого рассуждения? (В нем нет вывода.)

Закрепление. Учитель. Итак, теперь вы знаете, как строится высказывание-доказательство. А теперь задание. (Слайд.) Для всех групп оно одинаково, а тексты разные (для анализа). Работаем быстро, на обсуждение одна минута, примеры подчеркивайте в тексте. (Проверка: чтение текстов, награждение звездой наиболее активных учеников.)

Тексты для анализа

1. Передо мной игрушка из дерева – конек. Он маленький, вместо ног колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.

2. Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.

3. Собака – ваша тень, ваше второе безмолвное “я”. Собака следует за вами повсюду. Она умеет дружить, умеет быть бескорыстной, благородной. Собака по-настоящему добра и способна глубоко переживать горе. Собака – бесценный помощник.

Учитель. Ребята, вы так хорошо поработали, анализируя тексты, в награду за это предлагаю игру “Море волнуется..”

1) Представьте, что вы кому-то что-то увлеченно рассказываете. Я загадываю фигуру увлеченного рассказчика.

2) Вы получили “5”. Фигура величайшей радости.

3) Решаете сложную задачу. Фигура задумчивости.

Выбор ученика, представившего лучшую фигуру.

Учитель. Итак, мы умеем определять тип речи, анализировать текст. А теперь поучимся составлять свой текст определенного типа речи. Сейчас вы увидите фрагмент из любимого вами журнала “Ералаш”. Смотрите внимательно, вам нужно будет после просмотра составить текст. (Каждая группа составляет текст определенного типа речи).

Учитель. Ребята, у вас получились прекрасные тексты разных типов речи. А если мы соединим их, то у нас получится чудесный рассказ о героях фильма.

Ребята, как вы думаете, в нашей речи часто ли встречаются типы речи отдельно? (Нет.) Типы речи соединяются в тексте, но об этом мы будем говорить на следующих уроках. А теперь сделайте вывод о том, что узнали на уроке, для этого закончите предложения (Слайд).

Домашнее задание.

Найдите в любимом художественном произведении небольшой отрывок. Определите тип речи и оформите доказательство письменно.

При подготовке к уроку были использованы изображения из Интернет-ресурса, фрагмент из юмористического журнала “Ералаш”.