Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: Познакомить с согласными звуками [з],[ з] и буквой “з”
Задачи урока:
Предметные:
- формировать умение выделять звуки [з ] [ з’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы ; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
- действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [з], [з’] обозначаются буквой з, научиться писать строчную букву з и читать слова с изученными буквами, работать с текстом.
Оборудование: презентация, предметные картинки. Модели звуков - фишки, звуковики, образцы печатных и письменных букв.
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он зимний, интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем первом классе
Все ребята - молодцы! (Сели)
2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)
- Я вижу у вас хорошее настроение и желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.
Пожелаем друг другу удачи в работе.
И пусть девизом нашего урока будут слова:
“С малой удачи начинается большой успех”.
На уроке мы с вами сегодня отправимся в лес в гости.
- Посмотрите, какие чудесные картины нарисовал художник. (Показ картин с зимним пейзажем)
- Какое время года изображено на картинах?
( На картинах нарисована зима)
- По каким признакам узнали, что это зима?
(Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, на ветках снег..)
3. Постановка учебной задачи.
На доске неоформленная схема-человечек
- Посмотрите на схему. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок “открытия” новых знаний? Почему?
- Что же мы сегодня будем “открывать”?
-(Новый звук и новую букву.)
А какие звуки и буквы мы сейчас узнаем.
На опушке этого волшебного зимнего леса стоит избушка. Послушайте загадку, отгадайте, кто живёт в этом домике.
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...
(Зима)
(Это зима)
- Правильно. Она пригласила нас в гости зима.
- Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных птиц и зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам.
- Первым к зиме пришёл гость. Ученик читает.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
- Кто это?
(Это заяц)
- Правильно. Первым к Зиме пришёл заяц.
- Ребята, назовите первый звук в слове заяц, в слове зима. Сформулируйте тему сегодняшнего урока
“Звук з,з буква з”
- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)
познакомиться с новым звуком и новой буквой:
учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв;
учиться читать слоги, слова с новой буквой.
Встали, немножко отдохнём.
Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
4. Решение учебной задачи.
Знакомство с новыми звуками.
а) - Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и[ з’], узнаем, какие они.
- В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
- Кто это?
(Это зебра)
- Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.
([З’]-зебра)
- Назовите выделенный звук..(Это [з’])
- Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?
(Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы)
- Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.
(Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий).
- Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий.
(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)
- Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?
(Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)
б) Скажите, ребята, где живёт зебра?
(Зебра живёт в Африке.)
- Оказывается, зебра никогда не видела зимы и решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.
Гуляю я, и в дождь, и в зной.
Характер у меня такой.
Свернёшь меня ты – будет клин,
А развернёшь – получишь блин.
- Что это?
(Это зонт)
- Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.
([з]-зонт)
- Назовите выделенный звук.
(Это [з])
- Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.
(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)
- Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?
(Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый)
- Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?
(Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)
- Итак, что узнали о звуке [з]?
(Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)
- Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.
в) - Давайте научимся различать звуки.
- Послушала вас зима внимательно, узнала многое о звуках. И просит вас составить схему к слову “зонт”. Дети на парте, а один ученик у доски. Проверяем! (Ученик у доски характеризует каждый звук)
А знаете ли вы?
Справка
Родиной зонтика исторически можно считать Китай, Египет или Индию, где он, как веер, являлся привилегией царей и вельмож. Изобретение датируется XI веком до нашей эры. Первоначально он применялся исключительно в качестве защиты от солнца. И весил более 2 кг (!), а длина ручки была около 1,5 м.
И только в XVIII в. стал применяться как защита от дождя.
В Россию зонты попали в середине XVIII века.
Решила зима похвастаться знаниями, подобрать схему к слову “зебра”, сомневается какую из трёх выбрать. Давайте поможем. (На доске 3 схемы, одна правильная) Какая? Все согласны? Давайте проанализируем, что неправильно в 1-й схеме? Во второй? Охарактеризуйте каждый звук в слове.
А знаете ли вы, что?
Справка
Шкура зебры оригинальна и легко узнаваема. На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека. Были предприняты бесчисленные попытки приручить зебр (одомашнить как лошадь), но всегда они кончались безуспешно. Зебра не переносит седоков или иной груз на спине. Она очень пуглива, и к ней трудно приблизиться даже в заповедниках.
Зебры лишены рогов и иных средств защиты, спасаются от хищников бегством. Попав в окружение, они защищаются зубами и ударами копыт.
Как заметить хищников? Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.
Интересным,фактом о зебре, можно считать тот, что муха цеце, которая в буквальном смысле поедает даже слонов, не воспринимает зебру в качестве пищи. Она реагирует на тепло животных, но на зебру смотрит, как на простое чередование полос.
Ребята, на улицах нашего города, мы, конечно не можем увидеть африканскую зебру, но всё таки с “зеброй” мы встречаемся практически каждый день. Что это за зебра? Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)
Мы выполнили первую задачу урока. (убрать кружок)
Как вы считаете, мы справились?
5. Первичное закрепление
Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и [ з’].
Много зверей и птиц решило придти в гости к зиме. Кто они, мы сейчас узнаем. В названиях этих животных будут встречаться новые звуки. (достать наборы)
- Я буду называть птиц и животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [з], если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения птиц и животных)
- Фазан, поползень, снегирь, дикобразы, зяблик, бизон, зимородок, синица.
- Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и [з’]; не путаете их.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [з] и [з’].
- Буква “ з” бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.
- На что похожа буква з?
- Послушайте, что сказал С. Маршак про букву з :
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.
Взяли нашего звуковичка и одели его. Один ученик за доской работает и все проверяем. Что можем теперь сказать про нового звуковичка : согл., звонкий, может быть мягким и твёрдым, на письме обозначается буквой з.
И так решена вторая задача урока.
7. Включение знаний в систему
Физкультминутка. (для глаз)
-----------------------------------------------------------
Чтение слогов и слов в букваре (стр. 116)
Открыли учебник по закладке.
а) - Потренируемся в чтении слогов. Прочитайте слоги со звуком [з]. Прочитайте слоги со звуком [з’].
б) - Будем читать первый столбик слов.
Прочитайте слова. С каким столбиком слогов мы их соединим? (с первым). Прочитайте этот столбик слов с разной громкостью. Что обозначает слово зов? (призыв, клич)— Что нужно сделать, если не знаешь значение слова?(обратиться к толковому словарю)
Вот какое определение этому слову даётся в толковом словаре Ожегова.
В) Чтение второго столбика слов про себя.
Прочитайте: Слово, обозначающее водоем.(Озеро) Книга для первоклассников.(Азбука) Слово, противоположное слову широкие.(Узкие) Что общего в словах?(3 слога,1 ударный)
Г) Прочитайте слова 3 – го и последнего столбика. Что можно про них спросить? (Это однокоренные слова? Да, корень звон). На какие группы можно разделить слова 3-го и последнего столбика? (с приставкой и без). Для чего служит приставка? (для образования новых слов) При помощи чего мы ещё можем образовать новые слова? (при помощи суффиксов). А какой суффикс в слове “звонок”?
Д) Прочитайте слова 4 столбика.
- Что обозначает слово зыбко? (Об отсутствии твёрдой опоры под ногами)
Давайте прочитаем статью, объясняющую значение слова.
- Прочитайте слово, где слышится мягкий звук [з’]. (зёрна)
- Какой звук обозначает буква ё.
- Что ещё знаем о букве ё. (В начале слова обозначает два звука, а после согласной 1 звук (О)).
Е) Чтение слов пятого столбика с разной интонацией.
- Итак, научились читать слоги и слова с буквой з и выполнили 3 задание.
8. Оценка (рефлексия).
Итог урока.
- Наш урок заканчивается. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.
-Мы сегодня сделали ещё один маленький шаг к большому успеху (указать на девиз)
- Как вы считаете что сегодня на уроке нам удалось?
-А над чем нам надо ещё поработать?
-Откройте конвертики. Что вы там увидели?(снежинки) Достаньте их. Какие снежинки у вас в руках?
А кому было сегодня легко на уроке, кто всё понял? Выберите белую снежинку. Покажите мне, встаньте. Повернитесь к нашим гостям и покажите.
У кого были небольшие затруднения?........Выберите голубую снежинку.
А кому сегодня на уроке было очень трудно?.....Выберите синюю снежинку.
Те, у кого сегодня были трудности вы не волнуйтесь, в ближайшее время их устраним.
Я поняла, что сегодня на уроке вам всем было комфортно и мне приятно с вами работать. Спасибо вам за урок!
Вы сегодня “МОЛОДЦЫ”!
См. приложение.