Цель: познакомить учащихся с различными питательными веществами, их превращениями в организме и значением для организма человека.
Тип урока: изучение нового материала в виде ролевой игры.
Ход урока
На доске слова:
Наши питательные вещества должны быть
лечебными
средствами, а наши лечебные средства должны быть
питательными веществами.
Гиппократ
Учитель: Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Гиппократа, имеющие глубокий смысл. Вдумайтесь в смысл этих слов и в конце урока постарайтесь объяснить их значение.
Вопросы классу:
- Какие вы знаете питательные вещества?
- Чем отличаются понятия “пищевые продукты” и “ питательные вещества”?
(дети дают ответы на вопросы)
Учитель: Организм человека содержит около 65% воды, до 20% белков, до 19% жиров, 5,8% солей и 0,6% углеводов. Полноценная пища должна содержать все вещества, необходимые организму.
- До каких же веществ расщепляются в организме белки, жиры и углеводы?
(Белки до аминокислот, углеводы до глюкозы, жиры до глицерина и жирных кислот).
- Какое же значение имеют питательные вещества для организма? Какие из питательных веществ наиболее важны?
Сейчас мы будем свидетелями спора между питательными веществами о их значимости для организма и постараемся разрешить этот спор.
Ученик-ведущий:
Собрались сегодня здесь мы на очень важный съезд.
Он название имеет “съезд питательных веществ”.
Что главнее, что важней спорят не на шутку
Углеводы и белки, витамины и жиры, и вода, и соли.
Рассудить мы их должны, ссоры не позволим.
Так давайте же, друзья, рассудить поможем спор.
Слово каждому дадим, пригласим на разговор.
(В роли питательных веществ выступают учащиеся класса).
Действующие лица: углеводы, белки, жиры, минеральные соли, вода, витамины.
Углеводы:
Я – глюкоза и не скрою, что важнее меня нет.
И источником здоровья я считаюсь, не секрет.
Вот лишь только углевод попадает прямо в рот,
Начинает расщепляться, там я буду появляться.
Я энергию даю очень, очень быструю.
Силы хочешь ты вернуть, съешь глюкозу, не забудь.
Если меня очень много, организму не нужна,
Тогда в печени устроюсь в виде гликогена я.
Белки:
Ишь, расхвасталась, куда там, мол, меня важнее нет.
Я – белок, уж без меня-то точно в мире жизни нет.
Еще Энгельс говорил, чай был умный малый:
Без белка, мол, жизни нет, он всему начало.
Клетки, ткани и тела состоит все из меня,
Я строитель самый главный, есть во мне энергия.
Жиры:
Хвастать, спорить я не буду и скажу вам без прекрас,
Жир значение имеет очень важное для вас.
Расщепляясь, очень много я энергии даю,
Защищаю от ушибов и от холода спасу.
Я вхожу в состав мембран - оболочек клеток,
Чтоб войти внутрь веществам, это я решаю сам -
Пропустить, иль нет их.
Соли минеральные:
Соль не менее важна, соль вам разная нужна.
Кальций – нет его важней в построении костей
Без него кровь не свернется, что опасно, уж поверь.
Чтоб кислород переносить в организме вашем
В крови железо должно быть, вот отчего кровь красная.
Калий, натрий вам нужны для мышечной работы,
Нервный импульс проводить к мышцам – их забота.
Вода:
Я – вода нужна всегда каждой клетке тела,
Без воды одна беда будет без предела.
Растворитель важный я всех веществ для клетки,
Чтобы в клетку поступить, всех их нужно растворить,
Из организма удалить, опять нужно растворить.
Витамины: Мы витамины и сейчас послушайте рассказ о нас:
Витамин А:
Я – ретинол, иль просто А, вхожу в состав моркови.
Для роста нужен и для глаз.
Нет витамина – заболел “куриной слепотою”.
Витамин С:
В шиповнике, смородине, лимоне я содержусь,
Ты съешь меня, друг мой.
Забудешь о любой ты хвори, иммунитет повысишь свой.
Витамин Д:
Я – Д, который нужен детям для укрепления костей.
Ты рыбий жир, желток и печень покушай и расти быстрей.
Витамин В:
Я витамин из группы В, нас много, аж 15.
Я называюсь В1, для нервов я необходим,
Чтобы меня ты получил, покушать гречки надо.
Ученик ведущий:
Ну что ж, послушали мы всех, какие будут предложения,
Кому отдать нам предпочтение?
Ну, кто, что может предложить?
Ученик:
Все вещества важны для организма
Все поступать нам в организм должны
без них обмен веществ –
основа жизни исчезнет, и наступит смерть.
Закрепление
1. Назовите еще раз значение каждого питательного вещества.
2.В качестве закрепления выполняем программированное задание:
Выбрать правильные ответы на вопросы. ( Задание выполняется в минигруппах – парах). Учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов выбрать правильные ответы на вопросы
Ответы:
1. Аминокислоты
2. Минеральные соли
3. Глицерин и жирные кислоты
4. Глюкоза
5. Витамины
6. Вода
7. Ферменты
8. Углекислый газ
9. Мочевина
10. Жиры
Вопросы:
1. Что входит в состав молекул гликогена?
2. Что входит в состав молекул жира?
3. Из чего состоят белки?
4. Какие вещества выполняют в организме каталитическую функцию?
5. Что служит средой для реакций синтеза?
6. Каковы конечные продукты обмена веществ?
7. Какие вещества дают больше всего энергии для клеток?
8. Поставщик быстрой энергии?
9. При недостатке каких веществ развиваются авитаминозы?
10. Разрушаются при кипячении.
11. Главный растворитель в клетке.
12. Находятся в клетке в виде ионов и в твердом виде.
3. Работа в группах. Группы сформированы по уровням знаний. Каждой группе даются задания проблемного характера. Группы с высоким уровнем знаний получают более сложные вопросы. За каждой группой закреплен наблюдатель, который фиксирует степень участия ребят в обсуждении вопросов.
Задания для групп:
1.Почему у людей с плохими поврежденными зубами часто заболевает желудок?
2.Почему пищу нужно тщательно пережевывать?
3.Насколько физиологически оправдана поговорка “когда я ем, я глух и нем”?
4.Почему можно поперхнуться, если разговариваешь или смеешься во время глотания?
5.В пищевом рационе жителей Севера – эскимосов преобладает жир. Какое значение для них это имеет?
6.Обязательно ли включать в рацион белковую пищу, если главным источником энергии служат жиры?
7.Объясните, почему без воды человек может погибнуть на 6-е сутки, а без пищи может прожить несколько недель?
8.Почему рекомендуется чистить зубы на ночь?
9.Объясните, почему вид разрезанного лимона вызывает слюноотделение.
10.Почему лыжнику на дистанции дают сладкий горячий чай?
После обсуждения вопросов в группе, дети отвечают на вопросы.
В заключении делают вывод о значении всех питательных веществ для организма человека.
- Какой же смысл содержат слова, которые являются эпиграфом сегодняшнего урока?
(ответы учащихся)
Домашнее задание: §36, ответить на вопросы:
- Людям, имеющим дело с химическим производством, прописывают молоко. Почему?
- Почему в жаркий день воду рекомендуется пить небольшими глотками?
Рефлексия:
На каждой парте лежат карточки 3-х цветов: красного, желтого и синего.
Учитель просит поднять карточки определенного цвета в зависимости от того, как ученик оценивает свою работу на уроке: красный – полностью справился со всеми заданиями, был максимально активен; желтый – некоторые задания вызвали небольшие затруднения, был активен; синий – задания вызвали значительные затруднения, был малоактивен.