Вид учебного труда: поделка из природного материала.
Цели:
- Повторить технику аппликации на примере нового природного материала.
- Познакомить с новым материалом для аппликации - яичной скорлупой и техникой работы с ней.
- Обсудить природные явления, которые можно отобразить в новой технике аппликации.
- Закрепить понятие композиционного решения поделки.
- Учить композиционно правильно располагать изображения.
- В процессе работы развивать фантазию, воображение детей.
- Прививать любовь к прекрасному.
Оборудование:
- для учителя: ИТК, фигурки лебедей из разных материалов;Презентация Microsoft PowerPoint.ppt
- для учащихся: толчённая яичная скорлупа, клей, карандаши, цветной картон, фартуки, шаблоны, тряпочка для рук и для сметания излишков скорлупы с листа бумаги.
Предварительная работа: просмотр мультфильма по сказке Г.Х.Андерсена "Гадкий утёнок"
Ход урока
I. Вступительная беседа
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок труда. На уроке мы займёмся аппликацией. А необычность этого урока в том, что кроме основного, привычного для нас материала, будет новый материал, с ним мы ещё не работали.
- Из чего может быть сделана аппликация? (Бумага, лоскутки ткани, листья и семена растений)
- Правильно. С этими материалами мы уже работали. Образцы ваших работ, с использованием материалов, которые вы уже назвали, мы видим на стенде "Очумелые ручки".
- Я хочу внести в урок некую загадочность ,и поэтому не скажу с каким новым материалом мы будем сегодня работать, об этом узнаете позже.
- А сейчас мы с вами отправимся в поход к очень красивому месту. Для этого вам нужно встать : и вперёд!
- Сначала мы с вами пройдём через луг.
1 слайд: "Луг с идущей девочкой"
- Потом пройдём через лес.
2 слайд: "Лес" + щелчок "Лес и дети"
- На пути попадаются ветки, осторожно убирайте их в сторону.
(дети делают движения к словам учителя)
- И вот мы вышли к красивому месту, отгадайте к какому:
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски
И месяц, и звёзды
В нём отражаются
Как это зеркало называется? ( Озеро)
3 слайд: "Озеро"
- Садитесь за свои места. Мы устраиваем привал и будем только наблюдать.
- Ребята, а на озере мы видим замечательную птицу:Это: (Лебедь)
II. Подготовка практической работы
4 слайд: "Лебедь на озере"
- Верно. Ребята, лебеди во все времена пользовались у человека наибольшей популярностью. Это не удивительно - сильная птица, символ красоты и верности. В сказках различных народов часто можно встретить сюжет превращения птицы в девушку. Кто может вспомнить такую сказку и автора? (А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане:")
5 слайд: картинка "Сказка о царе Салтане"
- Великий русский композитор - Пётр Ильич Чайковский:
6 слайд: портрет композитора
- даже сочинил про красоту этих птиц большое музыкальное произведение - балет под названием "Лебединое озеро".
7 слайд: балет "Лебединое озеро" с музыкой
- Этот балет считается самым лучшим в мире. На картинке вы видите только фрагмент из балета.
- Лебеди - птицы из семейства утиных.
8 слайд: "Лебедь" картинка
- У лебедей очень длинная шея, вытянутое тело, голова средней величины. Клюв, по длине, равный голове - прямой и широкий. Птенцы и молодые лебеди буровато-серые, белыми они становятся только через несколько лет. Живут на озёрах, прудах. Живут лебеди долго до 30-40 лет. Это осторожные и умные птицы. Плавают хорошо, но не ныряют. Взлетают они с трудом, но летят быстро. Они ходят плохо и редко выходят на сушу. Лебеди занесены в книгу рекордов Гиннеса как самые высоко летающие птицы. Лебеди живут парами.
9 слайд: "Пара лебедей"
- Живут такие пары всю жизнь вместе. Гнездо строят большое - шириной около 1 метра и высотой примерно 70 сантиметров.
10 слайд: "Гнездо и лебеди"
- Строит гнездо самка, а самец подтаскивает материал для постройки. Гнездо может выдержать вес взрослого человека.
- Ребята, давайте на время превратимся в лебедей и отдохнём.
III. Физ. минутка
IV. Проведение практической работы
- Итак, ребята, начнём работать, а так как мы будем работать, даже можно сказать творить руками, то давайте наши руки подготовим.
Физ. минутка для рук
Наши ручки - непростые, наши ручки - вот какие!
Коль сожмёшь их в кулачок, то получишь молоток
Ток-ток молоток, вот какой наш молоток.
- Многим нравится красота, которую они видят в лебеди, и поэтому, чтобы эта красота была рядом, многие делают лебедя своими руками из различных материалов.
11 слайд: "Лебедь из колеса"
- А ещё из бумаги (показ), а вот лебеди, сделанные на заводе из стекла (показ).
- А мы будем делать аппликацию.
- Так как мы будем работать с клеем, то наденем фартуки.
- У вас на столах картон голубого цвета. Как вы думаете, почему этот цвет? (вода)
- Из бумаги другого оттенка синего цвета мы сделаем границу воды (показ)
- Так как мы будим работать с ножницами, давайте вспомним технику безопасности. (ответы детей)
- Вырезаем волны
- Приклеиваем
- Главным персонажем нашей картины, безусловно, будет лебедь. Поместить птицу в центре (работа с шаблонами)
- У нас получился силуэт лебедя, давайте попробуем изобразить лебедя.
- Вытяните шею вверх и немного вперёд, выпрямите спину, сведите лопатки. Приподнимите подбородок. Видите, у нас получилась горделивая осанка, как у лебедя.
8) клюв
9) глаз
- Ребята, тот листик бумаги, который оказался внутри контура надо заполнить. А каким материалом мы будем заполнять, вы сейчас отгадаете.
Может и разбиться
Может и свариться
А захочет - в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
12 слайд: "Яйцо с цыплёнком"
- Верно. Но нам понадобится яичная скорлупа. Но её надо подготовить. Её нужно измельчить на мелкие равные кусочки.
Правила техники безопасности при работе с яичной скорлупой:
- Ребята, нужно быть осторожными при работе со скорлупой. Она тонкая, но острая. Поэтому старайтесь не браться за острые края скорлупы.
1) Учитель раздаёт скорлупу на листе бумаги.
- Накройте этот лист другим листом.
2) - Прижмите карандашом или ручкой и прокатите его листу, как скалку.
- Вот эти кусочки скорлупы и будут у нас материалом для заключительного оформления лебедя. Но пока давайте отложим нашу скорлупу в сторону.
- Ребята, чего не хватает на нашем озере? (Растений)
- Верно, по берегам озёр растёт камыш.
13 слайд: "Камыш"
- Который и служит для строительства гнезда. Давайте и мы разместим камыш на нашей картине.
- Теперь наступает самая ответственная часть нашей работы. Тот листок бумаги, который оказался внутри контура фигуры лебедя, надо засыпать яичной крошкой.
1) - Намазываем силуэт клеем (показ)
2) - Посыпаем силуэт скорлупой (показ)
3) - Излишки аккуратно стряхиваем с листа.
- Отложим аппликацию в сторону, чтобы она подсохла.
V. Контрольный момент (Итог)
- С какой новой техникой вы познакомились на уроке? (Аппликация из яичной скорлупы)
- Кто является центральной фигурой нашей аппликации? (Лебедь)
IV. Уборка рабочего места. Сохранение изделия
- Готовую аппликацию надо вложить в альбом, чтобы она не смялась.
- Приведите в порядок своё рабочее место.
- Остатки яичной скорлупы надо смахнуть тряпочкой на листок бумаги и выбросить в ведро.