Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции

Разделы: Начальная школа


Введение

Глава I. Взаимодействие школы и семьи

1.1. Основные этапы и направления совместной деятельности педагогов и родителей
1.2. Формы взаимодействия

Глава II. Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции

2.1. Единство воспитательных воздействий как один из основных принциповвоспитания
2.2. Педагогическая поддержка семьи

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей»

П.П. Блонский

Воспитание – один из самых длительных и непрекращающихся процессов в жизни любого человека. Человека воспитывают, когда он маленький; он сам воспитывает , когда становится родителем; воспитание может стать призванием всей его жизни, если он выбрал профессию педагога.
Воспитание имеет множество форм и методов. И среди них ключевым является семейное воспитание. Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. С точки зрения Н.Я. Соловьева, «семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
И сейчас в современной школе остро встаёт вопрос педагогизации родителей – вопрос воспитания самих родителей.
Этими факторами и обусловлены выбор темы и актуальность доклада
« Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика, как условие формирования их активной жизненной позиции».
Целью доклада является выявление основных форм и методов педагогизации родителей и помощь им в стимулировании стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.
Доклад состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В главе I «Взаимодействие школы и семьи» рассматриваются основные этапы и направления совместной деятельности педагогов и родителей, содержание, формы и методы работы с родителями. Во II главе «Педагогическая поддержка семьи» освещается единство воспитательных воздействий семьи школы и общественности, предлагаются некоторые формы работы по педагогической поддержке семьи.
В ходе работы над докладом использована литература следующих авторов – Подласого И.П., Онушкина В.Г., Писаревой Л., Парфёновой А., Тихоновой Н., Тараненко О., Мелиной С., Кузнецовой Л.В.

Глава I. Взаимодействие школы и семьи

1. Основные этапы и направления совместной деятельности педагогов и родителей

Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьёй заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Наиболее эффективными формами работы на наш взгляд, выступают проведение школьных собраний, оформление стендов, уголков для родителей, дежурство родителей, конференции родителей и педагогические кружки.

Целью взаимодействия школы и семьи является создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни. Отсюда тактика педагогического взаимодействия школы и семьи состоит с создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей. А также организация активной жизни человека, ведущего достойную жизнь «здесь и сейчас».

Взаимодействия школы и семьи крайне индивидуально в силу большого влияния конкретных обстоятельств: культура микросреды, менталитет региона, социальный статус семей, профессионализм педагогов и общая их культура, а также национальные традиции и традиционное отношение к детям, детству как феномену жизни – потому педагогическая тактика беспредельно разнообразна и бесконечна в своей вариативности.

Взаимодействия школы и семьи обуславливается их функциями. Семья «принимает», «выражает отношение», «содействует», «исполняет». Школа «информирует», «курирует», «поддерживает», «корректирует», «выполняет», «диагностирует». В данном взаимодействии непаритетные взаимоотношения: школа – институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие психолого – педагогическим образованием, в то время как родители не имеют зачастую начальной психологической и педагогической подготовки, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства.

Если школа теряет приоритетные позиции, родители начинают диктовать свои требования на уровне житейско – обыденных представлений: пусть дети поменьше учатся, пусть в школе будет много развлечений, пусть ребёнок изучает только те предметы, которые ему интересны, пускай учителя не ставят строго отметки и т. п. Но как только мера приоритета школы нарушается, родители наделяются ролью некоего исполнителя воли школы, отчитывающего партнёра: пусть ваш ребёнок хорошо учится, пусть ваш ребёнок не шалит, пусть ваш ребёнок будет воспитанным, вы должны…, вы обязаны… и т. д.

У данного взаимодействия совершенно особое основание – общая забота о развитии ребёнка. Это определяет педагогическую тактику школы, позволяя педагогу находить верную тональность взаимодействия с родителями, апеллировать к чувству родительской любви.

Первейшее условие взаимодействия школы и семьи – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчёт в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс личностного воспитания формирования ребёнка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект «семья» и вторичный, столь же мощный, – «школа».

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребёнка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, всё наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

С этих позиций и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т. е. ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися, привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании; ознакомление учителей – предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

При построении взаимодействия семьи и школы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребёнка; отдельное проживание молодых супругов и отсюда – утрачивание семейных традиций, затруднённость передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребёнка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым «вещизмом».

Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные её формы: общие и классные собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Причём, психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда подростковый возраст уже наступил и принёс свои проблемы. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их родительском пути.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них интерес, учитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, учитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит в будущем степень доверия родителей к классному руководителю.

Демонстрации видеоматериалов, слайдов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут обращаться к нему за советом и помощью и приходить на родительские собрания в класс, где учиться их ребёнок.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по их запросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей.

Психолого-педагогическое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.. Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними. Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.

Какие аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию и насколько серьёзно они должны контролироваться со стороны администрации школы?

Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся, родители должны знать какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию. Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.

Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, в спортивном зале, в библиотеке, в столовой и т.д.

Большое внимание учитель младших школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков внеклассных мероприятий.

Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллектив: родители должны знать, каковы традиции в школе и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями, какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приёмами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши и их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребёнком дома. Как работать с малышом по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить ребёнку непонятный материал, если ребёнок встретился с какими-то, трудностями.

Для того чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников , классный руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях. Родители должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.

Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребёнок. В моём классе есть интересная практика, когда каждая семья готовит и проводит один классный час в учебном году. Тема классного часа обсуждается с классным руководителем, а всё остальное – творчество семьи.
Для того, чтобы снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребёнка на старшую ступень обучения, классный руководитель должен уделить большое внимание уже в начальной школе знакомству родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом. Не менее важным является такой подход и в работе самого педагогического коллектива.

Видеть родителей будущих учеников, знать их отношение к школе и учебно- воспитательному процессу – это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения учащихся.

Одним из важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако, речь идёт не о психологической диагностике в чистом виде; речь идёт о психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребёнку и его семье стать ближе друг другу.

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает чёткое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

  • Родительских собраний
  • Тематических и индивидуальных консультаций
  • Внеклассных мероприятий
  • Организации поездок и экскурсий

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также у родителей и учеников.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу учителя, но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика даёт возможность дальнейшего совершенствования работы с семьёй и учащимися.

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьёй учащихся является коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребёнка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребёнок уже в младшем школьном возрасте выходит из повиновения родителей и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья.

Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек. Чтобы такая работа в классе была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если классный руководитель будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе и прогнозированию в воспитании собственных детей. Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьёй, в которой растут одарённые дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребёнка в обычном классе бывает очень трудным.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребёнка с одной стороны, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе. В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Учитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.

В индивидуальной коррекционной работе нуждаются семьи, где ребёнка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой, Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень не просто. Вот основные направления, по которым осуществляется взаимодействие семьи и школы.

2. Формывзаимодействия

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья воспитывать как хочет, мы не можем, Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания». (Макаренко А.С. Т.4, М: Изд-во АПН РСФСР, 1957 – С. 504)

С этих позиций и определяются основные задачи работы педагогов с родителями:

– Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
– Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
– Формирование у родителей потребности в самообразовании.
– Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые классный руководитель предъявляет к семье и к ребёнку.

Во взаимодействии с коллективом родителей учитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.
Предлагаются такие правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, – создайте необходимые условия для общения с вами!
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
  • То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность!
  • Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
  • Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен – обратиться за консультацией к специалистам!
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни.

Для того, чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели возможность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Хорошо налаженное организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Групповые формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать, тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и её ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребёнка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям первоклассников – ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский сад, впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:

I. Ф.И.О родителей

1. Возраст
2. Образование
3. Место работы, телефон
4. Общественная работа
5. Квартирные условия
6. Общий заработок семьи
7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

II.Ф.И.О ребенка

1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?
4. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?
5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)
6. Какие обязанности имеет дома?
7. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть?

III.

1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?
2. Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
6. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (Уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Для получения разносторонних сведений об учащихся, социальному педагогу вместе с классными учителями изучить характеристики, данные в детских садах. Просмотрев документы социальному педагогу и психологу необходимо составить себе список учащихся, с которыми следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу.

Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
Многие учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки должен также разрабатывать социальный педагог на следующие темы:

– Как вести себя в конфликтных ситуациях?
– Что должен уметь первоклассник?
– Что должен уметь второклассник?
– Что должен уметь третьеклассник?
– Правила поведения в общественных местах, в частности, в школе и др.

Памятки желательно подготавливать для каждой темы, которую рассматривают родители и учителя коллективно. В обязанности социального педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.

Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.

Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями – попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.

Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог и учитель берут такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

Обследование показало, что 51% пьющих во взрослом состоянии воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь. (Борисов Е.В., Васильева Л.П. Алкоголь и дети.М.: Медицина, 1984, С 28.)

Задача школы раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.

Если же методы убеждения не дают результатов, необходима требовательность, а если нужно, то и прямое вмешательство общественности.С целью антиалкогольной пропаганды совместно с учителями, вести внеклассную и внешкольную работу, в процессе которой организуются совместные с родителями выходы в театр, кино, экскурсии, выезды на природу, спортивные праздники, вечера досуга.

Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом случае каждая предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство, смущение, а иногда раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями – поучениями, замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересными, чаше приятными, доходчивыми.

Формы и методы работы с семьёй разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

Глава II. Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие развития их активной жизненной позиции

1. Единство воспитательных воздействий как один из основных принципов воспитания

Этот принцип, называемый также принципом координаций усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающего поколения. Здесь требуются, чтобы все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, или, рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогические воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигают, то воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому хверить, за кем идти. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Существуют правила реализации этого принципа:

  • Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, коллектива. Среди этих влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя
  • Огромная роль в формировании принадлежит семье.
  • Воспитатель (родитель или учитель) должен быть воспитан сам.
  • Устранять недоразумения, проблемы следуют, опираясь на то, что соединяет все воспитательные усилия.
  • Бережное отношение к авторитету коллектива.
  • Систематичность процесса воспитания.
  • Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов.

Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения. Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения – родительские комитеты, которые имеют своё положение, план, которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие, постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогает тем родителям, которые хотят понять своего ребёнка. Правильно организовать процесс общения с ним помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.

В связи с этим, на сегодняшний день, остро встаёт проблема педагогизации родителей – воспитание родителей.Как это происходит? Только совместными усилиями педагогов – учителей и самими родителями. Возможно много методов и форм работы по педагогизации родителей. Одной из таких форм по воспитанию родителей являются клубы родителей, целями которых можно считать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания в семье.

Каким рождается ребёнок – чистой доской, восковой массой? Это концепция, когда-то популярная, ушла в прошлое. Выдающийся педагог, ученый Ш.А.Амонашвили писал: «Ребёнок с пустыми руками не рождается. У каждого ребёнка своя миссия. О какой миссии идёт речь? Каждый ребёнок есть неповторимость и наделен от природы особым тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. У каждого есть своя изюминка. Я её рассматриваю как зёрнышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребёнок, встав взрослым, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Рождение любого ребёнка не есть случайность. Человек нужен человеку, а люди рождаются друг для друга».

Целиком разделяя это мнение, организуя весь процесс внеклассной работы, уделяю большое внимание содружеству учителя, учащихся и их родителей. Все эти четыре года совместной работы в классе велась работа таких родительских клубов:

  • Клуб «Здоровье» – куда входили родители, имеющие медицинское образование. Цель – воспитательная работа с родителями и детьми по закаливанию, по ведению ЗОЖ, по профилактике простудных заболеваний, по укреплению здоровья, по диагностике, по народной медицине.
  • Клуб «Культура» – ответственные учитель музыки, родители, работающие в системе культуры. Цель – работа с родителями и детьми по повышению культурного образа жизни, посещение музеев, выставок, организация концертов, вечеров.
  • Клуб «Спорт» – сюда входят классный руководитель, учитель физкультуры, родители спортсмены. Цель – создание здоровьесберегающей атмосферы в классе и дома, организация спортивных соревнований, проведение физминуток.
  • Клуб «Право» – сюда входят социальный педагог, родители, имеющие юридическое образование. Цель – консультация родителей и работа с детьми по правовым, юридическим вопросам.
  • Клуб «Умелые руки» координаторы – учителя трудового обучения и родители, имеющие отношение к строительству и мелкому ремонту.
  • Клуб «Хозяюшка» – учитель и родители – домохозяйки. Цель – практические занятия по ведению хозяйства, приусадебного участка.
  • Клуб «Книголюб» – координаторы библиотекарь и родители, имеющие отношение к книгам (учителя литературы, библиотекари). Цель – ознакомление с новинками литературы, с работой библиотеки, нахождение нужной литературы для родителей, привлечение родителей к работе школьной библиотеки, работа по созданию семейной библиотеки.
  • Клуб «Школа молодого родителя» сюда входят – классный руководитель и родители, имеющие большой опыт в воспитании детей. Цель – помочь молодым родителям в воспитании детей, обмен опытом, советами, разбор практических ситуаций.

Работа таких клубов сразу сплотила родителей в один дружный коллектив. Создав творческий союз учитель – ученик – родитель, мы организуем и совместно проводим свободное время. Создание таких клубов является одним из видов педагогической поддержки семьи.

Заключение

Таким образом, подытоживая вышесказанное. Приходим к выводу – влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. И какой сам родитель – таков и ребёнок. На сегодняшний день одной из главных задач совместной работы школы и семьи является педагогизация – воспитание самих родителей. Еще в начале ХХ века известный отечественный педагог и психолог Блонский П.П. говорил: «Нельзя воспитывать ребёнка не воспитывая его родителей»
И эта функция воспитания грамотных в педагогическом плане родителей должна лечь на плечи не только учителей. Педагогов, но и опираться на помощь самих родителей. И в этом отношении наши клубы по развитию педагогического роста родителей являются замечательной педагогической поддержкой семьи.
Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться к сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном. гражданском и семейном аспектах.
Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира – вот конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и школы.

Список использованной литературы:

1. Борисов Е.В., Васильева Л.П. Алкоголь и дети. М.: Медицина, 1984, С. 28.
2. Кузнецова Л.В., Семенов Г.С. Воспитательная работа в школе. М., 200.
3. Макаренко А.С. Т.4, М: Изд-во АПН РСФСР, 1957, С. 504.
4. Мелина С. Мировоззренческие аспекты работы с семьёй.// Воспитание школьников. №5, 2005, с.17.
5. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Профессия – учитель. М., 1987.
6. Парфёнова А., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы.// Воспитание школьников. №3, 2002, с. 25.
7. Писарева Л. Демографический подтекст воспитания.// Гароденое образование. №7. 2005, с. 179.
8. Подласый И.П. Педагогика. М., 2002.
9. Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе.// Воспитание школьников. №8, 2004. с. 16.
10. Тихонова Н. Российская семья в начале века.// Воспитание школьников №3, 2002, с. 29.

Приложение 1