Хочется поделиться с коллегами опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Работая в детском саду с 1994 года и проанализировав уровень воспитанности детей, я пришла к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Чтобы слова “Я люблю свою Родину” не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольника.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.
Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, я стараюсь создать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Руководя любым видом деятельности, я стараюсь влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию гражданской принадлежности.
Образовательная область: “Социализация”, “Коммуникация”, “Музыка”, “Художественное творчество”.
Образовательный компонент: “Социальный мир”, “Речевое развитие”, “Конструирование”, “Чтение художественной литературы”.
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой родине.
Предварительная работа: изготовление поделок (аппликация, конструирование); оформление фотовыставки “Мой любимый город”, выставка детских рисунков.
Ход
(Дети входят в группу. Садятся. Звучит мелодия “Новый, Новый, Новый Уренгой”).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы поговорим о нашем городе. Итак, в нашей большой стране Россия есть город… Новый Уренгой.
Ребенок:
Я привыкла тобою гордиться
И везде повторяю слова:
“Дорогая газовая столица,
Голубая северная сторона”.
Воспитатель:
- Иными словами город Новый Уренгой является газовой столицей России. Это один из наиболее крупных и развитых городов ЯНАО. Расположен город на Крайнем Севере. С начала это был небольшой поселок с названием Ягельное, затем постепенно он расстраивался, появились первые улицы, школы, библиотека и многое другое. Вскоре поселку присвоили статус города и новое название Новый Уренгой.
- Как называют жителей нашего города? (Уренгойцы).
- Все уренгойцы любят свой город, потому что это наша с вами родина – место, где мы родились. А вы, дети, любите Новый Уренгой? Стало быть, вы – настоящие уренгойцы.
Ребенок:
Ты родился в Уренгое,
Это родина твоя.
Были радости и горе,
Но он вырастил тебя!
Научил во тьме ходить,
Свою Родину любить.
В непогоду и напасти,
Подарил судьбу на счастье.
Ребенок:
Ты знаешь какой Уренгой?
Это белые снежные дали,
Это сказка где берег родной,
Вы такого во сне не видали!
Воспитатель:
- И, правда, такого замечательного города нет больше на свете. А теперь время игры пришло. Внимание видео вопрос: “Какой город изображен на экране?” (Показываю слайд-шоу о городе.)
Далее общение с детьми по схеме “вопрос – ответ”:
- Какого цвета флаг нашего города?
- Какая птица изображена на флаге нашего города?
- Наш город большой или маленький?
- Из скольких частей состоит наш город? Назовите их.
- В какой части города расположен наш детский сад “Березка”?
- Названия, каких улиц нашего города вы знаете?
- Как называется самая длинная улица нашего города?
- А какие общественные здания есть в нашем городе?
Ребенок:
Дома бывают разные
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Домашние, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые –
Красивые такие –
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.
Воспитатель:
-Ребята, а на каком транспорте можно попасть в наш город?
- Куда прибывает поезд?
- Где приземляется самолет?
- Какой городской транспорт вы знаете?
- Молодцы, я вижу, что вы многое знаете о нашем городе. И на память хочу подарить вам значки, на которых изображен Новый Уренгой.
- Жители Крайнего Севера трудятся на совесть. В тяжелых условиях добывают газ и нефть, занимаются оленеводством, ловят рыбу, строят здания, воспитывают и учат детей. Благодаря их труду жизнь становится с каждым днем все лучше и лучше.
Сейчас дети станут архитекторами-строителями, которые построят здания будущего: кто цирк, бассейн, лунопарк, школу, детский сад и т.д.
Игра “Юный архитектор”
(под музыку “Марш строителей”)
- Какие замечательные постройки, я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то осуществите свои мечты, планы в жизнь. Молодцы.
- Уренгойцы умеют не только достойно трудиться, но и пишут о своем городе прекрасные стихи и песни.
Ребенок:
Любимый город – Новый Уренгой!
Ты красивый, юный, молодой,
Один на свете город есть такой,
Такой холодный, тепленький такой.
Ребенок:
Кто сказал, что сказки нет на свете?
Сказка есть, поверьте, дети.
Эта сказка – город мой,
Город Новый Уренгой!
Ребенок:
Хочу я, вырасти и стать большим,
Уехать далеко – пусть плачут все за мною.
Не плачьте, знаю: без меня вам нелегко.
Я к вам вернусь в любимый город Новый Уренгой.
Ребенок:
Новый Уренгой – мой любимый город!
Дружит он с зимой. Частый гость здесь холод.
Летом здесь ветра, комары и мошки
С ночи до утра солнца свет в окошке.
Новый Уренгой нас объединяет –
Теплою душой он нас согревает!
Итог:
- Ребята, наш город Новый Уренгой – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то сможем сказать:
Ты по-прежнему светел и молод,
Я кварталы твои узнаю.
Ты прекрасен мой солнечный город!
Эту песню тебе я пою!
- Мы все должны гордиться, что живем в таком большом и красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.
Cм. презентацию.