Цели и задачи:
Образовательные:
расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;
научить применять ранее освоенные приемы и способы рисования при работе с красками и карандашами;
учить конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители;
учить располагать предметы и элементы красиво и равномерно по всей фоновой поверхности – тарелки с пластилиновой основой.
Развивающие:
развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
развивать самостоятельность, активность, творчество детей.
Воспитательные:
вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;
формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций;
учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах;
формировать бережное отношение к природным богатствам.
Методические приемы:
Литературное слово, ответы на вопросы, использование наглядностей, разгадывание загадок, рисование с использованием “волшебных линий” и различных приемов, составление пейзажных композиций, работа с бумагой, выполнение частично-поисковых заданий, физминутка, подвижная игра “Рыбки и щука”.
Словарная работа:
Рак-отшельник, улитка-береговушка, актиния, хищница, обитатели морского дна, щупальцы, несдобровать, клешня, плавники, жабры, чешуя.
Оборудование и материалы:
Иллюстрационные материалы, картины морского дна, предметы и элементы для пейзажной композиции “Морское дно”, цветная бумага, краски акварельные, простые карандаши, листы с “волшебными линиями”, стаканчики с водой, палитры, кисточки, зубные щетки, губки, клеенка, салфетки, магнитофон, диск “Волшебные звуки природы”, раскраска “Морские животные” из серии “Окружающий мир”, картинки разных рыб.
Предварительная работа:
Беседы, просмотр журналов, картинок, совместная деятельность воспитателя и детей по лепке и аппликации, отгадывание загадок, дидактические игры “Золотая рыбка”, “Собери картинку”, малоподвижные игры “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов.
Ход занятия
Дети и воспитатель сидят на коврике.
Воспитатель: Ребята, вы любите делать открытия?
Дети: Да-а!
Воспитатель: Мы сегодня с вами поедем на морское путешествие. Точнее, мы спустимся на дно морское, чтобы исследовать подводный мир. Закройте глаза и представьте себе, что мы все на подводном корабле, погружаемся на глубины морские. Через специальное окошко наблюдаем этот необычно красивый и загадочный подводный мир.
Дети закрыли глаза, слышна музыка и звуки морского побережья.
Воспитатель:
- Вот какое море –
Без конца и края.
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться.
Станет видно, кто там
В глубине таится.
Ребята, что же мы видим в морской глубине?
Предполагаемые ответы детей: Разные рыбки, акула, осьминоги, раки, медуза, морская звезда и т.д.
Воспитатель: Что же растет на дне морском?
Дети: Травы, водоросли.
Воспитатель: Какие они? Какого цвета водоросли?
Дети: Длинные, узкие, широкие, зеленые или коричневые.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют водорослями?
Дети: Потому что они в воде растут.
Подготовительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к столам и разделимся на две подгруппы (по 4 чел.). У нас есть 2 панно (одноразовые тарелки с пластилиновой основой) и множество других предметов: пластмассовые рыбки, осьминоги, морская звезда, черепахи, раки. Тут есть еще цветная бумага, фасоль, горох, ракушки, думаю, они нам будут нужны. Нам нужно составить композицию “Морское дно” - правильно расставлять все предметы в панн.
Дети рассматривают предложенный материал, расставляют рыбки и других морских жителей по панно. Воспитатель помогает детям аккуратно рвать бумагу на полосы, похожие на водоросли. Дети красиво расположат их на фоне панно, выложат на дно “камешки”, улитки, мелкие ракушки.
Воспитатель: А теперь, ребята, немножко отдохнем.
Физминутка.
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Воспитатель: Ребята, а на дне морском, где живут диковинные рыбы, осьминоги, медузы, приключилась сказочная история. Послушайте…
Жил на дне моря рак-отшельник. Одна клешня больше другой, хвостик маленький, брюшко мягкое. Нашел он как-то пустую раковину, забрался в нее. Понравился домик: надежный, защищает от зубастых рыб. Днем и ночью рак ползал с домиком по песку, покидал его редко: много вокруг хищниц. Бывало, высунется из раковины, чтобы схватить травинку или червяка, а враги тут как тут, только успевай прятаться. И решил рак найти себе хорошего друга. Такого, который смог бы его защитить.
- Береговушка! Давай с тобой дружить, - предложил он улитке-береговушке.
- Боюсь я твоих острых клещей, а мое тело мягкое и нежное, - ответила улитка.
Услыхала их медуза.
- Плыви ко мне, - предложила раку. – Будем с тобой дружить.
- Но я не умею плавать. Могу только по дну ползать, - ответил рак.
Медуза разочарованно удалилась.
Приуныл рак, даже об осторожности забыл, оставил домик свой, чертит на дне клешней разные фигуры. Вдруг навстречу огромная рыба плывет. Метнулся рак и домику, да в водорослях запутался. Глаза от страха закрыл и ждет своей погибели.
Прошла минута, вторая. Открыл рак глаза – тихо вокруг, никого. И вдруг увидел совсем рядом необычный цветок.
- Ты это спас меня? Как тебя зовут?
- Актиния.
Рачок внимательно посмотрел на актинию и спросил:
- Ты растение?
- Нет, я животное, но похожа на цветок. Посмотри на мои щупальца, они словно лепестки. Но тем, кто к ним прикоснется, несдобровать, обожгу.
- Давай с тобой дружить и жить вместе, - предложил рак-отшельник актинии. – Только ты будешь жить на крыше моего домика.
Призадумалась актиния: “А что, если в самом деле поселиться на крыше? Тогда мы будем вместе путешествовать по дню моря. Я увижу много интересного: морские растения, различных обитателей дна…. Это гораздо лучше, чем сидеть на одном месте”.
- Я буду ходить по дну и искать корм, а ты своими щупальцами будешь отпугивать врагов, - продолжил рак.
- Хорошо, я согласна стать твоим другом, - согласилась актиния. Обрадовался рак и бережно посадил ее на крышу своего домика.
С тех пор стали вдвоем жить-поживать. Актиния отпугивает своими щупальцами всех недругов, а рак-отшельник ищет корм да угощает ее обедом.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций морских животных из серии “Окружающий мир”.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем эту сказку. Для этой работы у нас все есть, нужно включить наши умения и фантазию.
Алгоритм работы:
- Смочите бумагу водой.
- По сырой бумаге проводите зубной щеточкой или губкой, используя больше различных цветов.
- Вспомните, какие “волшебные линии” используем при рисовании.
- По фону нарисуйте водоросли: рисуя их, применяйте линию красоты и разные приемы, которых вы знаете.
- Нарисуйте камешки с помощью пальчиков.
- Рисуйте кораллы, смешивая красный, алые и белые цвета.
- Нарисуйте карандашом героев сказки из “волшебных линий” и геометрических фигур.
- Раскрашивайте их.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились. Какие обитатели живут в этих рисунках?
Каждый ребенок рассказывает про свой рисунок.
Воспитатель: Мы хорошо поработали, а теперь, давайте, поиграем в игру “Рыбки и щука”. Выбираем “щуку”, а остальные будут “рыбками”. Двигаемся, изображая рыбок, сопровождая движения стихами:
Мы умеем быстро плавать,
Любим прыгать и нырять
Раз, два, три, четыре, пять-
Ни за что нас не поймать.
Вдруг водящий кричит: “Щука!” и дети - “рыбки” убегают, “щука” ловит их.
Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что вам понравилось наше морское путешествие. Мы научились исследовать морские глубины, сделали новые открытия, узнали много интересного. До новых встреч!