Дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, оказывают непосредственное воздействие и на процесс освоения экологической культуры. Эти эмоции проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Живая природа – удивительный сложный и многообразный мир, который изобилует непривычными формами, красками, звуками, запахами. Наличие данных свойств обеспечивает ей эмоциональную привлекательность для детей и обнаруживает возможности ее использования как средства воспитания и обучения. Особое место в этом мире отведено растениям и животным. Процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев трав, закатов и рассветов. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их в старшем дошкольном возрасте лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
У детей в дошкольном возрасте, как известно, преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики проектно-исследовательской деятельности.
Проект в целом способствует не только экологическому образованию, но и развитию ребенка как личности (мышление, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетическое развитие), оказывает оздоровительное влияние (основная часть работы проводится на открытом воздухе).
Основная цель проекта “Стройная березка”
Понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить исследовательский материал и полученные результаты, формировать навыки экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Проект “Стройная березка” долгосрочный на учебный год.
По количеству участников: дети и педагоги выпускной группы.
По содержанию: экологический проект
Подготовка материалов и оборудования.
Для проведения исследований необходимы:
- альбом для оформления результатов наблюдений; карандаши, фломастеры, восковые мелки, линейка; веревка, лупа;
- репродукции картин с изображением разнообразных деревьев;
- лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных; упаковочные материалы (стаканчики из-под йогурта, сметаны и др.) для проведения экспериментов;
- кормушки, скворечники,
- волшебный мешочек для игры “Угадай, что в мешочке”,
- ящик ощущений
- В группе сделана модель дерева, к ней набор “Что нужно нашему дереву”.
- Коробка для коллекции.
- Литература: книги стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о березе.
Реализация проекта
этап |
сроки |
задачи |
участники |
I этап |
август 2010 г. |
Выявить знания детей о деревьях, подготовить материал для реализации задач проекта, привлечь родителей к изготовлению макета дерева |
педагоги, родители, дети |
II этап |
сентябрь-апрель 2010-2011г.г. | Развитие познавательного интереса и
исследовательской деятельности. Сформировать:
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, заботливого и бережного отношения к миру растений, развивать чувство эмпатии к объектам природы. |
педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре родители, дети |
III этап |
май 2011 г. |
обобщение результатов работы, их анализ, составление рекомендаций для дальнейшей деятельности |
педагоги, родители, дети |
Этапы работы в рамках проекта
этапы |
формы работы |
задачи |
срок реализации |
I этап | Диагностика Маневцевой Л.М. Саморуковой
П.Г. (подраздел) растительный мир. Беседа о деревьях, выбор дерева для наблюдения Наблюдения за деревьями Игра “Найди дерево, траву, кустарник” Выбираем дереву имя |
выявить уровень знаний детей по разделу
растительный мир Выбрать дерево, которое нравится больше всего. (Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.) Подготовить тетрадь (альбом), в которой будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева (заинтересовать проблемой детей) |
август-сентябрь 2010 |
II этап | Изготовление макета дерева Проведение исследования изучение:
Замер дерева (высота, толщина ствола. Наблюдение за движением тени дерева. установка дождемеров и наблюдение за уровнем воды составление плана участка, на котором растет береза Чтение стихов, рассказов о березе: А.А.Плешаков Зеленые страницы” Г.Л.Ремезов, Е. М.Эратова “Войди в зеленый мир” А.Бунин “Листопад” Детский экологический журнал “Свирель” Творческая игра “А что было бы, если дерево заговорило” Продуктивная деятельность рисование “Стройная березка”, “Осенний пейзаж”, нетрадиционные техники рисования аппликация “Береза” лепка – барельеф “Березовый лист” трудовая деятельность: 1. Уход за деревом: полив (при необходимости), рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора. 2. Изготовление кормушки Отметить дату, появления первого снега. |
проведение исследовательской
деятельности с фиксацией результатов. Развитие речевого творчества и фантазии у детей, способность индентифицировать себя с деревом. Учить восхищаться красотой дерева и передать многообразие природных форм в рисунке, аппликации и лепке. |
сентябрь–ноябрь 2010 |
Наблюдения:
Экспериментальная деятельность: измерение глубины снега при помощи палочки. Какой снег, видны ли на нем следы грязи? продуктивная деятельность: рисование “Зимняя березка”, “Ветка березы”, нетрадиционные техники рисования аппликация “Сказочное дерево” лепка – барельеф “Иний на ветке” трудовая деятельность Изготовление кормушки подкормка птиц зимой. следить, чтобы после обильного снегопада не ломались ветки. Творческая игра “Сказка о заколдованном снежном дереве” |
ноябрь 2010 – март -2011 | ||
Наблюдения:
экспериментальная деятельность:
Продуктивная деятельность: Рисование “Первый листочек”, “Дружная семья”, нетрадиционные техники рисования Аппликация “Жучки и паучки” Трудовая деятельность: 1. Уход за деревом: полив (при необходимости), рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора. 2.Посадить рядом травянистые растения – цветы Творческая игра “Пробуждение дерева” |
март – май 2011 | ||
III этап | Праздник “День дерева” составление поздравительных открыток составление рекламных стихов мониторинг экологических знаний детей Диагностика Маневцевой Л.М. Саморуковой П.Г. (подраздел) растительный мир. |
анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей и педагогов. | май 2011 |
Работа с родителями
этапы |
формы работы |
задачи |
срок реализации |
I этап |
|
Повышать уровень экологической образованности родителей. Способствовать формированию и поддержанию семейных традиций, углублению совместной работы детей и родителей. | сентябрь 2010 - май 2011 |
II этап |
|
||
III этап |
|
Литература
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед.училищ по специальности № 2002 “Дошкольное воспитание” и № 2010 “Воспитание в дошкольных учреждениях”. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1980. – 272 с.
- Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А.Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Сост. Л.А.Каменева; Под ред. П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М., 1983. – 207 с.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. – М., 1989. – 144 с.
- Методические рекомендации к “Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е., испр и доп. . М.: Мозаика Синтез, 2005.-344 с.
- Обновление системы экологического воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы второй научно-практической конференции. 22 ноября 2000 г. – Н.Новгород, 2001 – 92 с.
- Программа воспитания ребенка-дошкольника /Под ред. О.В.Драгуновой. – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995 – 231 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е., испр и доп. . М.: Мозаика Синтез, 2005.-208 с.
- Рыжова Н.А. Программа “Наш дом – природа”. М.: “Карапуз –дидактика”, 2005.- 192 с
- Рыжова Н.А. Не просто сказки.- М., Линка – Пресс, 2002г.-192 с.
- Экологическое воспитание дошкольника: Пособие для специалистов дошкольного воспитания
- Тропинка в природу Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Экологическое воспитание детей в детском саду . Программа и конспекты занятий. С-Пб, 2001