Экологический проект "Стройная березка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, оказывают непосредственное воздействие и на процесс освоения экологической культуры. Эти эмоции проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Живая природа – удивительный сложный и многообразный мир, который изобилует непривычными формами, красками, звуками, запахами. Наличие данных свойств обеспечивает ей эмоциональную привлекательность для детей и обнаруживает возможности ее использования как средства воспитания и обучения. Особое место в этом мире отведено растениям и животным. Процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев трав, закатов и рассветов. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их в старшем дошкольном возрасте лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

У детей в дошкольном возрасте, как известно, преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики проектно-исследовательской деятельности.

Проект в целом способствует не только экологическому образованию, но и развитию ребенка как личности (мышление, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетическое развитие), оказывает оздоровительное влияние (основная часть работы проводится на открытом воздухе).

Основная цель проекта “Стройная березка”

Понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить исследовательский материал и полученные результаты, формировать навыки экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Проект “Стройная березка” долгосрочный на учебный год.

По количеству участников: дети и педагоги выпускной группы.

По содержанию: экологический проект

Подготовка материалов и оборудования.

Для проведения исследований необходимы:

  • альбом для оформления результатов наблюдений; карандаши, фломастеры, восковые мелки, линейка; веревка, лупа;
  • репродукции картин с изображением разнообразных деревьев;
  • лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных; упаковочные материалы (стаканчики из-под йогурта, сметаны и др.) для проведения экспериментов;
  • кормушки, скворечники,
  • волшебный мешочек для игры “Угадай, что в мешочке”,
  • ящик ощущений
  • В группе сделана модель дерева, к ней набор “Что нужно нашему дереву”.
  • Коробка для коллекции.
  • Литература: книги стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о березе.

Реализация проекта

этап

сроки

задачи

участники

I этап

август 2010 г.

Выявить знания детей о деревьях, подготовить материал для реализации задач проекта, привлечь родителей к изготовлению макета дерева

педагоги, родители, дети

II этап

сентябрь-апрель 2010-2011г.г. Развитие познавательного интереса и исследовательской деятельности.

Сформировать:

  • умения и навык наблюдения за природным объектом – дерево,
  • навыки элементарной природоохранной деятельности,
  • умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к деревьям.

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, заботливого и бережного отношения к миру растений, развивать чувство эмпатии к объектам природы.

педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре родители, дети

III этап

май 2011 г.

обобщение результатов работы, их анализ, составление рекомендаций для дальнейшей деятельности

педагоги, родители, дети

Этапы работы в рамках проекта

этапы

формы работы

задачи

срок реализации

I этап Диагностика Маневцевой Л.М. Саморуковой П.Г. (подраздел) растительный мир.

Беседа о деревьях, выбор дерева для наблюдения

Наблюдения за деревьями

Игра “Найди дерево, траву, кустарник”

Выбираем дереву имя

выявить уровень знаний детей по разделу растительный мир

Выбрать дерево, которое нравится больше всего. (Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.)

Подготовить тетрадь (альбом), в которой будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева (заинтересовать проблемой детей)

август-сентябрь 2010
II этап Изготовление макета дерева

Проведение исследования

изучение:

  • листьев, сравнение размеров листьев,
  • коры и других частей дерева, почвы под ним
  • обитателей стола дерева (рассматривание ствола с помощью лупы)
  • рассматривание дождевых червей

Замер дерева (высота, толщина ствола.

Наблюдение за движением тени дерева.

установка дождемеров и наблюдение за уровнем воды

составление плана участка, на котором растет береза

Чтение стихов, рассказов о березе:

А.А.Плешаков Зеленые страницы”

Г.Л.Ремезов, Е. М.Эратова “Войди в зеленый мир”

А.Бунин “Листопад”

Детский экологический журнал “Свирель”

Творческая игра “А что было бы, если дерево заговорило”

Продуктивная деятельность

рисование “Стройная березка”, “Осенний пейзаж”, нетрадиционные техники рисования

аппликация “Береза”

лепка – барельеф “Березовый лист”

трудовая деятельность:

1. Уход за деревом: полив (при необходимости), рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора.

2. Изготовление кормушки

Отметить дату, появления первого снега.

проведение исследовательской деятельности с фиксацией результатов.

Развитие речевого творчества и фантазии у детей, способность индентифицировать себя с деревом.

Учить восхищаться красотой дерева и передать многообразие природных форм в рисунке, аппликации и лепке.

сентябрь–ноябрь 2010
  Наблюдения:
  • отметить дату, появления первого снега.
  • выяснить, где больше снега - под деревом или на открытом месте? (где снег рыхлый, а где утоптанный?)
  • где обитатели дерева в зимний период?

(а что с ними происходит сейчас? Что они делают зимой? Помогает ли им снег?)

  • как снег помогает самому дереву?
  • какого цвета снег под деревом?
  • всегда ли он одинакового цвета?
  • когда он блестит, переливается на солнце?
  • снег под деревом чистый или нет?
  • образуется ли в зимнее время на ветках вашего дерева иней

Наблюдения за птицами, прилетающими на кормушку:

  • отметить день, когда увидели на своем дереве первую птицу,
  • какие птицы прилетели,
  • как ведут себя.

Экспериментальная деятельность:

измерение глубины снега при помощи палочки.

Какой снег, видны ли на нем следы грязи?

продуктивная деятельность:

рисование “Зимняя березка”, “Ветка березы”, нетрадиционные техники рисования

аппликация “Сказочное дерево”

лепка – барельеф “Иний на ветке”

трудовая деятельность

Изготовление кормушки подкормка птиц зимой.

следить, чтобы после обильного снегопада не ломались ветки.

Творческая игра “Сказка о заколдованном снежном дереве”

  ноябрь 2010 – март -2011
 

Наблюдения:

  • где снег тает раньше - под деревом или на открытом месте. Почему?
  • за почками, из которых потом появятся листья (какие они пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?)
  • Отметить время появления первых почек
  • Как растут цветки на дереве (по одному или дружной семьей какого они цвета, формы? чем пахнет цветок? когда запах сильнее - перед дождем или после? для кого он пахнет? Понаблюдайте, кто прилетает к цветкам: пчелы, бабочки, шмели? Как часто они их посещают?
  • Есть ли пыль на листьях?
  • В дождливую погоду дети прячутся под деревом. Хорошо ли ваше дерево спасает от дождя?
  • Обратите внимание на то, где быстрее высыхают лужи - под деревом или на открытом месте.
  • бывает ли на листьях роса. На что похожи ее капельки?

экспериментальная деятельность:

  • эксперимент с клейкой лентой. Дети могут просто провести по ним пальцем и посмотреть, осталась ли на нем пыль, сложное исследование: клейкую бумагу (ленту), приложить к ней листочек верхней стороной, затем осторожно снять. Посмотреть, остался ли на бумаге пыльный след. Если пыль есть, откуда она могла взяться? Хорошо ли дереву в таком месте?
  • эксперимент с испарение влаги с листа (Взять полиэтиленовый пакет, наденьте его на ветку и плотно завяжите, чтобы в пакет не проникал воздух. Через некоторое время в пакете появятся капельки воды. Откуда они взялись? Разрешите детям дотронуться до капелек.
  • эксперимент – какие насекомые обитают на дереве. Разложить под деревом большой лист бумаги. Аккуратно потрясти над ним одну ветку березы. С помощью лупы рассмотреть всех насекомых и пауков, упавших на бумагу. Обязательно вернуть обитателей дерева обратно, встряхнув ткань над листьями. Сколько “жильцов” вы обнаружили? Кто из них больше всего понравился?
  • эксперимент – маскировочная окраска насекомых. Хорошо ли они заметны на коре и листьях? Какая у них окраска - яркая или под цвет места их обитания? Почему гусеница яркая? Почему многие насекомые стараются быть незаметными? Если обнаружат насекомое зеленого цвета, положить его сначала на листик, а затем на ствол. В каком случае оно менее заметно?
  • Куда бегут ручейки после таяния снега - от березы или к березе? Для определения направления подойдут самодельные кораблики. Составление план расположения весенних ручейков и луж, которые образовались вблизи дерева.
  • Обратите внимание на то, где быстрее высыхают лужи - под деревом или на открытом месте.

Продуктивная деятельность:

Рисование “Первый листочек”, “Дружная семья”, нетрадиционные техники рисования

Аппликация “Жучки и паучки”

Трудовая деятельность:

1. Уход за деревом: полив (при необходимости), рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора.

2.Посадить рядом травянистые растения – цветы

Творческая игра “Пробуждение дерева”

  март – май 2011
III этап

Праздник “День дерева”

составление поздравительных открыток

составление рекламных стихов

мониторинг экологических знаний детей

Диагностика Маневцевой Л.М. Саморуковой П.Г. (подраздел) растительный мир.

анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей и педагогов. май 2011

Работа с родителями

этапы

формы работы

задачи

срок реализации

I этап
  • Привлечь к изготовлению пособий в рамках проекта
  • Познакомить с целями и задачами реализуемого проекта “Стройная березка”
Повышать уровень экологической образованности родителей. Способствовать формированию и поддержанию семейных традиций, углублению совместной работы детей и родителей. сентябрь 2010 - май 2011
II этап
  • оформление вместе с детьми альбома наблюдений,
  • посадка деревьев и кустарников, цветочных растений на клумбы
  • изготовление поделок,
  • совместные с детьми зарисовки наблюдений
  • создание книги “Наше дерево”
III этап
  • создание рекламы по природоохранной деятельности
  • изготовление поздравительных открыток к празднику “День дерева”

Литература

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед.училищ по специальности № 2002 “Дошкольное воспитание” и № 2010 “Воспитание в дошкольных учреждениях”. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1980. – 272 с.
  2. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А.Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Сост. Л.А.Каменева; Под ред. П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М., 1983. – 207 с.
  3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. – М., 1989. – 144 с.
  4. Методические рекомендации к “Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е., испр и доп. . М.: Мозаика Синтез, 2005.-344 с.
  5. Обновление системы экологического воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы второй научно-практической конференции. 22 ноября 2000 г. – Н.Новгород, 2001 – 92 с.
  6. Программа воспитания ребенка-дошкольника /Под ред. О.В.Драгуновой. – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995 – 231 с.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е., испр и доп. . М.: Мозаика Синтез, 2005.-208 с.
  8. Рыжова Н.А. Программа “Наш дом – природа”. М.: “Карапуз –дидактика”, 2005.- 192 с
  9. Рыжова Н.А. Не просто сказки.- М., Линка – Пресс, 2002г.-192 с.
  10. Экологическое воспитание дошкольника: Пособие для специалистов дошкольного воспитания
  11. Тропинка в природу Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Экологическое воспитание детей в детском саду . Программа и конспекты занятий. С-Пб, 2001