Урок русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. познакомить учащихся с правилом написания разделительного Ъ знака,
  2. выработать навык правописания разделительного Ъ знака в словах,
  3. вспомнить правило написания разделительного мягкого знака,
  4. развивать умение правильно слышать слово с разделительным Ъ, логическое
    мышление,
  5. развивать способность устанавливать логические связи;

Ход урока

1. Организационный момент.

Здороваемся с гостями на уроке.

Запись числа, классная работа, день недели.

2. Минута чистописания:

Запись на доске:

подъезд, веселье, съел, безделье, платье, объявление

Прочитайте слова, записанные на доске.

На какие группы можно разделить слова? Почему?

Какое слово лишнее? Почему? (съел - глагол)

Какие буквы в этих словах не обозначают звука? (Ъ, Ь)

Сегодня мы повторим, как пишутся Ь и Ъ знаки и как соединяются с другими буквами (правила посадки при письме)

Вернемся к нашим словам:

Задание 1. Запишите слова в 2 столбика:

подъезд веселье
съел безделье
объявление платье

адание 2. Разберите слова по составу. Что можно сказать о том, где пишется Ъ и Ь знаки?

Вывод 1. Разделительный Ъ знак пишется между приставкой корнем

Перед какими буквами пишется разделительный Ь знак? (я, ё, е, ю, и)

3. Объявление темы:

Сегодня мы с вами должны узнать, понять правила о правописании Ъ знака.

На доске слова:

Выезд, подъезд, переезд, объезд, проезд, отъезд

1) Найдите общее в данных словах (у них корень -езд, и общий состав; отвечают на
вопрос что?

2) Разделите слова на 2 столбика:

выезд подъезд
переезд объезд
проезд отъезд

- Чем отличаются эти слова? (без Ъ с Ь)

- Разберите слова по составу.

  1. Подчеркните первую букву корня двумя чертами. Какая это буква? (гласная)
  2. Подчеркните букву, на которую оканчивается приставка одной чертой. Какие это буквы? (гласные и согласные)

После каких приставок пишется Ъ, (оканчивается на согласную букву)

Какие вы знаете приставки, оканчивающие на согласную букву? (с, от, об, в, раз, рас, под, над, из, ис)

Вывод 2. После приставки, оканчивающую на согласную букву.

Физминутка.

4. Работа по учебнику.

1) Учебник стр 20.

2) Чтение темы.

Упр. 42: а) читаем слова

б) анализируем орфограммы

с) списать слова сЪ

Упр.42: Подъезд, объявление, съежился, разъюлился, разъяснить, отъезд.

1) Выдели приставку и корень

2) Подчеркни согласную букву на которую оканчивается приставка и только перед
определенными гласными буквами пишется Ъ. Подчерните их (=)

Какие это буквы? (е, ё, ю, я)

Вывод 3. Что разделяет Ъ? (приставку, оканчивающуюся на согласную букву и корень, начинающийся с гласной)

Читаем правило в учебнике.

5. Физкультминутка

Прошу Вас, не надо съезжать по перилам (голова влево - вправо),

Вы можете в зубы попасть крокодилам (руками «ножницы»)!

Они притаились на каждой площадке (приседают),

И всех, кто съезжает, хватают за пятки (тянемся до пят).

И тащат на дно африканского Нила (тянутся вверх)

Прошу Вас, е надо съезжать по перилам (выдох)

Кто заметил слово с разделительным Ъ в нашем стихотворении? (съезжать)

6. История Ъ знака

Слова на доске: сад - садъ, хлеб - хлебъ, под'ём, об'яснить (апостроф)

7. Письмо по памяти со словарными словами

объёмная р.бота

разъярённый м.две..

съежился (на) м.розе

съесть м.рко..

отъехали от м.г.зина

объяснил дев.чке

Что объединяет слова каждого столбика?

Ориентируясь на второе слово, напиши словосочетания полностью. Проверяем.

8. Итог урока:

Рефлексия. Понравился ли урок?

Выводы: Что узнали о написании Ъ знака?

Молодцы! Всем спасибо!