Цель: уточнение и расширение знаний детей о воде.
Задачи:
- Дать представление о свойствах и видах воды.
- Развивать речь, мышление, любознательность.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: комплексное.
Материально-техническое обеспечение: иллюстрации с изображением видов воды. Оборудование для проведения опытов: поднос-2 шт., стаканчики (7 шт.), вода, песок, молоко, ложечка, кофе (растворимый), краски, лёд, горелка, колба, спички. Шапочки для игры “Живое домино”.
Ход занятия
I. Орг. момент
II. 1) Для того, чтобы узнать, о чём сейчас пойдёт речь, послушайте стихотворение- загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (Воды)
- Правильно. Сегодня мы поговорим о воде. Для чего нам нужна вода? (Ответы обучающихся.)
2) Загадки о различных видах воды.
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку
Очень трудная загадка?
(Дождь)
И не снег, и не лёд
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
Много-много звёздочек,
Тонких, как стекло.
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
(Снежинки)
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лёд)
Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
(Туман)
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладонях и во рту.
(Снег)
В каплях всё вокруг блестит,
Луг алмазами покрыт.
(Роса)
Ледяной горох
Поскакал на порог.
Если землю покрыл
Урожай погубил.
(Град)
3) Физ. минутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась
Над водою закружилась.
4) Опыты. Свойства воды.
А теперь, я приглашаю вас в лабораторию, чтобы больше узнать о воде. Здесь мы будем проводить опыты. Работать нужно тихо, не мешая друг другу. Приступим к первому опыту.
- Возьмите баночку с водой и опрокиньте её на поднос. Что случилось с водой? (Она растеклась по подносу).
- А теперь возьмите формочку с песком и опрокиньте её на поднос. Что случилось с песком? (Песок лёг горкой).
- Значит эти вещества разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий. Мы определили, что вода – жидкость.
Следующий опыт: опустим в стакан с водой и в стакан с молоком ложечку.
Что вы обнаружили? (В стакане с водой ложку видно, а с молоком – нет).
- Значит, какая вода? (Прозрачная).
- А можно сделать воду не прозрачной? (Можно). А как это можно сделать? Добавить акварельные краски. Сделайте. Ребята добавляют в воду акварельные краски и обнаруживают, что вода изменила окраску.
- Что мы узнали из наших опытов? (Вода – жидкость, она прозрачная).
- А запах у воды есть? (Дети нюхают воду, убеждаются, что она ничем не пахнет).
- Я сейчас добавлю в воду кофе. Появился запах? (Появился, вода пахнет кофе).
- Вода не только может изменить цвет, но и запах. Обыкновенная вода без вкуса – безвкусная. А если в воду добавить соль, сахар, лимон, какой она станет? (Солёной, сладкой, кислой).
- Вчера я поставила формочку с водой в холодильник. Я её принесла. Посмотрите, что случилось? (Вода замерзла и превратилась в лёд).
- А сейчас кусочек льда я положу в колбу и подогрею. Что происходит? (Сначала лёд превратился в воду, а потом вода превратилась в пар).
- Можно сделать вывод: вода может находиться в твёрдом, жидком и парообразном (газообразном) состоянии.
Выводы детей: вода жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни вкуса, ни запаха. А ещё, вода как волшебница, может превращаться летом в дождь, когда очень жарко в пар, а зимой в снег, лёд, сосульки.
5) Мы хорошо поработали в нашей лаборатории, и пришло время поиграть в игру “Живое домино”.
Возьмите себе по одной шапочке, наденьте на голову (на шапочках изображены различные виды воды). По сигналу вы разбегаетесь в разные стороны, а когда я скажу: “Найди себе пару” – находите того, у кого такая же шапочка, и берётесь за руки.
6. Сказка “О нефтяной рыбке”.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу. Как-то раз пошёл старик к синему морю.
Первый раз закинул он невод. Пришел невод с пластиковой бутылкой и рваным пакетом.
Второй раз он закинул невод. Выловил рваный башмак и резиновую шину.
Третий раз закинул он невод. Пришёл невод с одною рыбкою. С непростою рыбкою – золотою. Как взмолилась рыбка человеческим голосом…
Только не отпуская меня, старик, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою. Отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться рыбкой золотою.
Рыбка, ты же волшебница. Неужели ты не можешь сделать так, чтобы везде была только чистая вода?
Не могу! Этого должны захотеть все люди на всей Земле. Только тогда снова станут чистыми наши моря и реки, а я из нефтяной рыбки стану золотой.
Обсуждение сказки с детьми.
III. Подведение итогов.
Вода жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни вкуса, ни запаха. А ещё, вода как волшебница, может превращаться летом в дождь, когда очень жарко, в пар, а зимой в снег, лёд, сосульки. На свете нет ничего драгоценней, чем чудесная и вместе с тем самая обыкновенная вода. Беречь воду – значит беречь жизнь и здоровье, красоту и богатство окружающей природы. Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям, и хоть много воды на планете её надо беречь.
Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы, нет, нет, нет!
С. Погореловский.