Мы живем в период модернизации российской образовательной системы. Переход на новые образовательные стандарты предъявляет принципиально новые требования к педагогическому сообществу и привносит в образовательное пространство школы инновационные подходы в обучении и воспитании ребенка. На сегодняшний день социальным заказом общества можно считать формирование творческой личности с широким научным кругозором, неординарным мышлением, умеющей ставить и решать оригинальные задачи. Школа решает поставленные перед ней задачи путем урочных и внеурочных форм работы, где особое место отводится совместной субъектно-ориентированной деятельности ученика и учителя.
В негосударственной общеобразовательной школе "Выбор" функционирует научное общество учащихся "Парнас", которое руководствуется в своей деятельности Положением о научном обществе учащихся "Парнас" НОУ школы "Выбор" (Приложение 1).
Научное общество учащихся "Парнас" в той или иной степени определяет работу всех методических объединений школы. Особо следует отметить работу методического объединения учителей естественно-математического цикла.
Прежде всего, педагоги естественно-научной кафедры школы стремятся выявить детей, заинтересованных в научно-познавательной деятельности. С этой целью учителя МО опираются на апробированные на практике методы:
- выявление критериев, позволяющих судить о естественно-математическом складе ума у школьника;
- анкетирование учащихся школы для определения личностных интересов каждого ученика;
- сбор сведений у учителей-предметников и классных руководителей о наличии естественно-математических способностей школьников;
- мониторинг мнения родителей о склонностях и сфере интересов их ребенка;
- участие в интеллектуальных состязаниях и тестовых программах различного уровня, позволяющих определить способности ученика;
- анализ соотношения результатов тестирования и успехов в реальной деятельности;
- проведение внеурочных мероприятий, позволяющих ребенку проявить свои способности.
Работа методического объединения учителей естественно-научного цикла с учениками школы в рамках НОУ "Парнас" осуществляется по нескольким направлениям:
В статье рассмотрено лишь одно из направлений деятельности научного общества учащихся - интеллектуальные состязания.
Для развития природных задатков детей и поддержания их интереса к предметам естественно-математического цикла педагоги школы организуют еженедельные интеллектуальные состязания. Система проведения интеллектуальных игр спланирована таким образом, что в течение месяца проходит полный круг предметов естественно-научного цикла: математика, физика, химия, биология, география.
В презентации к этой работе вы можете ознакомиться с примером интеллектуальной игры по географии.
В интеллектуальных состязаниях принимают участие ученики 5 - 8 классов, самостоятельно формирующие разновозрастные команды и назначающие ведущего игры. Учителя подбирают для состязаний нестандартные задания, вопросы или проблемы, решить которые необходимо с оптимальным эффектом. Время игры составляет один академический час, во время которого главная роль отводится ученику, что способствует раскрытию творческого потенциала личности, а также самореализации и самовыражению ребенка.
Важно, что интеллектуальные состязания проводятся в игровой форме и несут в себе следующие характеристики:
В ожидании следующей интеллектуальной игры дети с нескрываемым задором обсуждают услышанное и делятся впечатлениями от вопросов и заданий состязания. Забавно слышать, как участники научного общества "Парнас" хвастаются друг перед другом, чьи родители смогли ответить на заинтересовавшие их вопросы, а чьи затруднились.
Успех педагогов заключается в том, что они смогли вовлечь детей в активную внеурочную работу в рамках деятельности научного общества, число участников которого постоянно растет.
Таким образом, живой интерес к естественным наукам позволяет заинтересованным и мотивированным детям достичь отличных результатов в обучении как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях (предметные олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы). А победы ученика - это победы учителя в частности и школы в целом!