Коллеги, а вы часто используете видео на уроках? Какие видеофрагменты вы используете? Нужно ли вообще использовать видео на уроках иностранного языка? Для меня ответ на все эти вопросы очевиден, видео необходимо включать в процесс обучения иностранному языку, при чем, чем чаще мы его используем, тем больше пользы. Но очень часто наши учителя просто не могут использовать видеоматериалы, так как большинство современных школьных УМК их не содержит, а значит, учителю самому необходимо найти подходящий теме, возрасту, знаниям видеофрагмент, составить к нему комплекс упражнений (как для более сильных учеников, так и для ребят послабее), обеспечить просмотр. Зачастую это является одной из важнейших причин неиспользования видео – его просто негде посмотреть. О материальном обеспечении наших классов можно долго рассуждать, но сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом использования видеофрагментов на уроке французского языка.
В отличие от аудио и печатного текста, которые, безусловно, могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде, невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте
В данной статье я хотела бы остановиться именно на коротких сюжетах, продолжительностью 1-2 минуты по различным темам. Почему именно на таких сюжетах? На мой взгляд, они наиболее удачно вписываются в современный урок иностранного языка, придают ему динамичность, обеспечивают возможность аудирования аутентичных текстов, повышают мотивацию учащихся. Если к продолжительным видеосюжетам необходим комплекс упражнений, содержащий все этапы работы с текстом (дотекстовый, текстовый и послетекстовый), то короткие фрагменты видео можно использовать как дополнение к основному виду деятельности.
Вот некоторые примеры заданиий и видеосюжетов, которые можно использовать при изучении любых тем.
Задание | Можно использовать | Видеосюжет |
Найдите сходства и различия с английским алфавитом | при изучении алфавита | http://www.youtube.com/watch?v=PaIgydcnUEQ |
Озвучьте видеосюжет | при проверке лексики по дням недели | http://www.youtube.com/watch?v=Lpwf5N0rfVE |
Найдите цвета (Приложение 1) | при введении и проверке лексики по цветам | http://www.youtube.com/watch?v=iSkerb3W_qQ |
Соедините цифру и слово (Приложение 2) | при изучении цифр | http://www.youtube.com/watch?v=oIUr8omTpCs |
Заполните таблицу эквивалентами (Приложение 3) | при изучении спряжения глагола AVOIR | http://www.youtube.com/watch?v=Sew768i_yEU |
Сколько времени (Приложение 4) | при изучении времени | http://www.youtube.com/watch?v=bckLA-6ygkY&feature=related |
Скажите, какие фрукты находятся в корзине (Приложение 5) | при введении и повторении лексики фрукты | http://www.youtube.com/watch?v=lkavvrQPMaQ&feature=results_main&playnext=1&list=PL201F5FD90BBAE4BC |
Опишите человека (Приложение 6) | при изучении частей тела | http://www.youtube.com/watch?v=iM3iA7kDMz8&feature=related |
Подберите русские эквиваленты к французским выражениям (приложение 7) | при изучении погоды | http://www.youtube.com/watch?v=BGFoA_HW9iY&feature=related |
Как тебя зовут? Кто ты по национальности? | при введении темы «Знакомство» | http://www.youtube.com/watch?v=u5RqjAYDcDA&feature=related |
Расставьте предметы на свои места | При введении и закреплении лексика по теме «квартира» | http://www.youtube.com/watch?v=Nt8SNbR9pXw&feature=endscreen&NR=1 |
Так же огромным обучающим и мотивационным потенциалом обладают мультфильмы (Приложение 8). Здесь можно использовать большой спектр обучающих упражнений, от самых простых (соотнесите название и видеосюжет, найдите отличие между написанным текстом и видеосюжетом) до сложных (озвучьте сюжет).
Безусловно, это лишь маленькая часть всевозможных заданий и видеосюжетов. Но, посмотрите, как легко и просто любой фрагмент можно использовать в совершенно различных ситуациях. На мой взгляд, видео это очень богатая страница французской культуры, которую необходимо использовать на уроке, и которая сейчас может быть очень актуальна, поскольку в настоящее время мы вольны использовать и различные компьютерные программы и интернет. Все это позволяет сделать процесс обучения более интересным, мобильным и использовать самые «свежие» и интересные материалы. Конечно, использовать видео на уроке или нет, это личное дело каждого учителя, но для меня без видео нет современного урока иностранного языка.
При написании статьи использовалась «Методика обучения иностранным языкам» Солововой Е.Н.; видео взяты с сайта www.youtube.com