Вопросы физического и экологического воспитания детей становятся пристальным вниманием, и это не случайно. Ухудшение здоровья дошкольников нашей страны и, в частности, нашего города напрямую зависит от экологической обстановки в нем: наличие заводов, загрязняющих окружающую среду, потребительское отношение человека к природе, и многое другое. Это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию детей с самого раннего детства.
Система экологического воспитания МДОУ «ЦРР детский сад № 47» осуществляется по комплексной программе «Радуга» через раздел – познавательное развитие. Наряду с этим реализуется авторизованная программа «Оглянись вокруг» для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) целью, которой является развитие начал экологической культуры посредством экологического воспитания и физического развития.
Одной из эффективных форм работы с детьми являются прогулки по окрестностям, рекомендованные авторами программы «Радуга». Прогулки используются нами в качестве вспомогательного средства для обобщения и закрепления экологических представлений у детей в рамках экологического образования. Они способствуют знакомству с животным и растительным миром родного края непосредственно в естественных для них условиях, позволяют удовлетворять потребность ребенка в активной деятельности в рамках экологического воспитания. Прогулки решают задачи не только экологического воспитания, но и физического развития, такие как совершенствование, закрепление основных видов движения, развитие физических качеств, и используются нами как эффективное средство отдыха во время, отведенное для прогулок.
Структура прогулки
| Этап | Структура | Время | Содержание | |
| Подготовка к прогулке |
|
|||
| 1 | Прогулка Игровая мотивация | 3 мин | 3 мин |
|
| Движение по маршруту | 10-15 мин | 12-15 мин |
|
|
| Отдых | 5-7 мин | 5 мин |
|
|
| Движение по маршруту | 7-10 мин | 10-13мин |
|
|
| 2 | Самостоятельная двигательная активность | 15-20 мин | 20-25 мин |
|
| Совместная организованная деятельность | 15-20 мин | 20-25мин |
|
|
| 3 | Движение по маршруту (обратно по кратчайшему пути) | 8-10 мин | 10-13мин | беседа о прогулке (что понравилось, что увидели интересного, …) |
| Деятельность в группе(после прогулки) |
|
|||
| Время | 80-90 | 90-110 | ||
Тематика прогулок составлена с учетом месторасположения ДОУ в живописном районе «Дубрава». Содержание прогулок дополняют темы НОД с детьми. Прогулки рассчитаны на два учебных года для детей второй младшей и средней групп и проводятся два раза в месяц в соответствии с учебным планом ДОУ.
Учебный план
| № п/п | Разделы программы | Количествозанятий | Количествопрогулок | ||
| младшая | средняя | младшая | средняя | ||
| 1 | Жизнь растений | 4 | 3 | 6 | 6 |
| 2 | Обитатели уголка природы | 2 | 1 | - | - |
| 3 | Животные рядом | 3 | 2 | 2 | 2 |
| 4 | Живая и неживая природа | 4 | 7 | 6 | 7 |
| 5 | Человек | 3 | 4 | 2 | 2 |
| 6 | Мой родной край | 2 | 1 | 2 | 1 |
| Всего: | 18 | 18 | 18 | 18 | |
Данные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в качестве вспомогательного средства, организованного в рамках экологического воспитания.
Мир природы и мир движения становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта