Использование эффективных форм в преподавании экологии

Разделы: Экология


Вопросы физического и экологического воспитания детей становятся пристальным вниманием, и это не случайно. Ухудшение здоровья дошкольников нашей страны и, в частности, нашего города напрямую зависит от экологической обстановки в нем: наличие заводов, загрязняющих окружающую среду, потребительское отношение человека к природе, и многое другое. Это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию детей с самого раннего детства.

Система экологического воспитания МДОУ «ЦРР детский сад № 47» осуществляется по комплексной программе «Радуга» через раздел – познавательное развитие. Наряду с этим реализуется авторизованная программа «Оглянись вокруг» для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) целью, которой является развитие начал экологической культуры посредством экологического воспитания и физического развития.

Одной из эффективных форм работы с детьми являются прогулки по окрестностям, рекомендованные авторами программы «Радуга». Прогулки используются нами в качестве вспомогательного средства для обобщения и закрепления экологических представлений у детей в рамках экологического образования. Они способствуют знакомству с животным и растительным миром родного края непосредственно в естественных для них условиях, позволяют удовлетворять потребность ребенка в активной деятельности в рамках экологического воспитания. Прогулки решают задачи не только экологического воспитания, но и физического развития, такие как совершенствование, закрепление основных видов движения, развитие физических качеств, и используются нами как эффективное средство отдыха во время, отведенное для прогулок.

Структура прогулки

Этап Структура Время Содержание
  Подготовка к прогулке    
  • определить маршрут, задачи
  • подготовить оборудование, игры для отдыха
1 Прогулка Игровая мотивация 3 мин 3 мин
  • сюрпризный момент, появ-ление игрового персонажа
Движение по маршруту  10-15 мин 12-15 мин
  • двигательные задания (загадки) по пути (перешагивание, подлезание), прыжки)
  • игровые упражнения
Отдых 5-7 мин 5 мин
  • созерцание красоты природы
Движение по маршруту 7-10 мин 10-13мин
  • двигательные задания, игры малой подвижности
2 Самостоятельная двигательная активность 15-20 мин 20-25 мин
  • созерцание красоты природы
  • игровая, подвижная деятельность
Совместная организованная деятельность 15-20 мин 20-25мин
  • наблюдение за объектами природы
  • физические упражнения
  • игры с элементами имитации, игры природоведческого  характера
  • сбор природного материала
3 Движение по маршруту (обратно по кратчайшему пути) 8-10 мин 10-13мин беседа о прогулке (что понравилось, что увидели интересного, …)
  Деятельность в группе(после прогулки)    
  • продуктивная деятельность детей с природным материалом
  • чтение, рассматривание книг
  • создание коллажа, альбома с рассказами детей, рисование
Время 80-90 90-110  

Тематика прогулок составлена с учетом месторасположения ДОУ в живописном районе «Дубрава». Содержание прогулок дополняют темы НОД с детьми. Прогулки рассчитаны на два учебных года для детей второй младшей и средней групп и проводятся два раза в месяц в соответствии с учебным планом ДОУ.

Учебный план

№ п/п Разделы программы Количествозанятий Количествопрогулок
младшая средняя младшая средняя
1 Жизнь растений 4 3 6 6
2 Обитатели уголка природы 2 1 - -
3 Животные рядом 3 2 2 2
4 Живая и неживая природа 4 7 6 7
5 Человек 3 4 2 2
6 Мой родной край 2 1 2 1
Всего: 18 18 18 18

Данные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в качестве вспомогательного средства, организованного в рамках экологического воспитания.

Мир природы и мир движения становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта

Приложение 1