ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ:
- повторить, обобщить, систематизировать знания по темам "Военная история Великой Отечественной войны", "Военачальники Второй мировой войны", "Дипломатическая история Второй мировой войны"
ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ: развитие умений
- ставить учебную задачу
- работать с понятием
- сравнивать
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями (формирование исторического мышления)
- выполнять задания в формате ЕГЭ
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ: формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости мирового исторического процесса, патриотизма
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: репродуктивно-словесный, частично-поисковый и проблемный методы; фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: презентация "Великая война" (16 слайдов)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) (слайд 1)
1. Военная история Великой Отечественной войны:
а) основные понятия (работа с понятием)
б) 1,2,3 периоды войны: основные сражения и результаты (работа с таблицей, анализ исторического документа, задания части В)
в) военная история в части С (выполнение задания части С4, С6)
г) военачальники Второй мировой войны (обобщение, задания части В)
2. Дипломатическая история Второй мировой войны (работа с таблицей)
3. Итоги Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (сравнение, задание части С7)
Организационный момент:Целеполагание делают кадеты опираясь на план урока, записанный на доске.
Актуализация (слайд 2). Историю Великой Отечественной войны переписывали и продолжают переписывать наши союзники по АГК, утверждающие, что решающую роль в войне сыграли Англия и США, страны Восточной Европы, где национальными героями становятся нацистские преступники. В конце урока ответьте на вопрос: Почему Я должен знать историю Великой войны?
1. Военная история Великой отечественной войны
А) Понятия (слайд 3)
Задание 1. Дайте определение понятиям
1. план "Барбаросса" 2. план "Тайфун" |
3. приказ № 227 4. "Уран" |
5. "Цитадель" 6. "Концерт" |
7. ленд-лиз |
Задание 2. Прочтите отрывок из директивы немецкого командования и укажите, какое название получила военная операция, о которой идет речь.
"Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы еще до окончания войны с Англией победить путем быстротечной военной операции Советскую Россию. Особое внимание следует обратить на то, чтобы не было разгадано намерение произвести нападение:
Общая цель: находящиеся в западной части России войсковые массы русской армии должны быть уничтожены в смелых операциях с глубоким продвижением танковых частей".Ответ:________
Б) Периоды войны: основные сражения и результаты
Типовые задания части В. (слайд 4)
1. Установите соответствие между сражениями, военными операциями Великой Отечественной войны и годами, когда они произошли.
СРАЖЕНИЯ | ГОДЫ | |||
А) под Смоленском Б) форсирование Днепра В) под Харьковом Г) за освобождение Минска |
1) 1941 г. 2) 1942 г. 3) 1943 г. 4) 1944 г. 5) 1945 г. |
|||
А | Б | В | Г | |
2. Установите соответствие между описанием, характерными чертами, особенностями событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и названиями событий.
ОПИСАНИЯ:.. | СОБЫТИЯ | |||
А) крупнейшее в истории войны танковое сражение, переход стратегической инициативы к Красной армии | 1) Сталинградская битва 2) Курская битва 3) Смоленское сражение 4) Московская битва 5) операция "Багратион" |
|||
Б) окружение и ликвидация крупной группировки противника под командованием генерал-фельдмаршала Ф.Паулюса | ||||
В) первое крупное поражение немецкой армии во Второй мировой войне, в результате советского контрнаступления враг был отброшен более чем на 100 км | ||||
Г) задержка немецкого наступления на 2 месяца, немцы впервые были вынуждены перейти к обороне | ||||
А | Б | В | Г | |
Задание: Охарактеризуйте три периода войны, с этой целью заполните таблицу.
Заполнение таблицы позволит учащимся успешно выполнить задания части А и части В.
дата | сражение | результаты и значение |
Первый период (22 июня 1941 - 18 ноября 1942) (слайд 5) | ||
1941, 22 июня | нападение Германии на СССР | начало войны |
июль | немецкие войска оккупировали Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины | |
10 июля- 10 сентября |
Смоленское сражение, не допустить прорыва немецких войск на Москву | 1. впервые во II Мировой войне немецкие
войска были вынуждены прекратить наступление на
главном направлении и перейти к обороне 2. впервые в советских ВС введено звание гвардейских частей (4 стрелковых дивизии) |
8 сентябрь | начало блокады Ленинграда (900 дней сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру - "дорога жизни", за время блокады погибло около 1 млн. человек, 9 апреля 1942 года состоялась премьера 7 симфонии Д. Шостаковича) | |
ноябрь | начало обороны Севастополя (250 дней) | |
30 сентябрь- 5 декабря |
Московская битва (план "Тайфун") | 1. провал "блицкрига", переход к
затяжной войне 2. Японию окончательно отказалась от нападения на СССР на данном этапе войны |
5-6 декабря | контрнаступление советских войск под Москвой | освобождены 11 тыс. населенных пунктов - Калинин, Клин, Истра |
1942, планы сторон: СССР - 1)
переход в общее наступление в трёх направлений 2)
основные силы сосредоточены в западном
направлении Германия: наступление в южном направлении>овладеть Нижней Волгой и Кавказом ("Кремль" - операция по дезинформации) |
||
1942, весна-осень | поражение советских войск на юге страны, под Харьковом и Крыму | |
июль-ноябрь | наступление немецких войск на Сталинград и на Кавказ | изменение стратегической обстановки в пользу Германии |
Итоги первого периода:
- сорван план молниеносной войны
- к лету 1942 года завершён перевод экономики на военный лад
- оформилась антигитлеровская коалиция (АГК)
- формируются предпосылки для коренного перелома в ходе войны
Вопрос по слайду: Как вошёл в историю Виктор Талалихин?
Анализ документа (часть В) (слайд 6)
При выполнении такого типа заданий, учащиеся должны обязательно аргументировать свой ответ и называть ключевые слова(факты).
1. Прочтите отрывок из статьи поэта Ю. Воронова, в которой идет речь о событиях 1942 г., и укажите, какой город описывает автор.
"Несмотря на голод, город продолжал жить. Днем он казался ледяной пустыней: можно было пройти несколько кварталов и не встретить никого. Но утром каждого дня по главным улицам, ведущим, прежде всего, к заводским районам, двигались потоки людей. В них вливался каждый, кто был в состоянии двигаться. Люди шли закутанные в платки, пледы и даже одеяла, опираясь на лыжные палки, с трудом переставляя ноги, шли, чтобы добраться до предприятий и встать к станкам. Фронт бесперебойно получал патроны, оружие".Ответ:___________
2. Прочтите отрывок из "Записок" капитана 1-го ранга А.К. Евсеева, относящихся к 1942 году, и укажите, о каком городе в нем говорится.
"Как главная база флота, город был сильно защищен только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей : могли вести огонь только в сторону моря. :Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолеты противника. Количество самолетов было доведено до предела. Небо уже больше их не вмещало. Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику. Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный красавец, превращен теперь в руины".
Ответ:_____________
Второй период (19 ноября 1942 - конец 1943) (слайд 7) |
||
1942, 19 ноября | контрнаступление советских войск под Сталинградом | 1943, 2 февраля - 6 армия генерал-фельдмаршала Паулюса капитулировала, начало коренного перелома в войне |
1943, июль - август
|
битва на Курской дуге, Прохоровка - самое крупное танковое сражение Второй мировой войны | 1.завершение коренного перелома 2.стратегическая наступательная инициатива перешла в руки Красной Армии 3.немецкие войска перешли к обороне на всем фронте 4. 5 августа 1943 - первый салют в Москве в честь победы советских войск - освобождение Орла и Белгорода (354 салюта за всю войну) |
сентябрь- октябрь |
форсирование Днепра ("Восточный вал") | 1. крах оборонительной стратегии
Вермахта 2. 2438 - получили звание героя СССР |
итоги второго периода:
- большие людские и военно-технические потери Германии, немецкая армия на грани военной катастрофы
- советские войска освободили половину территории, оккупированные противником
- завершился коренной перелом в ходе войны
Вопрос по слайду: 1. Назовите три ратных поля России 2. В каком году был создан плакат "Дойдём до Берлина"?(учащиеся должны вспомнить и об изменения в знаках отличия)
Анализ документа (часть В) (слайд 8)
1. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь.
":Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями:Наши бойцы выползали из-под немецких танков чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой".Ответ:_____________________________
2. Прочтите отрывок из исторического сочинения и укажите, о событиях какой битвы Великой Отечественной войны в нём идёт речь.
"Битва:отличалась крайним ожесточением и самоотверженностью обеих сторон. В грандиозной схватке железных гигантов, которая продолжалась до позднего вечера, немцы были остановлены. На следующий день 200 немецких танков предприняли ещё одну отчаянную попытку прорваться, но советские воины отразили и этот натиск. Германские корпуса, потерявшие половину своих машин (свыше 350), оказались не в состоянии наступать. 5-я армия потеряла около 300 танков. По словам маршала Конева, (это) сражение:стало "лебединой песней" немецких бронетанковых войск".Ответ:____________________
Третий период (январь 1944-8 мая 1945) (слайд 9) |
||
1944, январь | Ленинградско-Новгородская операция | снятие блокады Ленинграда |
февраль | Корсунь-Шевченковская операция | освобождение Правобережной Украины |
июнь- август |
операция "Багратион" | освобождение Белоруссии |
осень | восстановлена граница СССР | |
1945, зима-весна | освобождение Польши, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Югославии | |
апрель-май | Берлинская операция | капитуляция Германии |
6-11 мая | Пражская операция | последняя военная операция в войне против Германии, освобождение Праги |
8 августа-2 сентября | советско-японская война | разгром Квантунской армии в Маньчжурии, освобождены территории Северно-Восточного Китая и Северной Кореи |
Итоги II Мировой войны:
- разгром военных сил стран-агрессоров, крушение диктаторских режимов в Восточной Европе
- рост международного авторитета СССР
- расширение границ страны
- начало создания мировой системы социализма
Вопрос по слайду: 1. Как и когда появился в истории "белый флаг" капитуляции? 2. Кто первым водрузил над Рейхстагом знамя Победы?
В) Военная история в части С. (слайд 10)
Часть С 4. Обобщенная характеристика и систематизация исторического материала.
1. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
- репрессии в армии накануне войны среди командного состава
- ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны
- военная доктрина, предусматривающая военные действия только на чужой территории
- опоздание с приведением войск в боевую готовность
- демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе
2. Источники победы в Великой Отечественной войне.
- во время войны советский народ проявил массовый героизм и на фронте и в тылу, огромный патриотический подъём
- советская промышленность смогла очень быстро наладить выпуск военной техники и превзойти по всем показателям немецкую, что обеспечило коренной перелом в войне
- искусство советских полководцев (Жукова, Конева, Рокоссовского) было признано даже противником
- лучшие образцы советской военной техники не уступали немецким, а часто и превосходили их
Часть С 6. Анализ исторической ситуации (Назовите участников битв; факторы, обеспечившие успех в битве, значение битвы) Учащиеся характеризуют на выбор одну из предложенных битв.
Г) Военачальники Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (слайды 11-12)
Типовые задания (слайд 11)
Установите соответствия между фамилиями военачальников и сражениями, которыми они руководили.
ФАМИЛИИ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ | СРАЖЕНИЯ | |||
А) Г.К.Жуков, И.С.Конев,
А.И.Ерёменко Б) Л.А.Говоров, К.А.Мерецков В) И.С.Конев, Н.Ф.Ватутин Г) А.М.Василевский, Р.Я.Малиновский |
1) снятие блокады Ленинграда 2) Московская битва 3) разгром Квантунской армии 4) освобождение Правобережной Украины 5) Смоленское сражение |
|||
А | Б | В | Г | |
2. Кто из названных полководцев прославился в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
- А.А.Брусилов
- К.К.Рокоссовский
- И.С.Конев
- М.Д.Скобелев
- М.В.Фрунзе
- Г.К.Жуков
Ответ:____________________________
Задание: Что объединяет ряд?(слайд 12)
- Конев И.С., Жуков Г.К., Ерёменко А.И.
- Ватутин Н.Ф., Рокоссовский К.К., Ерёменко А.И.
- Рокоссовский К.К., Ватутин Н.Ф., Конев И.С.
- Говоров Л.А., Мерецков К.А., Попов М.М.
- Ватутин Н.Ф. , Конев И.С.
- Баграмян И.Х., Черняховский И.Д., Захаров Г.Ф, Рокоссовский К.К.
- Жуков Г.К., Конев И.С., Рокоссовский К.К.
- Малиновский Р.Я., Мерецков К.А., Юмашев И.С., Василевский А.М.
- Ковпак С.А., Медведев Д.Н., Сабуров С.А.
Вопросы по слайду: 1. Кавалерами какого высшего военного ордена являлись маршалы Жуков, Конев, Василевский, Рокоссовский?2. Кто стал первым кавалером ордена Победы? 3. Кто из советских полководцев был дважды награжден орденом Победы?
2. Дипломатическая история Второй мировой войны. (слайд 13)
Задание: Заполните таблицу "Международные конференции Второй мировой войны"
конференция, участники | основные решения |
Тегеранская (ноябрь-декабрь 1943) "большая тройка": Сталин, Черчилль, Рузвельт |
1. открытие второго фронта в Европе не
позднее мая 1944 года 2. СССР обещал вступить в войну с Японией после разгрома Германии |
Крымская (Ялтинская) (4-11 февраля 1945) "большая тройка" |
1. принята Декларация об освобожденной
Европе 2. решено созвать Учредительную конференцию по выработке Устава ООН (будет созвана в Сан-Франциско) 3. вступление в войну с Японией через 3 месяца после капитуляции Германии 4. приняты решения о создании в Германии зон оккупации и о взыскании репараций (50% получит СССР) |
Потсдамская (17 июля-2 августа 1945) Сталин, Трумэн, Черчилль - Эттли |
1. германский вопрос: сохранить Германию
как единое целое, принцип 4 "де". 2. новые европейские границы: СССР получил часть Восточной Пруссии с Кенигсбергом (Калининградская область), Закарпатскую Украину, область Печенги, новые западные границы Польши 3. вступление СССР в войну с Японией: возвращение Южного Сахалина, присоединение Курильских островов, восстановление аренды Порт-Артура |
Вопрос по слайду: Как называлась операция германской разведки по устранению "большой тройки" в Тегеране?
3. Итоги Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) (слайд 14)
Задание: Сравните последствия (итоги, результаты) Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны для внутреннего и внешнеполитического положения России.
общее:
- победа России (СССР) в войне
- присоединение новых территорий
- огромные экономические потери: разорение европейской части страны
- возрос международный авторитет России (и в XIX,и в XX вв. воспринималась как страна-освободительница)
- после войны общество требовало реформ
различия:
итоги войны 1812 года | итоги войны 1941-1945 гг. |
1. Россия присоединила герцогство Варшавское | 1. СССР присоединил часть Восточной Пруссии, Закарпатскую Украину и область Печенги, позже Южный Сахалин и Курильские острова |
2. по итогам войны Россия стала ведущей страной на европейском континенте | 2. по итогам войны СССР стал ведущей мировой державой |
3. Россия сохранила союзнические отношения со странами антифранцузской коалиции, "Священный союз монархов Европы" | 3. после войны начинается "холодная война" - противостояние СССР и стран-участниц АГК (США, Великобритания) |
4.-------------------------------------- | 4. создание мировой системы социализма |
Подведение итогов урока с опорой на план занятия (слайд 15). Учащиеся отвечают на вопрос: Почему Я должен знать историю Великой Отечественной войны?
Закрепление материала.
Учащиеся решают тест в формате ЕГЭ (2 варианта по 8 заданий части А и 1 задание части В) и ищут ошибки в ответах (слайд 16). Учитель допускает не только фактические ошибки в тесте, но и ошибки при оформлении ответов части В.
Домашнее задание:
Подготовка к контрольной работе "Великая Отечественная война": даты, понятия, военная и дипломатическая история войны, герои войны.