Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Основная задача данной методической разработки – привить детям практические трудовые навыки, воспитать у них художественный вкус, развить творческую активность. Данная разработка сочетает в себе не только различные виды практической работы по изготовлению игрушек – сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Форма занятий: беседа, практическая работа, объяснение нового материала, закрепление пройденного.
Оборудование: ножницы, клей, кисточка, накрахмаленная ткань, цветная бумага, помпоны, образец готового изделия, плакаты: «Свойства нитей», «Виды нитей», пооперационная карта: «План изготовления помпона», План изготовления мягкой игрушки из помпонов»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Объявление темы занятия: «Сегодня мы с вами научимся делать удивительные сувениры из помпонов. Тема нашего занятия звучит так – Изготовление мягкой игрушки из помпонов.
2. Вопросы для повторения:
- Из чего изготавливают помпоны? (из ниток)
- Какие бывают нитки? (нитки бывают хлопчатобумажные, шелковые, синтетические, шерстяные)
- Какие свойства имеют нитки, что можно с ними делать?
- Как нитки делятся по назначению? (по назначению нитки делятся на швейные, вышивальные, вязальные)
- Как называются нитки для вышивания? (нитки для вышивания называются мулине)
Задание:
- выберите из образцов ниток нитки для вышивания
- выберите нитки, которые применяют для шитья
- Какие нитки мы будем использовать для изготовления помпона? (для изготовления помпона мы будем использовать нитки для вязания)
3. Новая тема:
Для начала ребята мы с вами научимся изготавливать помпоны. Посмотрите внимательно план по изготовлению помпонов.
- Ну вот, смотрите какие молодцы, какие у всех получились замечательные помпончики! А знаете, что кроме украшений, из помпонов можно сделать мягкую игрушку – это снеговика, зайца, цыплёнка, птичку, мышку и т.д.
Демонстрация игрушек:
Сейчас и предлагаю вам ее сделать. А что это будет за игрушка, я предлагаю выяснить входе беседы.
Задание: отгадайте загадку.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной)
Расскажите стихотворение о весне.
Внимательно прослушайте стихотворение и дайте ответ на вопрос:
- Какие приметы, говорят о том, что пришла весна?
Дети читают стихотворения и отвечают на вопрос. (солнце ярче светит, стало теплее, снег почернел и тает, птицы прилетают с юга).
Предлагаю сделать мягкую игрушку из помпонов птичку- вестника весны.
Показ образца
- Скажите, для чего служит мягкая игрушка? (ее можно подарить, принять участие в выставке).
4. Анализ образца:
хорошо рассмотрите птичку и ответьте на вопросы:
- Из каких частей состоит игрушка? (игрушка состоит из головы, туловища, крыльев, хвоста, лапок, клюва, глаз)
- Назовите основные детали. Сколько их? (2 детали – голова и туловище)
- Какую они имеют форму? (круглую)
- Назовите дополнительные детали? (клюв, хвост, крылья, лапки, глаза)
- Из какого материала сделаны дополнительные детали? (из накрахмаленной ткани)
5. Составление плана работы: рассмотрите внимательно технологическую карту по изготовлению мягкой игрушки из помпонов.
- Какие операции надо выполнить при изготовлении игрушки?
Пооперационная карта: «Изготовление игрушки из помпонов».
6. Правила техники безопасности: повторение правил по технике безопасности.
- Какие инструментами будем пользоваться? Разгадайте ребусы:
Игра в цветик – семицветик.
На лепестках написаны вопросы по технике безопасности:
- Как надо пользоваться ножницами? (осторожно)
- Где надо хранить ножницы? (в определенном месте)
- В каком виде нельзя оставлять ножницы? (в открытом)
- Как передаются ножницы? (кольцами вперед)
- Почему с клеем надо обращаться осторожно? (может попасть в глаза)
- Как подготовить рабочее место для работы с клеем?
- Что надо сделать после работы с клеем?
7. Практическая работа: практическая работа по операционной карте (под музыку).
Индивидуальная работа с каждым учеником.
Во время работы спрашиваешь: Что делаешь? Сколько деталей крыльев? Что будешь делать дальше?
8. Итог занятия:
проверка работ, выявление допущенных ошибок.