Урок гражданина

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • знакомство учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
  • развитие интереса к истории России;
  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • расширение кругозора.

Оборудование:

  • Государственный флаг России;
  • Государственный герб России;
  • Государственный гимн России;
  • Физическая карта России;
  • Конституция России
  • Аудиозапись песни «С чего начинается Родина?
  • Аудиозапись национальных танцев и песен народов России.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Дети входят в класс. Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Учитель: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

(Заслушиваются ответы учащихся.)

– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим емким словом «Родина». Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
– Как называется то место, где вы родились и выросли?
– Что вы о нем можете сказать?

(Заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Как называется наша Родина?

(Заслушиваются ответы учащихся).

Учитель: Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь. Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?

(Заслушиваются ответы учащихся)

Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому что, если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – леса.

Ученик:

… Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгаю-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!

Учитель: Вот она какая Родина – Русь, широкая и великая. И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

(Заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальность у них разные. Россия – многонациональное государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши, и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.

(Учащиеся слушают аудиозапись мелодий разных республик).

Учитель: Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?

(Заслушиваются ответы учащихся).

Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.

Учитель: А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

(Заслушиваются ответы учащихся).

Правильно, Это – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины. А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Какие государственные символы вы знаете?

(Заслушиваются ответы учащихся).

К государственным символам любой страны относятся: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. (Показ герба, флаги и гимна Российской Федерации). Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и его культуры.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н. Толстого, и скажите, зачем объединились народы в одно большое государство.

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит:
– Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – всякий легко погубит».

– Зачем же объединились народы в одно большое государство?

(Заслушиваются ответы учащихся).

Учитель: А чем, по вашим наблюдениям, отличаются люди разных национальностей?

(Заслушиваются ответы учащихся).

Учащиеся рассказывают о праздниках русского и бурятского народа.
Учитель рассказывает об обычаях и характере народов Кавказа, Севера.

Россия – дружная многонациональная семья равноправных народов. На ее территории проживают русские, татары, буряты, башкиры, чуваши, мордва, калмыки, якуты,  ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них.
Великая страна – ваш отчий дом, вы ее будущие хозяева, а хорошим хозяевам надо знать все, что делается в их доме.

Итог классного часа:

– Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мои вопросы:

  1. Как называется наша страна?
  2. Как называются люди, живущие в нашей стране?
  3. Что такое Конституция?
  4. Какой город является столицей России?
  5. Какие символы государства вы знаете?