Цели и задачи:
- знакомство учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
- развитие интереса к истории России;
- воспитание чувства гордости за свою страну;
- расширение кругозора.
Оборудование:
- Государственный флаг России;
- Государственный герб России;
- Государственный гимн России;
- Физическая карта России;
- Конституция России
- Аудиозапись песни «С чего начинается Родина?
- Аудиозапись национальных танцев и песен народов России.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Дети входят в класс. Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Учитель: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
– Никто не возьмется перечислить всего, что
стоит за этим емким словом «Родина». Родина! Это
слово с детства знает каждый. Родина – это то
место, где ты родился, где ты живешь со своими
родителями, со своими друзьями.
– Как называется то место, где вы родились и
выросли?
– Что вы о нем можете сказать?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Как называется наша Родина?
(Заслушиваются ответы учащихся).
Учитель: Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь. Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому что, если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – леса.
Ученик:
… Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгаю-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Учитель: Вот она какая Родина – Русь, широкая и великая. И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Всех людей, живущих в нашей
стране можно назвать россиянами. Но
национальность у них разные. Россия –
многонациональное государство. Ее населяют
более 180 национальностей, народностей и
этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они
составляют единую дружную семью. Русские, татары,
мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши, и другие
народы создали свои республики. В состав России
входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10
автономных округов, 1 автономная область, 49
областей, города федерального значения – Москва
и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно
большое государство – Россию, или Российскую
Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою
культуру.
(Учащиеся слушают аудиозапись мелодий разных республик).
Учитель: Все люди в нашей стране
равноправны: женщины и мужчины, молодежь и
старики, люди любой национальности и
вероисповедания. Вот как об этом записано в
Конституции Российской Федерации: «Государство
гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и
не оскорблять, об этом записано… Где? Кто
запомнил?
(Заслушиваются ответы учащихся).
Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.
Учитель: А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
(Заслушиваются ответы учащихся).
Правильно, Это – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины. А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Какие государственные символы вы знаете?
(Заслушиваются ответы учащихся).
К государственным символам любой страны относятся: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. (Показ герба, флаги и гимна Российской Федерации). Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и его культуры.
Учитель: Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н. Толстого, и скажите, зачем объединились народы в одно большое государство.
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии;
они не слушались. Вот он велел принести веник и
говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по
одному пруту. Они легко переломили прутья
поодиночке. Отец и говорит:
– Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто
вас не одолеет; а если будете ссориться, да все
врозь – всякий легко погубит».
– Зачем же объединились народы в одно большое государство?
(Заслушиваются ответы учащихся).
Учитель: А чем, по вашим наблюдениям, отличаются люди разных национальностей?
(Заслушиваются ответы учащихся).
Учащиеся рассказывают о праздниках русского
и бурятского народа.
Учитель рассказывает об обычаях и характере
народов Кавказа, Севера.
Россия – дружная многонациональная семья
равноправных народов. На ее территории проживают
русские, татары, буряты, башкиры, чуваши, мордва,
калмыки, якуты, ханты, манси и многие другие.
Каждый народ самобытен, имеет свою культуру,
вносит свой вклад в общее дело развития России.
Поэтому очень важно крепить дружбу и
сотрудничество народов России, уважая в то же
время национальные чувства каждого из них.
Великая страна – ваш отчий дом, вы ее будущие
хозяева, а хорошим хозяевам надо знать все, что
делается в их доме.
Итог классного часа:
– Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мои вопросы:
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Что такое Конституция?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?