Цели и задачи:
- систематизировать знания учащихся по новой истории XIX-начало XX века;
- формировать навыки коллективной деятельности;
- способствовать развитию речи, логического мышления;
- воспитывать интерес и уважение к предмету.
Основные этапы интеллектуального турнира:
1. Приветствие.
2. Сообщение целей и задач данного мероприятия.
3. Представление команд.
4. Командные соревнования.
5. Подведение итогов.
Ресурсы к игре:
- Задания командам.
- Вопросы для болельщиков.
Ход мероприятия
I.Организация начала мероприятия.
1. Приветствие.
2. Сообщение целей и задач данного мероприятия.
II. Основная часть.
Командные соревнования.
III.Заключение.
Подведение итогов, награждение победителей.
1 задание. Разминка.
1. Назовите как можно больше технических достижений I половины XIX века. (Мартеновская печь, конвертер Бессемера, токарный станок Модслея, автоматический станок Жаккара, железная дорога Стефенсона, пароход “Клермон” Фултона, автомобиль Эванса, телеграф Морзе…)
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая последней назовёт техническое достижение данного периода (по принципу аукциона).
2 задание. Историческая география.
За правильный ответ команда получает максимум 4 балла.
Историческая география.
На карте укажите Францию, Германию, Италию и Австро-Венгрию.
Назовите столицы этих государств (отметить на карте).
3 задание. Реставрация.
“Отреставрировать”, т.е. дописать текст, вставить пропущенные слова, слоги, буквы. Какая команда быстрее и правильно справиться с заданием, выигрывает и получает 5 баллов.
Кодексы Н------ (граж-------, коммер------, и уг-------) по сравнению с з-----------ством ф-------- - абсолю-------- гос----ств были прогрессив---- и создали ус----- для раз----я свободной к---------- и производительных с-- . Они подтверждали и закре---ли принципы прежних рев-----й:сво---- совести, раве----- всех перед з-----м, непркосно-------- частной собс-------ти и др.
Внешняя п------ка Н--------- имела целью обеспечить Ф------ эконо-------- и поли-------- гегмонию в Е-----. Ни одна из антифран-----их коалиций до 1812 года не могла проти------ть фра------ой армии, ставшей первой регулярной а----- й в Европе. Наполеоно----- войны изменили не только террито---, но и пол-------- строй в Е-----.
Ответ на задание. Кодексы Наполеона (гражданский, коммерческий, и уголовный) по сравнению с законодательством феодально – абсолютистских государств были прогрессивными и создали условия для развития свободной конкуренции и производительных сил. Они подтверждали и закрепляли принципы прежних революций: свободу совести, равенство всех перед законом, неприкосновенность частной собственности и др.
Внешняя политика Наполеона имела целью обеспечить Франции экономическую и политическую гегемонию в Европе. Ни одна из антифранцузских коалиций до 1812 года не могла противостоять французской армии, ставшей первой регулярной армией в Европе. Наполеоновские войны изменили не только территорию, но и политический строй государств Европы.
4 задание. 4 направления.
Команды получают по два направления общественно – политических учений и распределяют слова, которые получают. Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание – 3.
Консерватизм | Либерализм |
Марксизм | Социализм |
Сохранение традиций | Коммуна “Новая гармония” |
Фридрих Энгельс | Реформы |
Роль государства: охрана собственности | Анри Сен – Симон |
Союз с папой римским | “меняются люди – меняется и природа” |
Диктатура пролетариата | Укрепление монархии |
Революционный путь развития | Развитие буржуазной собственности |
5 задание. Историческая мозаика.
Команды должны определить, с какими событиями связаны те или иные выражения. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- “Революционер на троне” - провозглашение Наполеона императором Франции.
- “Битва народов” - 3 дневное сражение в 1813 году под Лейпцигом наполеоновской армии и стран антифранцузской коалиции.
- “Реставрация Бурбонов” - восстановление монархии во Франции.
- “Полёт орла” - побег Наполеона с острова Эльба, попытка восстановить власть.
- “Три славных дня” - период с 26-29 июля 1830 года в течение которого во Франции произошла буржуазная революция.
- “Народная хартия” – программа реформ в Англии, состоящая из 6 требований и получившая большую популярность в народе.
- Внимание: гимн!
- Стихи еврейской поэтессы Эммы Лазарус:
- Чёрный ящик!
- Чёрный ящик!
Вперёд! О молодость земли!
Вперёд! Развейся знамя.
На битву с песнею пошли,
Удача будет с нами.
С какими событиями истории Европы и с какой яркой исторической личностью связан данный гимн.
Речь идёт об объединении Италии, а песня получила название “Гимн Гарибальди”.
Укрою гонимых, согрею озябших
Бездомным дам пищу и кров.
Всем, кто свободой дышал,
Факел мой путь указал.
На каком памятнике высечены эти слова?
На статуе свободы, которая была воздвигнута в 1886 г. на острове Эллис.
Что находится в ящике.
Часть повседневной жизни. За завтраком с ней, в транспорте – с ней, в кафе – с ней.
Газета.
Что находится в ящике.
1875 г русский учёный П. Н. Яблочков изобрел это. Стали использовать в общественных местах – в магазинах, театрах.
Лампочка.
6 задание. Ребусы для капитанов.
За правильный ответ – 4 балла.
Вопросы для болельщиков. Приложение 2.
Что вы знаете о каждом из открытии, городе, картине.
III.Заключение.
Подведение итогов.
Подведение итогов, награждение победителей.
По сумме набранных баллов, определяется команда - победительница.
См. приложение 1.