Водоемы нашего края. Река Томь. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;
  • сформировать представления учащихся о водоемах нашего края, более подробно разобрать значение реки Томь для Кузбасса.

Оборудование: глобус, карта области, атласы Кемеровской области, плакат “Схема реки”, стихи кузбасских поэтов, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

Вопросы к кроссворду:

  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг)
  2. Место, где река берет свое начало. (Исток)
  3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва)
  4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон)
  5. Самое теплое море России. (Черное море)
  6. Форма поверхности. (Холм)
  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные … (Зоны)

(ключевое слово: ВОДОЕМЫ)

Слайды с 1 по 8

На доске и в тетрадях тема урока: “Водоемы нашего края”

Слайд 9, 10

2. Проверка знаний и умений.

- Тему урока мы узнали, но сначала проверим домашнее задание.

Графический диктант и (или) индивидуальная работа по карточкам

Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставите знак –

- Формы земной поверхности – это равнины и горы.

- Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - это холм.

- Терриконы – это горы, созданные природой.

- Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

- Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.

- Овраги и балки украшают поверхность родного края.

(Ответы: + - - ++ -)

Слайды 11 – 18

Индивидуальная работа по карточкам

Карточка1.

- Дополни схему:

Формы поверхности
Равнины Горы
Холм

Овраг

Балка

 

Карточка 2

Замените предложение одним словом:

- Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (Терриконы)

- Углубление с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка)

- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров. (Холм)

- Форма поверхности, имеющая подошву, склон, вершину, высота которой более 1000 метров. (Гора)

Углубление с крутыми, осыпающимися склонами. (Овраг)

3. Работа над новой темой.

Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Слайды 19

  • Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
  • Раскрутим наш глобус. Какого цвета Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)
  • Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
  • Какая вода в водоемах нашего края? (Пресная)
  • Где вода соленая? (Моря и океаны)
  • Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)
  • Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадях такую таблицу:
Водоемы
Естественные Искусственные
Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

Слайд 20

  • А сейчас поработаем с картой нашего края (атласы Кемеровской области, карта) Какие водоемы расположены на территории нашего края? (реки, озера, пруды, водохранилища)
  • Назовите естественные водоемы. (называют реки Томь, Китат, Яя, Мрассу, Иня, Кия, Кондома и др., оз. Большой Берчикуль)
  • Перечислите искусственные водоемы нашего края. (Беловское водохранилище, пруд Танай)

Слайд 21

  • На берегу какой реки расположен наш город? (р. Томь)
  • Про реку Томь говорят: “Томь – голубой проспект Кузбасса” И не зря. Длина реки Томь 827 км, 596 км – протекает по Кемеровской области. (данные дети записывают в тетрадь)

Слайд 22

  • А кто знает, откуда взялось такое название Томь? (сообщения, заранее подготовленные детьми)

Профессор, лауреат Государственной премии, выдающийся лингвист и археолог Андрей Петрович Дульзон писал: “Том в переводе с кетского означает “темный”. Имя дали кеты низовьев, которые видели, как река впадает в Обь. Она в этом месте темная”

Слайд 23

Профессор, ученый, доктор Бодо Германович Иоганзен, заведующий кафедрой ихтиологии Томского государственного университета: “Томь темная потому, что прозрачная. Каждая река имеет свой индивидуальный оттенок, зависящий от физико – географической среды. Томь – горная по своему характеру, с каменистым галечным дном. Равнинная Обь течет по песчаному руслу, несет размытые пески и глину. И потому Обь – белая. Контраст оттенков вод обеих рек при слиянии настолько велик, что Томь кажется действительно темной”

Слайд 24

  • Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (исток) Найдите на карте исток реки Томь. (Центральная часть Кузнецкого Алатау, республика Хакасия)
  • А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье)
  • Найдите устье реки Томь. (Впадает в реку Обь)
  • Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают правыми и левыми)
  • А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки)
  • Давайте по карте найдем правые и левые притоки Томи. (Работа по карте)

Слайд 25

4. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

5. Продолжение изучения новой темы.

  • О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем – это место отдыха людей)

Сейчас я прочитаю вам отрывок из книги “Какого цвета река?”, написанной нашим известным кузбасским поэтом и публицистом Геннадием Евлампиевичем Юровым и мы вместе назовем все значения реки Томь для кузбассовцев.

Слайд 26

“…Томь – река с характером, река с трудной и богатой биографией, река с большими заслугами и важными проблемами. Мало рек в стране, которые могли бы сравниться с Томью по своему значению для народного хозяйства.

Томь отдала себя людям без остатка. И как часто бывает с искренними, бескорыстными натурами, немало от людей натерпелась. Она снисходительно переносила все невзгоды от нашей хозяйственной деятельности, прощала нам, как прощает мать неразумным детям.

Однако всему наступает предел. Как никогда раньше, сейчас остро встал вопрос о правильном использовании водных ресурсов Томи.

Вот они – важнейшие “профессии” реки.

Прежде всего, Томь утоляет жажду городов, поселков и промышленных предприятий. Это ее основная “профессия”.

Томь принимает громадное количество неиспользованных нами вод и восстанавливает их жизненные функции. Эта “профессия” - вторая по значению.

Томь – важное условие развития сельского хозяйства…

… Томь - транспортный путь для пассажирских и грузовых речных судов. Томь – источник гидроэнергии. Томь – основа рыбного хозяйства, которое ждет своего восстановления.

Томь много десятилетий была средством лесосплава, способствовала развитию лесной промышленности Кузбасса.

Томь – архитектурный стержень застройки городов и поселков, их украшение, элемент благоустройства.

Томь – место отдыха. Она предоставила нам свои пляжи и острова, свои берега – для садовых участков, дач, домов отдыха, туристских лагерей, свои плесы и перекаты – для спортивного рыболовства.

Томь воспитывает подрастающее поколение. Для детей общение с рекой определяет их будущие взаимоотношения с природой в целом. Чем чище, полноводнее, прекраснее станет Томь, тем более высоким будет нравственный идеал.

Если сравнить каждое из богатств долины с жемчужиной, то река Томь – жемчужная нить, связывающая их в драгоценное ожерелье Кузнецкого бассейна”.

(По ходу рассказа дети записывают основные значения реки Томь.)

Слайд 27

Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в учебнике.

Как взрослые и дети должны охранять водоемы? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу реки. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи)

В настоящее время на заводах и фабриках строят очистные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

Слайды 28 – 31

6. Закрепление изученного.

Составление памятки “Правила поведения у водоема” Работа проводится в парах.

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.

ПАМЯТКА

  1. Не бросайте мусор в воду.
  2. Не оставляйте мусор на берегу.
  3. Не мойте велосипеды и другие транспортные средства в водоемах.

Слайд 32

Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты)

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь, для вас ребята прочитают отрывки из стихов Геннадия Юрова.

Слайд 33

…В Хакасии древней
На уровни тучи и ветра,
На стыки хребтов,
Где ледник,
Где начало рассвета,
Где трасса легла
Журавлиных сквозных перелетов,
Я видел родник,
Пожелавший покинуть болото.
Я видел: под старой пихтою
Проклюнулся ключик,
Как будто в траве заблудился
Неопытный лучик,
Как будто потерянный
Синего неба кусочек,
На согру упав,
Начал новую жизнь между кочек.
… И было слово “Томь” - от слова “темный”
Оно звучало над рекой огромной,
Поднявшей дол на синее крыла.
И новые встречая поколенья,
Скала просила преклонить колени:
Сова вещает,
И бегут олени;
И мчится за оленями стрела.

7. Подведение итогов урока.

  • Что нового и интересного вы узнали для себя на уроке? (ответы детей)

Выставление оценок с комментарием

8. Домашнее задание.