Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева "Морозный день"

Разделы: Начальная школа


Цель: научить составлять рассказ – описание по картине.

Оборудование:

  • картина Б.М. Кустодиева “Морозный день”;
  • портрет художника;
  • лупа и специальная рамка для рассматривания фрагментов картины;
  • проигрыватель аудиодисков;
  • музыкальный диск (народная песня “Зимушка”);
  • индивидуальные карточки для учащихся “Справочный материал”

ХОД УРОКА

Организационный момент – Писали ли вы сочинения раньше? А кто из вас умеет писать сочинение по картине? Какую цель вы бы поставили на сегодняшнем уроке? (Научиться писать сочинение по картине)

Рассказ учителя о жизни художника – Сегодня мы будем рассматривать картину великого русского художника Б.М. Кустодиева. Называется картина “Морозный день”. Б.М. Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец его был кандидатом богословия, преподавал в духовной семинарии. Отец умер, когда Кустодиеву исполнился 1 год. Борис Михайлович учился сначала в духовном училище, затем продолжил учебу в семинарии. Там он увлекся рисованием и оставив семинарию, в 1896 году уехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. В 1898 году стал работать в мастерской И.Е. Репина, обучился мастерству по написанию портретов. Его работы были признаны во всем мире, Кустодиев неоднократно участвовал в международных выставках. За работу “Портрет И.Я. Билибина” был удостоен малой золотой медали. В 1909 году художник получил звание академика живописи. В результате тяжелой болезни в 1916 году был прикован к креслу-каталке, его мучили страшные боли. Но Б.М. продолжал работать. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он в инвалидном кресле продолжал посещать выставки, театры, совершал поездки по стране. В последние годы своей жизни он работал на холсте, подвешенном практически горизонтально над ним. Его любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.

Первичное рассматривание картины – Я предлагаю внимательно рассмотреть картину “Морозный день” под народную песню “Зимушка” (включается запись песни)

Вопросы:

– Может быть кому-нибудь из вас пришли на память стихотворные строки знаменитого русского поэта (“Мороз и солнце; день чудесный…”)

– Почему картина названа “Морозный день”?

– Как по-вашему в какой век перенесла нас картина?

– Деревня или город?

– Столица или провинция?

– Что вы можете сказать о городских постройках?

– Что находится на первых этажах домов? (на доске запись нескольких слов: провинция, трактир; значение слов уточняется в ходе беседы).

Детальное рассматривание картины

– Давайте внимательно рассмотрим передний план картины.

Вопросы:

- Что изображено?

- Можно ли назвать место, где стоит дворник – перекрестком?

- Чем убирает дворник снег? Почему метлой?

- Какой снег летит из-под метлы дворника?

- Быстро ли бежит лошадка? (учащиеся выходят к картине и показывают детали, которые указывают на быстрое движение)

- Вы видите следы полозьев на снегу? Показывают ли эти следы на глубину снега?

- Рассмотрите задней план картины. Что изобразил художник?

- На картине одна или две лошади?

- Как расположены ветки деревьев?

- Какой предмет четко просматривается сквозь ветки деревьев, сияя на солнце?

- Обратите внимание на цвет солнца…

- Какими красками пользовался художник, чтобы передать цвет снега?

- Видели вы снег такого цвета? Почему он кажется цветным?

- В каких местах снег имеет голубоватый оттенок? К каких розовый?

Во время рассматривания картины учитель и учащиеся используют специальную рамку и лупу.

5. Итоговые вопросы по картине:

- Правда ли, что на улице очень красиво? Что делает ее особенно нарядной?

- Как можно было еще назвать картину?

- Почему же художник выбрал именно название “Морозный день”?

- Понравилась вам картина Б.М. Кустодиева? Чем? Какие ощущения и чувства вызвала?

6. Орфографическая работа (работа по индивидуальным карточкам)

В ходе работы учащиеся записывают словарные слова, которые можно использовать при написании сочинения. Записывают по группам различные части речи. Выполняют упражнение на повторение темы “Падежные окончания имен существительных и имен прилагательных”. На карточках указан план сочинения. Учащиеся записывают к каждому пункту плана ключевые фразы, слова. (См. карточку)

7. Итог урока – Мы закончили с вами готовиться к написанию сочинения по картине. Кому понравилось рассматривать картину, исследовать ее детали? Кто считает, что справиться с работой над сочинением самостоятельно? А кому не все понятно? На следующем уроке мы с вами напишем сочинение по картине Б.М. Кустодиева “Морозный день”.

Карточка (для учащихся)

Справочный материал для работы над сочинением – описанием по картине Б.М. Кустодиева “Морозный день”

Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927)

Картина “Морозный день” написана художником в 1913 году.

Словарные слова:_____________________

Существительные:_____________________

Прилагательные:_____________________

Глаголы:_____________________________

Словосочетания (вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы):

  • красноват… цвета ( )
  • пусты(нн, н)…. улица ( )
  • голуб….. оттенка ( )
  • з..л..той купол церкв.. ( )

План сочинения (ключевые слова):

Вступление ________________________

Основная часть ____________________

Заключение ______________________