Цель: научить составлять рассказ – описание по картине.
Оборудование:
- картина Б.М. Кустодиева “Морозный день”;
- портрет художника;
- лупа и специальная рамка для рассматривания фрагментов картины;
- проигрыватель аудиодисков;
- музыкальный диск (народная песня “Зимушка”);
- индивидуальные карточки для учащихся “Справочный материал”
ХОД УРОКА
Организационный момент – Писали ли вы сочинения раньше? А кто из вас умеет писать сочинение по картине? Какую цель вы бы поставили на сегодняшнем уроке? (Научиться писать сочинение по картине)
Рассказ учителя о жизни художника – Сегодня мы будем рассматривать картину великого русского художника Б.М. Кустодиева. Называется картина “Морозный день”. Б.М. Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец его был кандидатом богословия, преподавал в духовной семинарии. Отец умер, когда Кустодиеву исполнился 1 год. Борис Михайлович учился сначала в духовном училище, затем продолжил учебу в семинарии. Там он увлекся рисованием и оставив семинарию, в 1896 году уехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. В 1898 году стал работать в мастерской И.Е. Репина, обучился мастерству по написанию портретов. Его работы были признаны во всем мире, Кустодиев неоднократно участвовал в международных выставках. За работу “Портрет И.Я. Билибина” был удостоен малой золотой медали. В 1909 году художник получил звание академика живописи. В результате тяжелой болезни в 1916 году был прикован к креслу-каталке, его мучили страшные боли. Но Б.М. продолжал работать. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он в инвалидном кресле продолжал посещать выставки, театры, совершал поездки по стране. В последние годы своей жизни он работал на холсте, подвешенном практически горизонтально над ним. Его любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.
Первичное рассматривание картины – Я предлагаю внимательно рассмотреть картину “Морозный день” под народную песню “Зимушка” (включается запись песни)
Вопросы:
– Может быть кому-нибудь из вас пришли на память стихотворные строки знаменитого русского поэта (“Мороз и солнце; день чудесный…”)
– Почему картина названа “Морозный день”?
– Как по-вашему в какой век перенесла нас картина?
– Деревня или город?
– Столица или провинция?
– Что вы можете сказать о городских постройках?
– Что находится на первых этажах домов? (на доске запись нескольких слов: провинция, трактир; значение слов уточняется в ходе беседы).
Детальное рассматривание картины
– Давайте внимательно рассмотрим передний план картины.
Вопросы:
- Что изображено?
- Можно ли назвать место, где стоит дворник – перекрестком?
- Чем убирает дворник снег? Почему метлой?
- Какой снег летит из-под метлы дворника?
- Быстро ли бежит лошадка? (учащиеся выходят к картине и показывают детали, которые указывают на быстрое движение)
- Вы видите следы полозьев на снегу? Показывают ли эти следы на глубину снега?
- Рассмотрите задней план картины. Что изобразил художник?
- На картине одна или две лошади?
- Как расположены ветки деревьев?
- Какой предмет четко просматривается сквозь ветки деревьев, сияя на солнце?
- Обратите внимание на цвет солнца…
- Какими красками пользовался художник, чтобы передать цвет снега?
- Видели вы снег такого цвета? Почему он кажется цветным?
- В каких местах снег имеет голубоватый оттенок? К каких розовый?
Во время рассматривания картины учитель и учащиеся используют специальную рамку и лупу.
5. Итоговые вопросы по картине:
- Правда ли, что на улице очень красиво? Что делает ее особенно нарядной?
- Как можно было еще назвать картину?
- Почему же художник выбрал именно название “Морозный день”?
- Понравилась вам картина Б.М. Кустодиева? Чем? Какие ощущения и чувства вызвала?
6. Орфографическая работа (работа по индивидуальным карточкам)
В ходе работы учащиеся записывают словарные слова, которые можно использовать при написании сочинения. Записывают по группам различные части речи. Выполняют упражнение на повторение темы “Падежные окончания имен существительных и имен прилагательных”. На карточках указан план сочинения. Учащиеся записывают к каждому пункту плана ключевые фразы, слова. (См. карточку)
7. Итог урока – Мы закончили с вами готовиться к написанию сочинения по картине. Кому понравилось рассматривать картину, исследовать ее детали? Кто считает, что справиться с работой над сочинением самостоятельно? А кому не все понятно? На следующем уроке мы с вами напишем сочинение по картине Б.М. Кустодиева “Морозный день”.
Карточка (для учащихся)
Справочный материал для работы над сочинением – описанием по картине Б.М. Кустодиева “Морозный день”
Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927)
Картина “Морозный день” написана художником в 1913 году.
Словарные слова:_____________________
Существительные:_____________________
Прилагательные:_____________________
Глаголы:_____________________________
Словосочетания (вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы):
- красноват… цвета ( )
- пусты(нн, н)…. улица ( )
- голуб….. оттенка ( )
- з..л..той купол церкв.. ( )
План сочинения (ключевые слова):
Вступление ________________________
Основная часть ____________________
Заключение ______________________