Программное содержание:
- совершенствовать умение детей достойно вести себя в разных жизненных ситуациях, оказывать помощь окружающим, применять нормы и правила речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации; закрепить понятие часть, целое;
- развивать связную диалогическую речь, коммуникативные навыки: умение вступать в контакт с окружающими(избегать конфликтных ситуаций, отвечать на вопросы, объяснять свои мысли), развивать память, мышление, воображение;
- воспитывать у детей доброту и любовь к окружающим людям, умение регулировать свое настроение.
Активизация словаря: вежливость, невежа, гостеприимство, столовая, гостиная; употребление вежливых слов в речи.
Предварительная работа: чтение художественной литературы В.Осеева “Волшебное слово”, Погорелов “Вежливый”, А.Барто “Просто старушка”, “Вовка – добрая душа”; беседы нравственного содержания, обыгрывание и рассматривание ситуаций.
Методы и приемы: беседа, рассматривание фотографий, ТСО, сюжетно – ролевые игры, обыгрывание ситуаций, составление альбома.
Дидактический материал: атрибуты для составления альбома, развивающая среда группы, ТСО.
Воспитатель вместе с гостями заходит в группу.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Хочу предложить вспомнить самые интересные моменты нашей с вами жизни – посмотреть диск с фотографиями.
Дети и воспитатель садятся и просматривают диск с фотографиями.
Воспитатель: - Ребята, какое настроение у вас после просмотра?
Дети: - Веселое, радостное… На лицах улыбки, смех…
Воспитатель: - Кому – нибудь из вас стало грустно? (ответы детей)
Воспитатель: - Почему загрустили?
Дети: - Вспомнили то, что уже прошло.
Воспитатель: - Вы стали совсем большими и скоро пойдете в школу. На ваше место придут малыши, которым придется многому научиться.
- Чему они должны научиться?
Дети: - Читать, писать, считать, петь, рисовать…
Воспитатель: - Чему они должны научиться, чтобы стать такой же дружной семьей, как наша.
Дети: - Они должны научиться дружить, вместе играть, помогать друг другу, любить, уважать, не ссориться, быть вежливыми.
Воспитатель: - Что такое вежливость?
Дети: - Поведение человека, отношения к окружающим людям, природе…
Воспитатель: - Давайте сделаем малышам подарок – альбом, в котором поместим изображения правильных, хороших поступков.
- Возьмите все то, что нам пригодится для изготовления альбома: клей – карандаш, салфетки, клейонки, карандаши.
Дети организуют место со всеми необходимыми принадлежностями.
Воспитатель: - Как вы думаете, что должно быть на обложке нашего альбома?
Дети: - На обложке должно быть название.
Воспитатель: - У меня есть волшебная коробочка, в которой живут слова. Но произошло так, что слова поссорились. Может быть вы совершите хороший поступок и помирите их, а слова помогут вам придумать название для альбома.
Дети складывают слова.
Воспитатель: - Что получилось?
Дети: - Получились слова: учитесь, вежливыми, быть, невежами.
Воспитатель: - Какое название можно составить из слов?
Дети: - Учитесь быть вежливыми.
Воспитатель: - Каких людей называют невежами?
Дети: - Невежами называют грубых, невоспитанных, некультурных, неблагодарных людей.
Воспитатель: - Наклейте название и украсьте обложку цветами.
Дети наклеивают название и цветы.
Воспитатель: - У меня есть несколько фотографий. Что на них изображено?
Дети: - На первой фотографии – магазин, на второй – стол и столовые приборы.
Воспитатель: - Как называется помещение, в котором люди принимают пищу?
Дети: - Столовая.
Воспитатель: - Что изображено на третьей фотографии?
Дети: - Диван, комната отдыха.
Воспитатель: - Как называется помещение, в котором принимают гостей?
Дети: - Гостиная.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, маленькие дети смогут узнать о вежливом, культурном отношении к окружающим, если посмотрят на эти фотографии?
Дети: - Нет, не смогут.
Воспитатель: - Почему так решили?
Дети: - На фотографии изображена только мебель, обстановка без людей, их действий.
Воспитатель: - Давайте поиграем в “Дом” и дополним своими действиями эти фотографиями!
- Кем могут быть мальчики?
Дети: - Папой, сыном, братом, дедушкой.
Воспитатель: - А девочки?
Дети: - Девочки могут быть мамой, дочкой, сестрой, бабушкой.
Воспитатель: - Чем обычно занимаются папы?
Дети: - Папы ходят на работу, ремонтируют машину…
Воспитатель: - Итак, мужчины идут в гараж работать.
Мальчики уходят к строительному материалу, строят машину.
Воспитатель: - Девочки дома готовят ужин, ждут своих мужчин с работы.
- А я буду вашей подругой, которая скоро придет к вам в гости.
Игра начинается!
“Воспитатель идет мимо гаража, здоровается с папой по имени отчеству, с его сыновьями. Говорит, что собралась к ним в гости и просит доехать с ними на машине. По пути к дому воспитатель спрашивает, по какому адресу их семья теперь проживает после переезда.Доехав до магазина, воспитатель просит остановить машину, купить что – нибудь к чаю.В магазине все вместе совершают покупки, воспитатель покупает торт.Папа с сыновьями и подругой заходят в дом. Здороваются, умываются, садятся за стол пить чай с тортом, который дети должны разделить на равные части каждому члену семьи”
Воспитатель: - Ну вот, ребята, наша дружная семья снова собралась вместе за одним столом. Мне очень приятно видеть ваши улыбки, ваши счастливые глаза. Очень жалко, что вы скоро уйдете от нас. Но маленькие детки будут помнить советы, которые оставите в альбоме.
- Нам пора заканчивать игру и возвращаться к изготовлению подарка.
- После игры, что необходимо делать?
Дети: - Убрать за собой игрушки.
Воспитатель: - Давайте сначала закончим изготовление подарка, потом вернемся в уголок.
Дети и воспитатель возвращаются к столу с фотографиями и видят, что появились фотографии с той же обстановкой, но уже с детьми, их действиями.
Воспитатель: - Ребята, произошло настоящее чудо!
- Что изменилось?
Дети: - Появились фотографии с нами.
Воспитатель: - Давайте разложим их и вспомним правила поведения в разных ситуациях.
Дети раскладывают фотографии в необходимой последовательности.
Первая фотография – изображение гаража с построенной машиной, вторая – машина с детьми.
Воспитатель: - Что должны помнить и водитель и пассажир.
Дети: - Быть вежливыми друг с другом, оказывать помощь при посадке, уступить место…
Третья фотография – изображение магазина, четвертая – магазин с детьми.
Воспитатель: - Как вели себя продавец и покупатель?
Дети: - Говорили вежливые слова, уважительно относились друг к другу.
Пятая и шестая фотографии – изображение столовой и гостиной, седьмая и восьмая – с детьми.
Воспитатель: - Что должен помнить каждый, находясь и дома и в гостях?
Дети: - Заботиться о близких людях, оказывать помощь, соблюдать правила поведения за столом…
Воспитатель: - Наклейте фотографии в нужной последовательности.
Дети наклеивают фотографии на альбомные листы.
Воспитатель: - Молодцы! Ваш подарок готов. Пойдемте к детям, расскажите им то, что вспомнили сегодня сами.
Дети говорят до свидания. С альбомом уходят в соседнюю группу.