Программа: “Планета знаний”
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель урока:
1) вспомнить, повторить и систематизировать
знания о проверяемых орфограммах в корне слова;
2) тренировать в умении находить в тексте,
обнаруживать на слух слова с орфограммами,
графически обосновывать наличие в слове
орфограммы определенного типа;
3) развивать устную и письменную речь, внимание,
мышление;
4) воспитывать учебную активность и умение
работать в коллективе;
5) побудить детей поздравить родных и друзей.
Оборудование:
а) для учителя: учебник “Русский язык” Л.Я Желтовская (часть1) для уч-ся 2класса (1 часть); презентация;
б) для учащихся: учебник “Русский язык” (1 часть)
Техническое обслуживание: проектор, экран.
Оформление доски: число, вид работы, тема урока.
Ход урока
I. Оргмомент
Говорят, под Новый год,
Что не пожелается, -
Все всегда произойдет.
Все всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания.
Нужно только, говорят,
Приложить старания,
Не лениться, не зевать
И иметь терпение,
И ученье не считать
За свое мучение!
(С.Михалков)
- Согласны ли вы со словами этого стихотворения?
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы с вами пойдем в гости.
К кому же пойдем в гости? Угадайте.
Я - внучка Мороза
И Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.
(Снегурочка)
(На компьютере - Снегурочка)
- Снегурочка сегодня решила пригласить вас к себе в гости для того, чтобы вы попробовали выполнить её задания.
- Название каждого из этапов урока написано на снежинках, на обратной стороне которых есть задания, необходимые для выполнения.
- Какие же орфограммы мы можем встретить в корне? (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные).
- Кто же догадался, какая тема нашего урока?
Тема урока: Проверяемые орфограммы в корне слова.
- Наша задача сегодня: вспомнить и уметь распознавать проверяемые орфограммы в корне слова.
- Запишите дату и тему урока в тетрадь
II. Первое задание. Дифференциация корневых орфограмм.
Задание: найдите слова с орфограммами в корне.
Мы любим дни морозные,
Катка упрямый лед,
Ночное небо звездное
И шумный Новый год!
(О.Высотская).
- Запишите слова в три столбика: в первый – слова с безударным гласным, во второй – с парными звонкими и глухими согласными, в третий – с непроизносимыми согласными. Докажите графически свой выбор.
Коллективная проверка.
III. Второе задание. Отгадайте загадки. Самостоятельная индивидуальная работа.
Задание: отгадайте загадку, запишите отгадки парами, доказывая графически свой выбор. Устно составьте предложения с любыми словами.
Дел немало у меня:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима).Сегодня все ликует
В руках у детворы,
От радости танцуют
Воздушные … (шары).Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)
Взаимопроверка работ.
- Посмотрите внимательно на записанные слова, скажите, какая орфограмма есть во всех этих словах?
- Как проверить безударную гласную?
IV. Физминутка
Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок
V. Третье задание. Коллективная работа с пословицами.
Задание: прочитай пословицы. Объясните смысл пословиц.
- Как узнать, какие буквы пропущены в словах.
Пример рассуждения: “Чтобы узнать, какая согласная буква пишется в корне слова горо.. подберу однокоренное слово, в котором после согласной буквы стоит гласная: города. В слове города пишется д. Значит, в слове город нужно писать букву д ”.
Воля и тру.. дивные всходы дают.
Зимой сне.. глубокий, летом хле.. высокий.
Старый дру.. лучше новых двух.
- Спишите пословицы.
- Скажите, какая орфограмма есть во всех этих словах?
- Как проверять слова с парными согласными в корне?
- Запишите третью пословицу по памяти.
Самопроверка работ.
VI. Четвертое задание. Буквенный диктант.
- Сейчас мы проведем буквенный диктант. Я буду диктовать слова, если в них есть непроизносимый согласный, вы записываете букву, которой он обозначен при записи слова, если нет – ставите прочерк.
Вкусный, сердце, солнце, бенгальские, прелестная, снегурочка, участник, чувствовать, праздник, звездный, опасный, счастье,
- Какой же секрет есть у этих слов?
- Как же их проверить? Начните так: “Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором … ”
Взаимопроверка работ.
VII. Пятое задание. Составление новогоднего поздравления.
- Любите ли вы получать поздравления? А поздравлять сами? Из каких частей обычно состоит поздравление?
- Давайте вспомним правило письменного поздравления. Итак, первое правило - постараться написать слова орфографически правильно. Правило номер два – пишите аккуратно и красиво, желательно крупным почерком, чтобы ваше поздравление было приятно читать.
- Откройте учебники на странице 127. Найдите упражнение 5.
- Прочитайте поздравления. Обратите внимание, как по-разному вводятся в них пожелания.
- А теперь вы самостоятельно составите текст поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий. Постарайтесь, чтобы пожелания были теплыми и добрыми.
Взаимопроверка.
VIII. Итоги урока.
- Ребята, посмотрите на снежинки.
- Все ли задания Снегурочки мы выполнили?
- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
- Спасибо за работу. Урок окончен.