Цели:
Образовательные:
- знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
- умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
- выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
- повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;
Развивающие:
- развитие внимания, восприятия, памяти, ? аналитического мышления, ? навыков связной речи;
Воспитательные:
- формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,
- формирование таких качеств личности ученика, как? толерантность, способность к диалогу.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийная установка.
- Таблицы.
- Карточки - таблицы.
- Тест.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы продолжим изучение удивительной части речи - наречия. Повторим изученные правила:
-Что называется наречием?
-Расскажите, как образуются степени сравнения наречий?
-В каких случаях наречия на -о, -е с НЕ пишутся слитно, когда -раздельно?
У доски трое учащихся выполняют задания, а класс в это время записывает к фразеологическим оборотам наречия .
1-ое задание:
(Не)лепо
(Не) сладко, а кисло
Крайне(не)скромно
(Не)много (мало)
(Не)далеко
(Не)узко, а широко
Далеко( не) интересны
(Не)вежливо (грубо)
(Не)доумевающе
Совершенно( не)интересно
(Не)брежно
2-ое задание:
(Не)ласково встретил лес ребятишек. (Выполнить синтаксический разбор предложения, морфологический разбор наречия.)
3-е задание:
Белка прыгая с ветки на ветку метнулась в дупло. (Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения.)
Класс записывает к фразеологизмам синонимичные наречия:
Пальчики оближешь-вкусно
Куры не клюют-много
Как с гуся вода-бесполезно
Сломя голову-быстро
К шапочному разбору-поздно
Рукой подать-рядом
Без году неделя-недавно
Как курица лапой-грязно, неаккуратно, небрежно
Набито как в бочке огурцов- тесно
Живот надорвать - смешно
Образуйте от наречий вкусно, быстро, небрежно - все возможные формы степеней сравнения.
Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием "яркого пятна" - инсценировка помощи домовенку Кузе.
- Стук в дверь.
Учитель спрашивает:
- Кто бы это мог быть?
Открывается дверь, заходит Кузя.
- Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, "пахнет знаниями"!
Отличница Настя восклицает:
- Да это же домовенок Кузя, который помогал нам при изучении тем "Причастие" и "Деепричастие"!
- Есть ли у вас отличники?
Настя:
- Конечно есть. Я отличница!
Кузя:
- У меня к тебе серьёзное дело.
Настя улыбнулась:
- У тебя все дела серьёзные, рассказывай.
Кузя:
- Понимаешь, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было. Все-таки документ, - важно говорит Кузя.
На экране появляется заявление Кузи.
Заявление.
Заявляю, что как только ночзаполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.
Домовой Кузьма.
Настя:
- Ты откуда про домофон узнал?
Кузя:
- Это мне домовой из четырнадцатой школы рассказал.
Ну, так как, ошибок много?
- Предостаточно! - сказала Настя строго. - Чему тебя только в школе учили? Давай разбираться. Смотри: ночь и молодежь - это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.
- Ага, понял. Врач и лужа - тоже существительные, значит, я правильно написал.
- А вот и неправильно, - возмутилась отличница. - Эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.
- Это легко запомнить, так любила поговаривать одна моя знакомая столетняя кикимора.
- Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.
Учащиеся в это время распределяют слова, в которых Настя нашла ошибки, в соответствующие графы таблицы и делают исправления цветным фломастером в тексте заявления, которое находится у каждого на парте.
Повторение.
Часть речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Существительное | ||
Прилагательное | ||
Глагол | ||
Наречие |
Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.
Учитель: | Отличница Настя: |
- Итак, что же получается? Мы не можем помочь Кузе? |
- Полностью не можем |
- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) |
- Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий |
На экране высвечивается тема урока.
"МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХНА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ "
Устали немножко? Давайте отдохнём и сделаем физразминку?!
Сначала мы пойдём налево-1, 2, 3.
А теперь пойдём направо -1, 2, 3.
Станем мы сейчас поближе -1, 2, 3.
А потом уйдём подальше -1, 2, 3.
Руки вверх поднимем дружно 1, 2, 3.
И помашем влево -вправо.1, 2, 3
А сейчас присядем ниже 1, 2, 3
Головы поднимем выше.1, 2, 3
Дружно хлопаем руками.1, 2, 3
Тихо топаем ногами.1, 2, 3
Чтобы веселее стало, 1, 2, 3
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку./
В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, надо выучить любое из двух правил по вашему выбору.
Правило первое: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
Правило второе: на конце наречий мягкий знак после букв Ш и Ч пишется, а после буквы Ж не пишется, кроме одного слова- исключения НАСТЕЖЬ.
Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен мягкий знак на конце слова ПРОЧ_.
Рассуждая по первому правилу, мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений, и если нет - поставить мягкий знак. Слово ПРОЧЬ - не исключение, следовательно, пишется с мягким знаком.
Образец рассуждения по первому правилу
Рассуждая по второму правилу, мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буква Ш или Ч, то мягкий знак нужен; если это буква Ж (кроме слова НАСТЕЖЬ), то не нужен. В нашем слове на конце буква Ч, значит, слово ПРОЧЬ пишется с мягким знаком.
Образец рассуждения по второму правилу
Оба правила приводят к одному и тому же результату. Мы советуем вам выбрать то правило, которое использовано в вашем школьном учебнике.
Работа с учебником - читается материал параграфа 44, дается 2 минуты для заучивания наизусть, организуется парная работа по проверке нового материала
Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся.
Слово учителя:
- Правило о правописании мягкого знака на конце наречий занимает особое место в системе нашей орфографии.
Во-первых, потому, что после шипящих на конце наречий мягкий знак пишется традиционно, не имея поддержки в фактах современного языка.
Во-вторых, потому, что рассматриваемое правило охватывает всего несколько слов, которые нетрудно перечислить (на доске магнитами прикрепляются слова на карточках)
Навзничь
Настежь
Наотмашь
Вскачь
Сплошь
Данные слова всегда являются типичными наречиями, поясняющими глаголы и отвечающими на вопрос КАК?.
Наречие НЕВМОЧЬ приближается к категории состояния и является частью устойчивого сочетания - ему стало невмочь - следовательно, отдельно на вопрос не отвечает. Слово ПРОЧЬ часто употребляется не в качестве наречия, а в роли предложного сочетания, требующего вместе с предлогом ОТ родительного падежа. Что касается слова ЛИШЬ, то оно вообще не бывает никогда наречием, а только союзом или частицей.
Работа с толковым словарем по значению наречий (можно использовать электронный словарь энциклопедии КМ)
Учитель:
Правила написания мягкого знака на конце наречий после шипящих достаточно просты и очень быстро запоминаются, если использовать.
1. Считалочку:
Навзничь, Настежь, Сплошь, Невмочь,
Вскачь, Наотмашь, Лишь и Прочь.
(Считалочка повторяется вслух вместе с детьми) Словарные слова: вскачь, навзничь, наотмашь, настежь, прочь, сплошь, уж, замуж, невтерпеж.
Вскачь. Скачками, очень быстро.
Навзничь. Опрокинувшись на спину, вверх лицом. Наотмашь. Сильно размахнувшись.
Настежь. Распахнув совсем, до конца.
Прочь. В сторону, дальше от кого-, чего-нибудь, долой.
Сплошь. 1. Без промежутков, по всей поверхности. 2. Целиком, без исключения (разг.).
Уж. 1. нар.уже. 2. част. Употребляется для подчеркивания, усиления отдельного слова или целого выражения.
Замуж. Выйти замуж - стать чьей-то женой.
Невтерпёж (разг.). Не хватает терпения, нет сил терпеть, ждать.
2. Алгоритм рассуждения по применению правила:
а) определить, какая это часть речи,
б) если наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений,
в) если нет, пиши мягкий знак.
Учитель:
- Для автоматического применения правила на письме нужно потренироваться.
Выполнение тестового задания.
ВЫВОДЫ:
Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в существительных третьего склонения, глаголах, наречиях (кроме - уж, замуж, невтерпеж)
Мягкий знак не пишется в кратких прилагательных и существительных первого и второго склонения
А еще мы помогли домовенку Кузе исправить ошибки в заявлении. Давайте завершим правку заявления Кузи. На экране появляется заявление, в котором отличница Настя исправляет ошибки в наречиях. Учащиеся проделывают эту работу в заявлениях, лежащих на партах.
Кузя:
-Большое спасибо, ребята. Теперь можно отправить заявление по почте. Так солиднее будет. (При наличии времени выполняем упр. 263)
Домашнее задание: параграф 44, упр.265
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Обведите номера правильных ответов
Мягкий знак после шипящих пишется на конце:
- существительных мужского рода 2склонения;
- глаголов в неопределенной форме
- наречий
Правильно определены условия выбора орфограммы в слове:
- прочь (наречие)
- настежь (наречие, исключение)
- стеречь (неопределенная форма глагола)
Мягкий знак пишется в слове:
- невтерпеж..;
- навзнич..;
- сплош..;
Мягкий знак не пишется в слове:
- настич..;
- горяч..;
- замуж..;
- наотмаш..;
- нож..;
Мягкий знак пишется в слове:
- точ..ный
- точ.-в-точ..
- береч..ся
- ноч..
- вскач..
- Допущена орфографическая ошибка в предложении:
- Оказалось, что Варенька непрочь была замуж. (Чехов)
- Как раздавленный, навзничь лежал он. (Тургенев)
- С грамотой вскачь, без грамоты хоть плач.
ОТВЕТЫ:
2
1, 3
2, 3
2, 3, 5
2, 3, 4, 5
3
Критерии оценок:
"5" - 6б.
"4" - 5б.
"3" 3-4б.
"2"- 2б.
Список использованных источников.
- Текучева, И.В.; Тесты по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс" (М.: Просвещение): 7-й кл.: учеб.-метод.пособие/И.В.Текучева - 2-е изд. - М. : Экзамен, 2006 - 127, [1] c. - Учебно-методический комплекс.
- PC CD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс", ООО "Кирилл и Мефодий", www. KM.ru