Цели:
- закрепить приёмы устных вычислений;
- отработать умения выполнять сложение и вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел второго десятка;
- закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10;
- развивать логическое мышление, память, речь;
- воспитывать чувство сострадания, милосердия, коллективизма.
Оборудование: Герои сказки "Мама для Мамонтёнка": солнышко, тучка, ледяная скала, море, белый медведь, дядюшка Морж, обезьянка, тетя Слониха, фрегат, остров, коралловые рифы, МР 3 "Песенка Мамонтёнка".
Учебник для 1 класса "Математика", автор М.И. Моро.
Ход урока
Организационный момент:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня на уроке мы закрепим приёмы устных вычислений, будем решать задачи. У нас необычный урок. Мы попадём в сказку "Мама для Мамонтёнка". Но прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно открыть волшебную дверь, которая нас и приведёт в сказку.
Работа над материалом урока:
: Далеко на Севере, на берегу океана, стоит ледяная скала. Внутри скалы находится пещера, а в ней в большой глыбе льда - замёрзший Мамонтёнок. Он пробыл там много веков. И если мы освободим
Солнышко от тучек, то оно поможет нам растопить глыбу и Мамонтёнок оживет.
1). Устный счёт.
Первая тучка:
- Назови пропущенные числа:
20,:18, 17,:,:,:.,13,:,11,:,9,:,:,6,:,:,:,:,1.
- Каких кружочков больше?
- На сколько красных кружочков больше чем зелёных?
Вторая тучка:
- Сравни:
1 *0, 10 * 10, 19 * 19, 3 * 13, 20 * 2, 9 * 11, 17 * 18, 19*16.
Третья тучка:
- Назови числа по порядку:
А) с самого маленького:
13, 15, 12, 17, 14, 19, 18, 16.
Б) с наибольшего:
11, 4, 10, 3, 6, 9, 7, 5, 8.
Четвёртая тучка:
- Назови число, в котором:
1дес.2ед, 1дес.7ед., 1дес.3ед., 2дес.6ед.
Лед растаял и Мамонтёнок ожил. "Мама", - крикнул Мамонтёнок. Но ему никто не ответил. И тогда малыш отправился на поиски мамы.
По дороге Мамонтёнок встретил Пингвинёнка.
- Ты кто? - удивился Пингвинёнок?
- Не знаю, я маму ищу.
- Пойдем к дядюшке Моржу. Он всё знает.
Увидев Мамонтёнка, дядюшка Морж очень удивился. Но потом сказал:
-Давным -давно, на Севере было тепло. Жили здесь такие звери. Но они ушли и оставили после себя лишь какие-то знаки. Если их разгадать, то можно узнать куда они ушли.
Учащиеся самостоятельно решают примеры. По ключу отгадывают фразу. Затем происходит коллективная проверка.
12+1 (В)
13-1 (И)
18-1 (А)
10+1 (Ф)
12-2 (Р)
10+6 (К)
15-1 (У)
3-0 (!)
13-В 17-А 11-Ф 10-Р 12-И 16-К 14-У 3-!
- На быстроходном фрегате мы отправимся на поиски мамочки для нашего друга. Чтобы быстрее попасть в Африку, мы должны решить задачу.
Мартышка сорвала с пальмы 2 большие грозди бананов. В одной из них было 10 бананов, а в другой - 8. Сколько бананов сорвала мартышка?
Коллективный разбор и самостоятельная запись решения задачи.
- Наступила ночь. Луна совсем спряталась. Давайте сделаем физкультминутку, чтобы луна вышла из-за облаков и освещала нам путь.
В небе плавает луна,
В облака зашла она,
1, 2, 3, 4, 5
Можем мы луну достать.
6, 7, 8, 9, 10
И пониже перевесить.
10, 9, 8, 7 - чтоб луна светила всем.
- Ребята, мы приближаемся к берегам Африки, но впереди нас ожидают коралловые рифы. Чтобы их обойти, мы должны самостоятельно сравнить числа. (Учебник с. 52 № 13)
Взаимопроверка в парах.
- На берегу нас встречает обезьянка. Но и она не видела маму Мамонтёнка.
- Я отведу вас к тётушке Слонихе, - сказала обезьянка. Мамонтёнок расплакался, но тетушка Слониха сказала:
- Ты хоть и не похож на меня, всё равно ты будешь моим сыном. Так как мамонты ушли в Африку и стали слонами. Мамонтёнок прижался с тетушке. И больше никогда не уходил далеко от неё.
Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие.
- Вы рады, что Мамонтёнок нашёл свою маму?
- Кто нам помог?
- А чем вы помогли?
Итог урока.
Как хорошо, когда рядом с тобой люди, животные, которые способны прийти на помощь. Как важно видеть с собою того, кто нуждается в твоей помощи. Как приятно видеть улыбку того, кому ты помог в трудную минуту. Каждый, кто делает добро, сам становится богаче и добрее. Сегодня на уроке вы показали, как вам хотелось помочь Мамонтёнку и вам это удалось. Спасибо за урок.