Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе "Алфавит и его применение"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: Познакомить учащихся с русской азбукой, объяснить её роль в жизни людей. Совершенствовать умение правильно называть буквы, пользоваться алфавитом. Развить мелкую моторику пальцев рук, устную речь, наблюдательность, фонематический слух, зрительную память, пополнить словарный запас. Ознакомить детей с историей возникновения алфавита. Привить бережное отношение к книге.

Оборудование: средства мультимедиа (интерактивная доска), орфографические, энциклопедические и толковые словари, детская художественная литература, образец библиотечной картотеки с формулярами, образец картотеки с амбулаторными карточками больных, жетоны со смайликами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?

2. Психологический настрой учащихся для плодотворной работы на уроке.

На интерактивной доске отображены две мордочки котят Винчи: с изображением радости и грусти.

Ребята, обратите внимание на интерактивную доску и скажите, кто нарисован на картинках?

Какое настроение выражает котенок слева (справа) от вас?

Какое настроение выберем мы на урок? (котенка с грустным выражением на мордочке убирается).

Итак, урок мы начинаем с хорошим и радостным настроением.

Улыбнитесь друг другу.

3. Проверка домашнего задания.

Учебник "Русский язык", 1 класс, страница 37, упражнение 9.

В каждом слове "спряталось" еще слово. Найди его и прочитай.

Прочитай составленные предложения со словом "книга".

Книга - источник знаний.

Объясните значение словосочетания "источник знаний".

Воспитательная беседа о бережном отношении к книге (наличие обложки, закладки, аккуратность в обращении).

4. Чистописание.

a) Чтение стихотворения классом.

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит.
Буквой "К" на нас глядит.

Сегодня на минутке чистописания будем писать слова с буквами "К" и "к". Из каких элементов состоит буква? (Показ записи букв "К" и "к" учителем).

б) Работа в тетради.

Выбери слова с буквой "К" из текста и запиши. Поставь ударение.

Проверка.

На дереве сидит котик. Кролик грызет морковку. Коза имеет большие рога.

в) Работа над пословицей.

Под лежачий камень и вода не течет.

Объясните смысл пословицы. Запишите ее в тетрадь.

г) Работа в парах. Проверка записей в тетрадях.

5. Словарная работа.

а) Запись отгадок детьми.

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (Собака)

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картофель)

б) Знакомство с различного вида словарями. Объяснение слова "словарь".

Проверка словарных слов по словарям. (Дети разным способом находят слова).

Ребята, почему некоторые ученики выполнили проверку слов быстрее всех?

Верно, дети знают алфавит, и слова в словаре находили по алфавиту.

в) Физкультминутка

Вы, наверное, устали? А теперь все дружно встали!

Выполнение учащимися упражнений для кистей рук с одновременным чтением стихотворения.

Еле - еле, еле - еле
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра.

6. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с алфавитом и примерами его использовании.

(Слайд № 1).

Высказывание детей о понятии алфавит.

7. Работа по теме урока.

а) Чтение правила в учебнике "Русский язык", 1 класс, страница 39.

Знакомство с алфавитом. (Слайд № 2)

Сколько букв в русском языке?

Прочитайте название букв и постарайтесь запомнить. Чтобы легче было запомнить алфавит, мы будем петь название букв на мотив песенки про кузнечика.

б) Беседа о применении алфавита в жизни человека.

Где в жизни человек используется алфавит?

в) Встреча с библиотекарем. Прослушивание сообщения о применении алфавита в библиотеке. Демонстрация образца библиотечной картотеки с формулярами.

Встреча с врачом. Прослушивание сообщения об использовании алфавита в лечебных учреждениях. Демонстрация образца картотеки с амбулаторными карточками больных.

Прослушивание учителя об использовании алфавита в документах школы. Демонстрация классного журнала.

г) Работа с учебником "Русский язык", 1 класс, страница 41.

Чтение сведений о русском языке.

Учебник "Русский язык", 1 класс, страница 42, упражнение № 4.

Проверка.

Запишите собственные имена по алфавиту.

Повторение орфограммы написания собственных имен.

д) Самостоятельная работа.

Выдается карточка с заданием. Запись слов в алфавитном порядке.

Байкал (озеро), Жучка, Африка, Шишкин (художник), заяц, Италия, Волга (река), Гена.

Какое слово будем записывать первым? Почему? Запишите.

Найдите слово, которое начинается на вторую букву алфавита. Если на букву "Б" нет слова, значит, ищем слово на следующую букву.

Запишите оставшиеся слова самостоятельно. Проверка по интерактивной доске.

(Слайд №2).

8. Знакомство с историей алфавита. Выступление детей.

Историк Геродот писал, что древние люди научились письму от финикийцев.

(Слайд № 5)

Буквы в финикийском алфавите расположены в определенном порядке. Он является родоначальником греческого, арабского и других алфавитов.

(Слайд № 6, № 7)

От греческого алфавита произошел церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием. Этот алфавит имеет другое название кириллица.

(Слайд № 8, № 9)

При Петре 1 появился более легкий для чтения вариант алфавита кириллицы, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.

(Слайд №10)

9. Физкультминутка.

Зрительная гимнастика.

(Слайд № 11)

10. Закрепление пройденного материала.

Составление предложения, записывая слова в алфавитном порядке. Объяснение пропущенных орфограмм. Нахождение главных членов предложения.

(Б,б):рис, (в) л:су, нашел, много, ш:шек.

Работа под диктовку. Проверка. Выделение орфограмм.

Дядя Петя поймал в реке большую щуку.

Игра "Найди место в библиотеке"

Детям раздаются книги. По команде ведущего учащиеся выставляют литературу в алфавитном порядке авторов.

11. Итог урока. Оценка работы учащихся.

  • Что такое алфавит? Сколько в русском языке букв?
  • Повторите алфавит.
  • Где человек применяет знания алфавита?

12. Рефлексия.

Ребята, а сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке, для этого мы прикрепим жетон с изображением смайлика на елку. Если настроение отличное, вы довольны своей работой и урок вам понравился - возьмите жёлтого смайлика, а если у вас что-то не получилось, вы испытывали трудности при выполнении заданий - возьмите синего смайлика.

Прикрепите выбранный жетон с изображением смайлика к дереву.

Какое дерево у нас получилось?

Если преобладает жёлтый цвет - урок цели достиг.

13. Задание на дом.

  • Учебник "Русский язык", 1 класс, страница 43, упражнение № 8.
  • Подготовить дополнительный материал об использования алфавита в различных сферах деятельности человека.