I. Разминка. Актуализация знаний.
- Используя некоторые слоги этой таблицы, составьте ответы на мои вопросы (см. слайды)
ги | ди | ми | я |
ске | а | фи | лет |
фи | ци | зи | е |
то | ме | ло | на |
- Наука, эмблемой которой является изображение змеи (медицина)
- Наименование науки, изучающей строение внутренних органов (анатомия)
- Наука, объясняющая, как работают внутренние органы (физиология)
- Наука, которая получила свое название в честь древнегреческой девушки, исцелявшей больных одним своим появлением (гигиена)
- Из неиспользованных клеток составьте тему урока (см. слайды). Презентация.
II. Целеполагание.
- Какие вопросы поставит перед нами наука анатомия? (Как устроен скелет?)
- Физиология? (Для чего он нужен?)
- Гигиена? (Как сохранить его здоровым?)
- Медицина? (Как лечить?)
III. Новый материал.
- Первый вопрос от науки анатомии. Для чего нужен скелет? (слайд)
- Откройте учебник на странице 9, рассмотрите схему скелета и разгадайте кроссворд (групповая работа)
- Часть ноги, в которой много мелких костей (стопа)
- "Доспехи", защищающие сердце, легкие и другие внутренние органы (ребра)
- Верхняя часть руки до локтя (плечо)
- Часть ноги от колена до стопы (голень)
- Защитный "шлем" (череп)
- Часть ноги с длинной и самой прочной костью (бедро)
- Часть руки между плечевой костью и кистью (предплечье)
- 9. Название частей скелета, а также инструменты, используемые строителями (лопатка, кисть)
- Проверка. Что получилось в выделенных клетках? (скелет человека)
- У кого есть вопросы?
- В нашем скелете более 200 костей. А какими они должны обладать свойствами, чтобы защитить наши внутренние органы, чтобы быть нашей опорой? (см. слайды)
- Рассмотрите таблицу (см. слайд). Какой из данных материалов самый крепкий?
- Во сколько раз крепче кость, чем древесина дуба?
- Во сколько раз прочность бетона меньше прочности кости?
- Надавите на кость. Меняет ли она свою форму?
- Как называется такое свойство материала? (упругость)
- Как вы думаете, наш скелет тяжелый или легкий? Масса тела взрослого человека 80 кг, а чему может быть равна масса его скелета?
- Посмотрите на диаграмму (см. слайд). Почему же скелет такой легкий?
- Дело в том, что большинство костей имеют губчатое строение (см. слайд). Это позволяет кости, сохраняя прочность, оставаться легкой.
- Могут ли кости потерять свою прочность?
- Кто смотрит рекламу, тот знает, что крепость костям придаёт : (кальций). Давайте посмотрим, что получилось в результате нашего опыта (на предыдущем уроке учитель положил тонкую куриную кость в раствор соляной или уксусной кислоты).
- Что надо делать, чтобы такого не случилось?
- В наш рацион питания должны входить продукты, содержащие кальций (см. слайд 9)
- А теперь разрешите спор двух мальчиков. Один из них утверждает: "Чтобы быть здоровым, надо больше лежать, тогда нагрузка на скелет будет меньше". Другой возражает: "Чтобы быть здоровым, надо больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом". Кто прав?
Дети высказывают предположения.
- Вспомните космонавтов. Находясь в невесомости, скелет не испытывает нагрузки. Организм это понимает и происходит отток кальция. Из-за этого, прилетая на землю, космонавты не могут ходить.
- А у нас настало время физминутки (В.Высоцкий "Утренняя гимнастика").
- Могут ли кости расти? (сравните рост ребенка и взрослого человека)
- Потрогайте хрящи в носу или в ушах. Какие они?
- У кого больше хрящей в организме: у вас или у взрослых?
- У кого более гибкий скелет: у вас или у взрослых?
- Хорошо это или плохо?
- Хорошо, т. к. вы чаще падаете, и большое количество хрящей не дает возможности скелету часто ломаться. А плохо, т. к. ваш скелет больше подвержен искривлению. Вы много времени проводите за партами. Какая часть скелета больше всего подвержена искривлению? (позвоночник)
- Почему искривление скелета и нарушение осанки - это очень плохо? (некрасивая внешность, искривление затрудняет работу сердца, ухудшается дыхание, нарушается кровообращение, пищеварение, вы быстрее устаете, вас могут часто мучить головные боли, учиться становится труднее. Посчитано, что больше половины школьников заканчивают школу с болезнями спины).
- Посмотрите на слайды. Какие правила нарушены?
- А если так случилось, что вы неудачно упали, по каким признакам можно предположить, что у вас перелом? (опухоль, больно дотронуться)
- Что же делать в таком случае?
- А если нет бинтов, гипса? Какую первую помощь вы можете оказать? (приложить лёд, обездвижить, обратиться к врачу)
- На столе у каждой группы есть задание и инструкция о том, как надо действовать в экстренной ситуации. Окажите помощь своему товарищу, попавшему в беду, используя подручные материалы, лежащие у вас на столе (это могут быть платки, линейки и другие фиксирующие материалы)
Инструкция.
Ваш друг упал с велосипеда. Вы подозреваете перелом предплечья (опухоль, посинение конечности, боль). Окажите первую помощь, пользуясь рисунком и инструкцией.
Переломы предплечья фиксируют на прямой шине с обязательной фиксацией локтевого сустава (обычно - в согнутом до прямого угла положении). Затем поврежденную руку подвешивают на косынке.
Обратитесь к врачу (вызовите скорую помощь или отведите пострадавшего в травпункт).
- Демонстрация и оценка работы групп
IV. Самостоятельная работа.
- Давайте проверим, что мы усвоили на уроке. Напишем цифровой диктант (если утверждение верное, ставится цифра 1, если нет - цифра 0)
- Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений (1)
- Кости человека прочные, тяжёлые и упругие (0)
- Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать (0)
- При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме (1)
- Чем старше человек, тем более хрупкие у него кости (1)
Проверка (учитель называет цифры, дети проверяют). Возможна взаимопроверка.
V. Рефлексия.
- Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?
VI. Домашнее задание.