Цель прогулки: уточнить знания детей об особенностях разных видов деревьев (рябина, клен, береза), отличие дерева от куста, взаимосвязь растений с окружающей средой (вода, солнце – свет, тепло, почва, животные); рассмотреть цветение тюльпанов, одуванчиков; воспитывать желание помочь деревьям, растениям, зайчику, воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
Методические приемы: игровой прием, “вручение подарков” растениям, зайчику,лисе,чтение стихотворений, рассматривать деревьев, цветов, “чтение письма”, драматизация сказки.
Материал: оформление письма от Сороки – Белобоки, листья рябины, клена, березы, вырезанные из бумаги; подарки: солнышко, птица, капелька воды, дождевой червяк, бабочка – вырезанные из бумаги; земля – почва, две лейки, ведро с водой, атрибуты для сказки “Заюшкина избушка”: шапочки медведя, собак, петушка, лисы, зайца; угощение для Лисы и Зайца, сюрприз – конфеты для детей.
Роль Лисы и Зайца исполняют воспитатели.
Ход прогулки
– Ребята, к нам сегодня утром прилетала Сорока – Белобока и оставила нам письмо. Прочитаем.
“Дорогие ребята! Пишет вам зайчик из сказки “Заюшкина избушка”. Лиса меня выгнала из домика и не пускает обратно. И все запасы закончились. Помогите мне, пожалуйста, если сможете.
Ваш друг Заяц”.
– Ребята, надо помочь зайцу. Правда? Но путь нам предстоит очень долгий и трудный, поэтому нужно быть готовым к любым испытаниям! Вы готовы?
– Да!
– А как мы узнаем дорогу к домику Зайца? (Ответы детей.)
– Ребята, посмотрите, на асфальте нарисованы волшебные стрелки? Может они нас приведут к Зайцу? Ну что, ребята, пойдем выручать Зайца? (идем к деревьям).
– Ребята, поздороваемся с деревьями! Здравствуйте, деревья! Давайте вспомним, что есть у дерева ? (ствол, ветки, листья, корни). А это что растет рядом с деревьями? Куст сирени. Чем отличается куст от дерева? (много стволиков, у дерева – один, дерево выше, куст ниже и т.д.).
– Посмотрите, это дерево как называется? Рябина. На рябине листочки распустились! А это клен. На клене еще листочков нет! Потрогайте, какой ствол у рябины, какой у клена? (Ответы детей.)
– Ребята, а ведь мы с вами приготовили для деревьев подарки, вручим их!
Вручение подарков:
– Я дарю тебе птицу! (Фигурку из бумаги.) Она будет тебе другом и спасет от гусениц!
– Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревает тебя, помогает окраситься в зеленый цвет.
– Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит тебя!
– Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя.
– Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
– Ребята, клен и рябина говорят вам спасибо и тоже приготовили вам подарки! (Раздаю листочки рябины и клена.) Посмотрите, какие они разные по форме. Сравните их! Поблагодарите деревья! (Идем дальше.)
– Ребята, скажите, какие здесь растут деревья? Назовите. (Дети называют.)
– Ребята, на пути болото! Перепрыгивайте с кочку на кочку! (Прыгают из кружка в кружок, нарисованные на асфальте мелом.)
Идем дальше! Посмотрите, какие чудесные цветы расцвели! Что это за цветы? Кто расскажет?
– Это тюльпаны.
– Что есть у тюльпана? (Цветок, листья, стебель, а в земле – корень. Цветок у тюльпана красного цвета, а бывают и желтые.)
– Посмотрите, какие красивые цветы.
– Ребята, земля сухая. Дождика давно не было. Чтобы растения не засохли, что нужно сделать? (Ответы детей.)
– Давайте польем! (Мальчики поливают двумя лейками.)
– Что скажем тюльпанам: растите, цветите, радуйте нас своей красотой!
Идем дальше.
– А это что за цветы растут? (Одуванчики.) Что есть у одуванчика? Давайте расскажем, на что похожи цветы у одуванчика? (На маленькое солнышко.) Подарим ему стихотворение. (Ребенок рассказывает стихотворение Серовой “Одуванчик”.)
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
Идем дальше, подходим к березам.
– Здравствуйте, березы! Обнимите стволы берез, они дадут вам силы. Погладьте кору, понюхайте. Чем пахнет? Идите ко мне. Подарим березе стихотворения!
Ребята читают стихотворения: “Люблю березку русскую…” А.Прокофьева
1) Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.2) Люблю ее нарядную
Простую, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.3) Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется, но не ломится.
– Посмотрите, как листочки шелестят на березках! Это они вас благодарят за стихотворения!
– Давайте подарим березке землю – почву, чтобы она лучше росла!
– Березка дарит вам свои листочки! Поклонитесь низко-низко березкам, скажите “спасибо” и “до свидания”! (Идем дальше.)
– Смотрите, ребята, Зайчик сидит, плачет!
– Здравствуй, Зайчик! Мы пришли тебе помочь! (Драматизация русской народной сказки “Заюшкина избушка”..
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная.
Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Лиса попросилась к зайчику погреться да его из избушки-то и выгнала. Идет зайчик
и плачет, а навстречу ему собаки:
– О чем, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла
весна, у нее избушка растаяла –она и попросилась ко мне погреться да и выгнала
меня.
– Не плачь, зайчик, – говорят собаки, – мы ее выгоним. Пошли к избушке:
– Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:
– Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по заулочкам!
Собаки испугались и убежали. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь:
– О чем, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла
весна, у нее избушка растаяла – она и попросилась ко мне погреться да меня и
выгнала.
– Не плачь, зайчик, – говорит медведь, – я ее выгоню.
– Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
– Нет, выгоню.
Пошли к избушке. Медведь как заревет:
– Поди, лиса, вон! А она ему с печи:
– Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по заулочкам! Медведь испугался и
ушел.
Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок – золотой гребешок и косу
па плече несет. Увидел зайчика и спрашивает:
– Что ты, зайка, плачешь?
– Как мне не плакать, – говорит зайка, – была у меня избушка лубяная, а у лисы
ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться да меня из
избушки-то и выгнала.
– Пойдем, я ее выгоню.
– Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не
выгонишь.
– А я выгоню. Пойдем! Подошли к избушке. Петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! А лиса
испугалась, говорит:
– Одеваюсь...
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! А она
говорит:
– Шубу надеваю...
Петух в третий раз как закричит:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!
После драматизации сказки лиса просит прощения.
– Ребята, простите меня, пожалуйста, я больше так не буду!
– Ребята, давайте помирим лису с зайцем и угостим их! Мы принесли им подарки: Зайчику – морковку, Лисе – яблоки, пирожки! (Дети угощают Лису и Зайца.)
– А сейчас хоровод споем “Мы на луг ходили” (слова В.Кукловской, перевод с украинского Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко).
– Ребята, расскажем Лисе и Зайчику, как мы нашли дорогу к ним, что мы делали в пути! (Дарили подарки деревьям, поливали тюльпаны, рассказывали стихотворения.) Все испытания выдержали!
Лиса: 0 Спасибо, ребята! Вы старались, все молодцы! И за это я угощу вас конфетами! (Угощает конфетами.)
Трудовая деятельность: собираем мусор на участке, складываем в ведерки и уносим с участка.