Цель урока: создание “образа Северо-Западного района”
Задачи:
Образовательные: составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района России, создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения Северо-Западного района
Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения, формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать картографическую грамотность
Воспитательные: формировать умения взаимодействовать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение
Оборудование: политико-
административная и экономическая карты России, атласы, контурные карты, бланки с заданиями для групп, бланки с опорным конспектом, учебник, дополнительная литератураХод урока
1. Вводно-мотивационный этап
Продолжаем изучение экономических районов европейской России. Сегодня на уроке познакомимся с Северо-Западным районом.
Этот район можно назвать “окном в Европу”. Почему? Постараемся найти ответ на этот вопрос в ходе урока.
Постановка УЗ (учебной задачи):
Как вы думаете, а какую задачу необходимо решить для этого? (уч-ся предлагают свои варианты).
Принятие УЗ:
Составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района и на ее основе создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения этого региона.
Вспомните план изучения района.
План изучения района
- Состав района
- ЭГП района
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Специализация хозяйства района
- Проблемы и перспективы развития района
Каждая группа изучает один из пунктов плана и представляет отчет о своей работе. Таким образом, совместно будет составлена комплексная характеристика района.
2. Операционно-содержательный этап
Чтобы изучить район необходимо определить его состав.
Состав района (задание всем группам)
Цель: определить состав Северо-Западного района.
Ход работы:
1) Прочитать §42 (с.192), рассмотреть картосхему “Экономические районы России” (рис. 71 с.160). Учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа.
2) Показать на карте границы и состав Северо-Западного района
Работа в группах по инструктивным карточкам(10 минут).
Задание для 1-й группы
ЭГП района
Цель: выделить особенности ЭГП Северо-Западного района.
Ход работы:
1) Изучить карты атласа (“Административная карта России” и “Европейский Север и Северо-Запад России”), картосхему учебника “Экономические районы России” (рис. 71 с. 160), текст учебника §42 (с.192-193).
2) Закончить предложения:
1. Северо-Западный район занимает: а) окраинное; б) пограничное; в) центральное положение (подчеркните верные ответы)
2. Северо-Западный район граничит со следующими экономическими районами __
3. Пограничными государствами являются ___________________________________
4. Северо-Западный район имеют морскую границу по ________________________
5. Основными транспортными магистралями являются_________________________
3) Сделать вывод: выгодно или невыгодно ЭГП района?_______________________
Задание для 2-й группы
Природные условия и ресурсы
Цель: проанализировать природные богатства данного района
Ход работы:
1) Изучить карты атласа 9 кл. “Европейский Север и Северо-Запад России” (физическая и экономическая), карты атласа 8 кл. (климатическая, растительности, почвенная), текст учебника §42 (с.193).
1) Оценить природные условия района.
1. Рельеф ______________________________________________________________
2. Климат: а) тип климата_________________________________________________
б) ср.t0 я ____________________, ср.t0 и _____________________________________
в) годовое количество осадков, увлажнение __________________________________
2) Заполнить таблицу:
Природные ресурсы Северо-Западного района
Виды природных ресурсов |
Перечень данных природных ресурсов |
1. Минеральные | |
2. Водные | |
3. Лесные | |
4. Почвенные | |
5. Биологические | |
6. Рекреационные |
3) Сделать вывод:________________________________________________________
Задание для 3-й группы
Население района
Цель: изучить население района и составить демографическую справку
Ход работы:
Используя текст учебника §42 (с.193-195), картосхему “Санкт-Петербургская агломерация” (рис. 83 с. 195), карты атласа (“Народы России”, “Плотность населения”), статистический материал (табл.40 с. 163) и дополнительную литературу, составить демографическую справку по следующему плану:
1) численность населения района, доля в России______________________________
2) национальный состав___________________________________________________
3) плотность населения (высчитайте: плотность населения = численность населения / площадь района)______________________________________________________________
4) доля городского населения (сравнить с российскими показателями)____________
5) город-миллионер, крупные города, их численность населения_________________
6) состав Санкт-Петербургской агломерации (перечислить города агломерации)___
7) миграция населения____________________________________________________
Сделать вывод:__________________________________________________________
Задание для 4-й группы
Хозяйство района
Цель: изучить промышленность и сельское хозяйство района
Ход работы:
1) Изучить экономическую карту атласа 9 кл. “Европейский Север и Северо-Запад России”, текст учебника §42 (с.195-198), дополнительный и статистический материал.
2) Определить отрасли промышленной специализации района, занимающие 1-4 места и составить схему: “Отрасли промышленной специализации района”
Заполнить таблицу
Промышленный центр |
Отрасли промышленности |
Санкт-Петербург |
|
Псков |
|
Новгород |
|
Великие Луки |
|
Тихвин |
4) Перечислить условия для развития сельского хозяйства и указать его специализацию ________________________________________________________________
Сделать вывод о хозяйственном освоении района:_____________________________
Задание для 5-й группы
Основные проблемы и перспективы развития района
Цель: показать проблемы и перспективы развития района
Ход работы:
1) Изучить текст учебника §42 (с.198), дополнительный материал, карту атласа “Экологические проблемы”.
2) Выписать:
а) Проблемы района и пути их решения______________________________________
б) Перспективы развития района____________________________________________
Заслушивание отчетов групп. В это время каждый ученик заполняет сводную таблицу.
Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района
Природные условия | Природные ресурсы | Отрасли промышленности | Отрасли сельского хозяйства | Проблемы |
3. Рефлексивно-оценочный этап
Практическая работа
Составление знаковой модели природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения Северо-Западного района
Задание (для всех уч-ся). На контурную карту нанести:
1) ЭГП Северо-Западного района: границу района; состав района (границы областей, их центры); подписать названия соседей (приграничные государства и экономические районы); Балтийское море.
2) Используя условные знаки, нанесите природные ресурсы и отрасли специализации района.
Общий вывод по уроку
Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Почему район называют “окном в Европу”? (уч-ся высказывают свою точку зрения).
4. Домашнее задание:
1) Повторить опорный конспект урока
2) Составить туристический маршрут по городам Северо-Западного района (проекты, презентации, письменные работы). Примерный план: 1) название маршрута; 2) пункты назначения; 3) исторические памятники.