Программа: «Школа России». А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс.
Цель урока: продолжить работу по формированию основ экономических знаний.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семейный бюджет».
- Повторить понятия «бюджет», «доходы», «расходы».
- Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
- Воспитывать рациональное и бережное отношение к результатам труда, деньгам, своему здоровью.
Форма проведения урока: деловая игра.
Основные понятия:
- Для повторения – «доход», «расход», «бюджет», «налоги»
- Новые – «стипендия», «пенсия», «накопления».
План урока.
№ | Этап урока |
Время |
1 | Организационный момент. | 1 |
2 | Актуализация знаний (проверка домашнего задания). | 7 |
3 | Сообщение темы и цели урока. | 1 |
4 | Работа по новой теме. | 20 |
5 | Закрепление знаний по новой теме. | 12 |
6 | Рефлексия. | 2 |
7 | Итог урока. | 1 |
8 | Домашнее задание. | 1 |
Всего: |
45 |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Б |
О |
Р |
М |
Ь |
Ж |
Д |
Ю |
В |
Ю |
Б |
Е |
У |
И |
Д |
Т |
К |
И |
Л |
О |
У |
Ж |
Д |
Я |
К |
М |
Е |
Н |
Е |
Р |
О |
Ш |
И |
Р |
О |
Т |
– Какое слово спряталось в сетке?
II. Актуализация знаний (проверка знаний) – Презентация
1) Повторение понятий
Установленные законом обязательные платежи бюджет
Деньги, которые тратятся из бюджета налоги
План доходов и расходов доходы
Деньги, которые поступают в бюджет деньги
расходы
2) Восстановление схемы
– На что ещё расходуются деньги из государственного бюджета?
III. Сообщение темы и цели урока
– Бюджет может быть у государства, и тогда он
называется государственный. Бюджет может быть у
города (городской бюджет), у предприятия и
организации.
– А может быть бюджет у семьи? (…) Как он
называется? (…)
– Сегодня на уроке мы посмотрим, как строится
семейный бюджет.
IV. Работа по теме урока
1) Деление учеников на группы, распределение ролей в группе(«семье»).
2) Составление доходной части.
– Перед вами стоит коробочка с надписью
«бюджет».
– Можете ли вы сейчас ею воспользоваться? (...)
– Подумайте, кто из вас может принести доход в
семейный бюджет. Положите свои деньги в «бюджет»
(максимально 100, лучше круглые числа).
– Как называется доход папы и мамы? Бабушки и
дедушки?
– Приносят ли деньги в семью младшие члены семьи?
– Каков ваш бюджет? Посчитайте.
3) Физминутка
4) Составление расходной части
– Можете ли вы купить автомобиль стоимостью 400? Почему?
– На что ещё вам надо тратить деньги? (…)
Заполнение карточек (по группам)
Доход_________________
На что тратить деньги | Количество |
Лекарства | |
Продукты | |
Одежда | |
Транспорт | |
Обучение | |
Квартплата | |
Отдых, развлечения | |
Всего: |
Осталось____________
– На что вы потратите больше всего?
– На чём вы сможете сэкономить?
– Остались ли у вас деньги? На что вы их оставили?
V. Закрепление знаний, полученных на уроке.
1) Беседа
– Из чего складываются доходы семьи? (…) Это запланированные доходы.
– А могут ли доходы быть незапланированными?
На доске:
– На что тратятся деньги из семейного бюджета?
На доске:
2) Работа со схемами
– Какая схема подходит к вашему бюджету?
Д = Р Д < Р Д > Р
– Какая схема лучше? (...)
– Какой быть не может? (...)
3) Составление пословиц (работа в группах: у каждой группы – карточки с частями пословиц).
Дети составляют пословицы, объясняют их смысл:
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Береги денежку на чёрный день.
Копейка рубль бережёт.
Кто долго спит, тот денег не скопит.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Не клади все деньги в один карман.
Были бы мы, а деньги будут.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
VI. Итог урока
VII. Рефлексия
Заполнение карточек по группам или индивидуально
Да |
Нет |
Не очень, не знаю |
|
Мне понравилось на уроке | |||
Я хорошо работал на уроке | |||
Урок был полезным | |||
У меня есть вопросы |
VIII. Домашнее задание
Учебник – стр.77-80
Тетрадь – стр.41-42 № 1,2,3