Цели урока:
- Образовательные:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное» (морфологические и синтаксические особенности, словообразование, орфографические и орфоэпические нормы).
- Развивающие:
- формировать речевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции;
- развивать познавательный опыт, художественный вкус.
- Воспитательные:
- воспитывать эстетические чувства через приобщение учащихся к народному творчеству;
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к произведениям народных мастеров.
Методы и формы организации учебной деятельности:
Методы:
- метод наблюдений;
- исследовательский метод;
- метод анализа и сопоставления.
Формы:
- заочная экскурсия;
- индивидуальная работа и работа в группах;
- творческие задания.
Необходимое оборудование и материалы: раздаточный материал, таблицы, экспонаты для выставки, компьютер, мультимедиапроектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы проводим урок-обобщение по теме «Имя
прилагательное». Но урок наш не совсем обычный.
Мы совершим заочную экскурсию по Нижегородскому
краю, продолжим разговор о народных промыслах.
В классе есть все необходимое для этого:
экскурсионные группы и их руководители, а также
экскурсоводы, которые подготовили для нас
интересный материал.
По окончании экскурсии, надеюсь, вы ещё раз
убедитесь, что имя прилагательное – важная часть
речи, без которой трудно рассказать о народных
умельцах и их чудесных творениях.
– А теперь проверим, насколько вы готовы
совершить наше увлекательное путешествие.
III. Практическая работа
Фронтальный опрос по теме урока.
– Итак, в добрый путь! Слово нашим экскурсоводам. (Приложение 1. Слайд 2)
1-й экскурсовод: Нижегородская область
– один из ведущих центров современного
народного декоративного искусства, родина
многих художественных промыслов, чьи изделия
пользуются заслуженной известностью не только в
нашей стране, но и далеко за её пределами. Такие
традиционные центры народного искусства, как
Городец, Семёнов, Павлово, Балахна, издавна
снабжали многие губернии России крашеной
деревянной посудой, художественными изделиями
из металла, кружевами, узорными тканями и
неповторимой золотой вышивкой. Но сегодня мы
говорим о народных промыслах, связанных с
обработкой дерева.
– Первая наша остановка – Городец.
(Приложение 1. Слайд 3)
2-й экскурсовод: Во время рассказов экскурсоводов мы услышали слова, написание которых необходимо помнить.
Словарный диктант с взаимопроверкой.
Талантливый художник, семейное ремесло, искусство росписи, обыкновенное чудо, богатство красок, поразительной красоты, свинцовые белила, глянцевая поверхность, искусная резьба по дереву, располагать на эскизе, декоративный материал, юный живописец, восторженное отношение к произведениям народных мастеров.
– Экскурсия наша продолжается, и мы подъезжаем к Семёнову.
(Приложение 1. Слайд 4)
– Чтобы мы могли продолжить экскурсию, необходимо выполнить следующие задания:
а) Выполнить синтаксический разбор указанного предложения (на доске выполняется индивидуальное задание по карточке с последующей проверкой).
В жаре горячих печей рождается пламе…ая хохлома.
б) Списать текст, объяснить написание слов с пропущенными буквами.
В Нижегород…ой области мастерят деревя…ые расписные ложки, миски, искусную дет…ую мебель. Это знаменитая хохлом…ая роспись – пламе…ая хохлома.
(Выборочная проверка консультантами – руководителями экскурсионных групп)
Вопросы и задания классу:
1. Какой темой можно объединить слова с пропущенными буквами?
Верно: правописание суффиксов имен прилагательных. Вспомним правила.
2. Найдите в словарном диктанте слова с другими суффиксами; объясните их правописание.
Слова: свинцовые; глянцевая
– Продолжим нашу экскурсию
3-й экскурсовод: (Приложение 1. Слайды 5, 6)
Вопросы и задания классу:
1. Что является символом хохломской росписи? (Огненная
жар-птица)
2. Какая гамма росписи используется в изделиях
хохломы? (Черно-красная гамма)
3. Как называем мы подобные прилагательные? (Сложные
прилагательные)
4. Какую орфограмму мы применяем для их
написания? (Ответ ученика)
– Посмотрите на нашу замечательную выставку. Какие прекрасные экспонаты перед вами.
Составьте сложные прилагательные со значением «оттенок цвета» (объясните их написание)
4-й экскурсовод: Задержимся в Семёнове ещё ненадолго. Мы находимся на фабрике «Сувенир», где создаётся главная героиня семёновской росписи – матрёшка.
(Приложение 1. Слайд 7)
– У Константина Паустовского есть замечательная зарисовка о семёновской матрёшке.
Выписать из текста все прилагательные, определить их разряд. Обозначить условия выбора орфограмм. (2 ученика работают за доской)
Невзрачная, неуклюжая деревянная кукла под руками талантливого художника превращается в прекрасную игрушку. Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.
– Какую ещё орфограмму мы вспомнили, работая
над этим диктантом? (Ответ ученика по теме «-НЕ
с прилагательными»)
– Итак, наш урок подходит к завершению. Последняя
остановка – село Полховский Майдан.
(Приложение 1. Слайд 8)
IV. Домашнее задание
Упражнение № 343
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов
Комментирование отметок, полученных на уроке.