Урок-обобщение по теме "Имя прилагательное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное» (морфологические и синтаксические особенности, словообразование, орфографические и орфоэпические нормы).
  • Развивающие:
    • формировать речевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции;
    • развивать познавательный опыт, художественный вкус.
  • Воспитательные:
    • воспитывать эстетические чувства через приобщение учащихся к народному творчеству;
    • воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к произведениям народных мастеров.

Методы и формы организации учебной деятельности:

Методы:

  • метод наблюдений;
  • исследовательский метод;
  • метод анализа и сопоставления.

Формы:

  • заочная экскурсия;
  • индивидуальная работа и работа в группах;
  • творческие задания.

Необходимое оборудование и материалы: раздаточный материал, таблицы, экспонаты для выставки, компьютер, мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы проводим урок-обобщение по теме «Имя прилагательное». Но урок наш не совсем обычный. Мы совершим заочную экскурсию по Нижегородскому краю, продолжим разговор о народных промыслах.
В классе есть все необходимое для этого: экскурсионные группы и их руководители, а также экскурсоводы, которые подготовили для нас интересный материал.
По окончании экскурсии, надеюсь, вы ещё раз убедитесь, что имя прилагательное – важная часть речи, без которой трудно рассказать о народных умельцах и их чудесных творениях.
– А теперь проверим, насколько вы готовы совершить наше увлекательное путешествие.

III. Практическая работа

Фронтальный опрос по теме урока.

– Итак, в добрый путь! Слово нашим экскурсоводам. (Приложение 1. Слайд 2)

1-й экскурсовод: Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Такие традиционные центры народного искусства, как Городец, Семёнов, Павлово, Балахна, издавна снабжали многие губернии России крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотой вышивкой. Но сегодня мы говорим о народных промыслах, связанных с обработкой дерева.
– Первая наша остановка – Городец.

(Приложение 1. Слайд 3)

2-й экскурсовод: Во время рассказов экскурсоводов мы услышали слова, написание которых необходимо помнить.

Словарный диктант с взаимопроверкой.

Талантливый художник, семейное ремесло, искусство росписи, обыкновенное чудо, богатство красок, поразительной красоты, свинцовые белила, глянцевая поверхность, искусная резьба по дереву, располагать на эскизе, декоративный материал, юный живописец, восторженное отношение к произведениям народных мастеров.

– Экскурсия наша продолжается, и мы подъезжаем к Семёнову.

(Приложение 1. Слайд 4)

– Чтобы мы могли продолжить экскурсию, необходимо выполнить следующие задания:

а) Выполнить синтаксический разбор указанного предложения (на доске выполняется индивидуальное задание по карточке с последующей проверкой).

В жаре горячих печей рождается пламе…ая хохлома.

б) Списать текст, объяснить написание слов с пропущенными буквами.

В Нижегород…ой области мастерят деревя…ые расписные ложки, миски, искусную дет…ую мебель. Это знаменитая хохлом…ая роспись – пламе…ая хохлома.

(Выборочная проверка консультантами – руководителями экскурсионных групп)

Вопросы и задания классу:

1. Какой темой можно объединить слова с пропущенными буквами?

Верно: правописание суффиксов имен прилагательных. Вспомним правила.

2. Найдите в словарном диктанте слова с другими суффиксами; объясните их правописание.

Слова: свинцовые; глянцевая

– Продолжим нашу экскурсию

3-й экскурсовод: (Приложение 1. Слайды 5, 6)

Вопросы и задания классу:

1. Что является символом хохломской росписи? (Огненная жар-птица)
2. Какая гамма росписи используется в изделиях хохломы? (Черно-красная гамма)
3. Как называем мы подобные прилагательные? (Сложные прилагательные)
4. Какую орфограмму мы применяем для их написания? (Ответ ученика)

– Посмотрите на нашу замечательную выставку. Какие прекрасные экспонаты перед вами.

Составьте сложные прилагательные со значением «оттенок цвета» (объясните их написание)

4-й экскурсовод: Задержимся в Семёнове ещё ненадолго. Мы находимся на фабрике «Сувенир», где создаётся главная героиня семёновской росписи – матрёшка.

(Приложение 1. Слайд 7)

– У Константина Паустовского есть замечательная зарисовка о семёновской матрёшке.

Выписать из текста все прилагательные, определить их разряд. Обозначить условия выбора орфограмм. (2 ученика работают за доской)

Невзрачная, неуклюжая деревянная кукла под руками талантливого художника превращается в прекрасную игрушку. Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.

– Какую ещё орфограмму мы вспомнили, работая над этим диктантом? (Ответ ученика по теме «-НЕ с прилагательными»)
– Итак, наш урок подходит к завершению. Последняя остановка – село Полховский Майдан.

(Приложение 1. Слайд 8)

IV. Домашнее задание

Упражнение № 343

V. Рефлексия

VI. Подведение итогов

Комментирование отметок, полученных на уроке.