С чего начинается Родина?

Разделы: Внеклассная работа


Волгоград вошел в историю нашей Родины как город-герой, город-труженик, наиболее ярко воплотивший характерные черты российского народа. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательно деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл работы по краеведению. Воспитание патриотизма у маленького гражданина – это кропотливая систематическая работа по формированию у младшего школьника чувства гордости за свою семью, свою улицу, свой класс и школу, свой город, в котором родился, за свою страну – Россию; это изучение и воспитание уважения к традициям своей семьи, традициям своего класса, школы, традициям своего народа. Можно много говорить и о личном примере родителей, учителей и просто живущих рядом людей. Но порой наставления и поучения так и остаются поучениями и наставлениями, а не собственной позицией ребенка. С введением ФГОС второго поколения серьезно встал вопрос о воспитании настоящего гражданина россиянина. Новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках. Ведь как можно “научить” любить то, о чем ничего не ведаешь. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

Цель:
Формирование у детей эмоционального восприятия героической истории своей Родины, патриотических чувств и гражданской позиции средствами краеведческой и проектной деятельности; воспитание патриотических чувств младших школьников через изучение материалов о родном городе.

Задачи:

  1. Формирование у детей интереса к изучению истории Родного края; вовлечение детей в активную познавательную деятельность через участие в творческих проектах героико-патриотической и краеведческой направленности;
  2. Создание психолого-педагогических условий для самореализации и саморазвития учащихся, через разработку доступных и вариативных форм краеведческой и исследовательской деятельности, позволяющих участникам проекта сделать выбор в рамках своего личностного опыта; использование в системе воспитательной работы детских общественных объединений материально-технической базы музеев и средств музейной работы.

Ход классного часа

Выступают дети.

1. Родина.

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

2. Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем. (В. Степанов)

3. Родина.

Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчелы,
И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина – труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями.

Наша Родина – день этот новый,
Смелость, твердое честное слово,
Который славой овеян. (В. Крючков)

Учитель: Ребята, какой общей темой объединены эти стихи?

Дети: Все стихи на тему родины.

Учитель: Ребята, а что мы называем родиной?

Учитель: В современном толковом словаре издания “Большая Советская Энциклопедия” мы читаем: “Родина -1) место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо”. В “Толковом словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова” написано: “Родина – 1) Отечество, родная страна. 2) Место, давшее кому-нибудь приют, ставшее родным”. Ваши высказывания и трактовка из словарей практически совпадают. А как, по-вашему, с чего начинается Родина?

Учитель: Давайте вместе посмотрим на экран компьютера, где демонстрируются отрывки из кинофильма “Щит и меч” и споем хорошо нам известную песню из этого же фильма “С чего начинается Родина?” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера) …С чего начинается Родина?.. Вот вопрос, на который сегодня нам нужно ответ найти. А вспомните, с чего начинается Родина в песне?

Дети: С букваря, с товарищей, с песни колыбельной, с мамы, с города и двора, где родился, с героического прошлого, с местных птиц, с мечты.

Учитель: Вариантов много. Давайте разбираться. Слово первой группе.

Первая группа: Мы побывали на экскурсии по родному Волгограду и вот, что вам расскажем.

В боях прославлен и велик блестящий Подвиг Сталинграда,
Борьбой за Волгу он воздвиг “Музей – хранитель” – в нем Награда;
От дней достигнутых Побед храним мы Память Героизма,
Великий Подвиг в наш ответ – изгнал напастие фашизма!
Могуч и славен Сталинград,
Брега его страна хранила,
Гремел войной наш грозный град,
Возрос он – пала вражья сила!
Велик и славен Волгоград – он честью города гордится,
Народ, с доверием судьбы, душой от сердца веселится;
Бегут ритмично поезда, с Победой Родины огромной,
Из окон видим города, заводы, стройки, шахты, домны!
В подъеме жизни Волгоград,
Брега его страна хранила,
Гремел войной наш грозный град,
Возрос – с ним крепнет дружбы сила!
Растет Великий Волгоград, он жизни темпы расширяет,
Его с Триумфом виден взгляд, и мощь расцвета возвещает;
Науку с доблестью несут свои все новые решенья,
А в школах наших им в ответ встают младые поколенья! (А.Б.Качоровский)

Поистине не найдешь более точных поэтических слов, чтобы рассказать о нашем славном городе – герое Волгограде. А начиналась вот так…

В начале 16-го века Иван Грозный присоединил Астраханское и Казанское ханства к Российскому государству. Тогда же для обороны юго- восточных границ страны начали создавать города – крепости, одной из которых и стал с 1589 года Царицын. Свое название Царицын получил от татарских слов. Крепость была построена на острове Сары – чин, что в переводе означает “желтый песок”. А река, впадающая в Волгу против острова, называлась Сары – су. По-татарски “сары-су” означает “желтая вода”. Видоизменив эти слова, русские и назвали крепость Царицын, а реку – Царица. Первоначально деревянная Царицынская крепость располагалась на острове против устья речки Царицы. Однако уже в конце 90-х годов 16 – го века ее перенесли на высокий холм правого берега Волги, сделав частью волжской сторожевой линии для охраны южных границ Московского государства от набегов кочевников. В начале 17-го века Царицын сгорел и вновь был построен в 1615 году на правом берегу Волги воеводой М. Соловцовым. В 1667 году через город прошел отряд Степана Разина, направлявшийся через Каспийское море в Персию. А еще через три года Царицын оказался в полосе поднятой Разиным крестьянской войны. Царицынский гарнизон принял сторону мятежников. В 1717 году произошел крупнейший набег крымских и кубанских татар на Нижнее Поволжье, в результате которого были разграблены Царицын, Саратов и другие волжские города. Возникла крайняя необходимость создания сторожевой укрепленной линии на территории между Волгой и Доном, и такая линия протяженностью в 60 км была построена в 1718–1720 годах между Царицыном и Паньшино по указанию Петра Первого, который посетил Царицын трижды (в 1695, 1722 и 1723 годах) и подарил его своей супруге Екатерине Первой. Это было крупнейшее для того времени сооружение, состоящее из глубокого рва и вала высотой 12 метров. Остатки его земляного рва до сих пор хорошо видны на территории районов, прилегающих к Волгограду. В 1727 году Царицын был вновь истреблен пожаром, но затем не только заново отстроен, но и сильно укреплен: стал центром военной линии от Волги к Дону. В конце 18 века город Царицын делился на две части: на крепость и форштадт. На территории крепости находились 25 жилых кварталов, дом коменданта, 4 церкви и площадь. Население города состояло в основном из военных людей. В форштадте (за крепостным валом) селилось гражданское население. В 1731 году распоряжением правительства в город было направлено на поселение свыше тысячи украинцев и донских казаков. Так было образовано Волжское казачество для охраны торговых и дипломатических караванов, дозора волго-донских переволок. Планировка города и его архитектурный облик менялись довольно медленно. В 1728 году образовалась зацарицынская часть города, где селились ремесленники, обслуживающие судоходство, а также станичники волжского казачества. В 1765 году, после издания двух манифестов Екатерины Великой, пригласившей в Россию на поселение иностранцев с предоставлением им на 30 лет льгот в виде освобождения от рекрутской повинности, податей и налогов, на берегах Волги возникли 102 немецкие колонии. Одна из них, расположившаяся в 28 км от Царицына на почтовом тракте Саратов – Астрахань, получила название Сарепта – по имени протекающей рядом речки Сарпы. В те же годы появились окрестные села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище, где стали развиваться ремесленничество, переработка семян подсолнечника и горчицы, мануфактура.Во второй половине 19 –го века за короткое время Царицын становится крупнейшим, а затем и промышленным центром Нижнего Поволжья. Царицынское купечество называло свой город русским Чикаго. В 1880 году был построен нефтепромышленный городок фирмы “Нобель”, который в дальнейшем стал крупнейшим по тем временам нефтепромышленным комплексом. Механические мастерские Нобеля и котельные мастерские Бари положили начало судостроению. Сооружение металлургического (ныне “Красный Октябрь”), оружейного (ныне “Баррикады”), лесопильного заводов, строительство химических и перерабатывающих предприятий, всевозможных промышленных фабрик превратило Царицын в один из крупных индустриальных центров России. В 1890 году закончилось соружение центральной волжской набережной с благоустроенным откосом, бульваром, обсаженным белыми акациями, с деревянной лестницей к пристаням. В застройке Царицына резко бросалась в глаза особенность: строился он отдельными поселками вдоль волжского берега и потому все время удлинялся. Объясняется это тем, что промышленные предприятия, как правило, размещались по берегу Волги. К крупным поселкам, которые тогда входили в черту города, относились Бутырки, Балканы, Голубинка, Завертяевка, Суслиный, Завальный (за валом), Сибирь – гора, Дар – гора, Кавказ, Нахаловка, Ельшанка, Купоросный, Нобелевский, Французский (в составе “Русской деревни”, “Малой Франции”). Огромная зацарицынская часть сообщалась с центральной Астраханским мостом. Царицын был телефонизирован, работал водопровод. В 1913 году появился первый трамвай, в 1916-м – первый автомобиль. Работала первая городская электрическая станция. К 1917 году Царицын имел 93 учебных заведений, две библиотеки, пять типографий, две амбулатории, земскую лечебницу для животных, общество врачей, бактериологическую лабораторию, метеорологическую станцию. 10 апреля 1952 года Царицын переименован в Сталинград. В 1936 году образовалась Сталинградская область. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 промышленных предприятий, а Сталинградский порт занимал по грузообороту четвертое место в стране. Особое внимание уделялось строительству новых зданий и архитектурному оформлению городских улиц и площадей. В центре Сталинграда был создан архитектурный ансамбль (сквер – цветник, скульптурные украшения, два фонтана), окаймляющий историческую площадь Павших Борцов; построены гостиницы “Большая Сталинградская” (ныне гостиничный комплекс “Волгоград”), “Интурист”. В механическом, педагогическом и медицинском институтах обучалось свыше 4000 студентов. В городе функционировали детские сады, школы, средние специальные учреждения, библиотеки. Начали свою работу театр музыкальной комедии и театр юного зрителя, а в 1940 году – театр кукол, имелась филармония. А совсем недавно мы посетили наш Волгоградский ТЮЗ и посмотрели спектакль “Финист – ясный сокол” и узнали, что самая первая постановка по пьесе Николая Яковлевича Шестакова, увидела свет еще в 1942 году в прифронтовом Сталинграде. Тогда спектакль “Финист – ясный сокол” стал последней премьерой Сталинградского ТЮЗа перед тем, как 23 августа 1942 года, во время страшной бомбежки, в здание театра попала авиабомба. В огне погибли декорации и костюмы сказки. Именно поэтому свою новую постановку – спустя 70 лет после ее первой премьеры – театр посвятил своему предшественнику – Сталинградскому ТЮЗу. С 1932 года в поселке тракторного завода работал зимний цирк, в городе имелись также летний цирк и зоосад, широкая сеть кинотеатров. В картинной галерее, где были собраны полотна выдающихся мастеров живописи, регулярно организовывались выставки картин сталинградских и астраханских художников. Излюбленным местом отдыха сталинградцев были набережная реки Волги, яхт-клуб, водная станция, кинотеатр “Ударник”, центральный городской парк. И наше мнение такое, что для каждого человека Родина начинается с родного места, где ты родился.

Учитель: Спасибо, ребята, ваша мысль понятна. Слово второй группе.

Вторая группа: Над нашим городом горит звезда героя.

С кургана виден город возрожденный,
С военных лет по берегу реки
Раскинулся в боях непокоренный
С руин возрос он смерти вопреки.
Прекрасен город! Утренней прохладой,
Листвою скверов, ширью площадей,
Простором Волги вечно ненаглядной –
Пленяет он хозяев и гостей!
Немало парков нам его знакомо,
Где в зелени тенистых уголков,
Мы с книгой можем отдыхать как дома,
Вдыхая свежесть волжских берегов.
Все эти парки, улицы, аллеи –
Хранят в себе той битвы времена,
Тяжелый мрамор, где бои гремели,
Героев павших славят имена.
Представить трудно, что на месте парков
Пылал пожар, стелился дым войны,
Рвались снаряды и под грохот танков
Вот здесь решались судьбы всей страны!
Мемориалы, сердцу дорогие,
Нам говорят о мужестве солдат,
Прославивших в те годы роковые
Тебя, Герой, наш город Сталинград!
Ты воевал, а в годы трудовые
Кипишь Ты жизнью бурной у станков,
Ты варишь сталь, готовишь буровые,
Моторы шлешь для новых тракторов…
Энергия от станции на Волге
Из Волгограда прямо до Москвы
По проводам питает наше сердце –
Великий город сбывшейся мечты!
Честь городу, который возродился
Из пепелищ, развалин и руин,
Окреп на Волге, возмужал, развился,
Поднял заводы словно исполин,
Расширился по улицам, проспектам,
Кварталами бесчисленных домов,
Жизнь возродил по праведным заветам
И память сохранил о мужестве борцов. (А.Б.Качоровский)

Великая Отечественная война кровью вписана в страницы истории Сталинграда. Она стала серьезным испытанием для города, его защитников и мирных жителей. К середине лета 1942 года сражения Великой Отечественной войны докатились до берегов Волги. В планах крупномасштабного наступления гитлеровской армии на юге нашей страны было захватить Сталинград с целью овладения промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию, выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами 6-й полевой армии генерала Паулюса всего за неделю – к 25 июля 1942 года. По характеру боевых действий Сталинградскую битву кратко принято делить на два периода. Это оборонительные операции (17 июля – 18 ноября 1942 г.) и наступательные операции (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 гг.). После провала плана “Барбаросса” и поражения под Москвой гитлеровцы готовились к новому наступлению на Восточном фронте. 5 апреля Гитлер издал директиву, в которой прописывалась цель летней кампании 1942 года. Это владение нефтеносными районами Кавказа и выход к Волге в районе Сталинграда. 28 июня Вермахт перешел в решительное наступление, взяв Донбасс, Ростов, Воронеж… Сталинград был крупным узлом коммуникаций, связывающим центральные районы страны с Кавказом и Средней Азией. А Волга – важной транспортной артерией по доставке кавказской нефти. Взятие Сталинграда могло иметь для СССР катастрофические последствия. На этом направлении активно действовала 6-я армия под командованием генерала Ф. Паулюса. Для защиты города советским командованием был образован Сталинградский фронт во главе с маршалом С. К. Тимошенко. Сталинградская битва началась 17 июля, когда в излучине Дона подразделения 62-й армии вступили в бой с авангардом 6-й армии Вермахта. Оборонительные бои на подступах к Сталинграду продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны И. В. Сталин издал приказ № 227, известный больше как “Ни шагу назад!”. К началу решительного наступления немецкое командование заметно усилило 6-ю армию Паулюса. Превосходство в танках было двукратным, в самолетах – почти четырехкратным. А в конце июля с кавказского направления сюда еще была переброшена 4-я танковая армия. И, тем не менее, продвижение фашистов к Волге нельзя было назвать быстрым. За месяц им под отчаянными ударами советских войск удалось преодолеть лишь 60 километров. Для укрепления юго-западных подступов к Сталинграду был создан Юго-Восточный фронт под командованием генерала А. И. Еременко. Тем временем гитлеровцы приступили к активным действиям на кавказском направлении. Но благодаря самоотверженности советских воинов наступление немцев вглубь Кавказа было остановлено. 19 августа стало черной датой Сталинградской битвы – танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причем, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. 33 бойца 87 стрелковой дивизии, оборонявшие высоту в районе Малые Россошки, стали неодолимой твердыней на пути превосходящих сил противника. 23 августа Сталинград подвергся жесточайшей бомбардировке немецкой авиации. Несколько сотен самолетов наносили удары по промышленным и жилым кварталам, превращая их в руины. Началась беспримерная по мужеству и напряженности борьба за город – самый страшный этап Сталинградской битвы. За каждое здание, за каждую пядь земли бойцы стояли насмерть, обагряя их кровью. Генерал Родимцев назвал бой в здании самым тяжелым боем. Город беспрерывно подвергался обстрелам и бомбежкам, горела земля, горела Волга. Примером беззаветной доблести советских воинов стала почти двухмесячная оборона дома Павлова. Выбив врага из четырехэтажного здания на улице Пензенской, группа разведчиков во главе с сержантом Я. Ф. Павловым, превратила дом в неприступную крепость. Советским командованием был разработан план “Уран” по разгрому гитлеровцев под Сталинградом.19 ноября подразделения Юго-Западного и Донского фронтов, а 20 ноября и Сталинградского – с двух сторон обрушили на расположения Бока тонны огненного металла. После прорыва вражеской обороны войска стали развивать наступление в оперативной глубине. Не желая мириться с поражением в Сталинградской битве, гитлеровское командование предприняло попытку освободить окруженную армию Паулюса. Но операции “Зимняя гроза” и “Удар грома” окончились провалом. 10 января 1943 года Сталинградская битва вступила в свою завершающую фазу. Прижатая к Волге и рассеченная на две части вражеская группировка вынуждена была сдаться. Победа в Сталинградской битве-коренной перелом в ходе Второй мировой войны. После Сталинграда наступил период изгнания немецких оккупантов с территории СССР. За выдающиеся заслуги перед Родиной 1 мая 1945 года Сталинград был удостоен почетного звания города – героя, а 8 мая 1965 года награжден орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”. В память о павших в Сталинградской битве воздвигнут мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, открыт Музей – панорама “Сталинградская битва”, зажжен Вечный огонь на площади Павших Борцов.

“Мать – Родина”, Музей, Мемориалы –
Хранят бессмертие баталий их сынов,
Навечно в нас живут все почести и славы
Героев наших битв – защитники краев.
Упорством этих битв, сражений и побед
Их Честь и Память стали нерушимы,
Герои их торжественных наград –
Творцы Побед, нам здесь неоценимы!
В суровых битвах покорен
Напад безумного фашизма,
Страной могучей он сражен
Единством воли героизма.
В их Память создан павильон,
Рожденный честью героизма,
Он в День Победы наделен
За Мир и Честь патриотизма.
В своей истории побед – музей,
Что заповедь свою восславив навсегда,
Раскрыл детали с грозных дней
И точность панорамы битвы в те года. (А.Б.Качоровский)

По итогам нашего исследования, Родина начинается с истории того места, где ты родился и проживаешь, с героического прошлого предыдущих поколений.

Учитель: Спасибо большое, ребята, вашей группе. Вы проделали огромную работу и, быть может, действительно Родина начинается с нашей собственной истории. Слово третьей группе.

Третья группа: Мы поговорим с вами о том, что Родина начинается с картинки в Букваре…Далеко не каждый волгоградец, считающий себя грамотным, не то что не побывал, но, возможно, никогда об этом музее. Аналогов нашему “Музею букварей” в мире нет. Создание библиотечного музейного центра “Славянские буквари – у истоков культуры” был удостоен гранта Президента Российской Федерации как “творческий проект общенационального значения в области культуры и искусства”. Первоначально девиз музея звучал так: “Национальная культура начинается с грамотности”. В задачи музея входит не только собирать и выставлять буквари языков народов мира, но и пропагандировать передовые методики и технологии обучения детей родной грамоте, помогать выявлять ребят, способных к изучению языка, учить их слышать речь на языке букваря и правильно видеть эту книгу. Первым экспонатом в хранилище грамотности стал дар профессора Софии Лопушанской. Написанная ею книга "О вратах учености" – настоящий путеводитель по истории учебной книги по русскому языку. Первым приобретением стало увлекательное и достаточно редкое издание А. Зиновьева "Тайнопись кириллицы", в которой изложены загадочные идеи азбучного мироустройства, "Круг вечности кириллицы" и ее "Патриарший крест". Буквари стран мира собирали, отправив письма с соответствующей просьбой почти в сто посольств стран мира, находящихся в Москве. Первыми букварями, подаренными музею, стали учебники на исландском, а также тамильском и сингальском языках из Шри-Ланки. Самая многочисленная коллекция – учебные пособия на немецком языке, занимающие целый шкаф. Среди порядка двухсот букварей есть книги на хинди, иврите, ретороманском (Швейцария), арабском (Бахрейн, Оман и Кувейт), венгерском, финском, киргизском, туркменском, французском, английском, испанском, украинском и белорусском. Классификации всех представленных в музее языков наглядно изображает табло "Древо языков мира". Другое уникальное панно под названием "История славян в алфавитах" сделано в виде арки, в центре которой красуется еще одно панно, живописный дар студии "Лукоречье" – "Образ мира в орнаментах и календаре древних славян". А вокруг на лентах жалюзи рукой художника старательно нанесены глаголица, кириллица, церковно-славянская азбука, буквы всеясветной грамоты, славянская руника, трехмерные буковники. У автора и создателя музея есть два любимых экспоната. Это "Лестница грамотеев", призванная ответить на ключевой вопрос современности: "Кого считать грамотным в России XXI века? ", и связанный с решением этой проблемы стенд XXI века". Интереснейший экспонат – "По страницам макета мультимедийной энциклопедии Олега Ширяева "Возможное невозможное". Его автор средствами компьютерной графики иллюстрирует развитие письменных знаков от первых символов до создания многомерных букв и не встречающихся в языке их соединений. Музейным достоянием являются также микрофильмированные копии и электронные версии старинных книг из фондов Российской государственной библиотеки... Так что язык – сила. Русский язык – не только основное средство самоопределения россиянина, но и символ государственности. Любое его искажение мешает правильно воспринимать информацию, неграмотность – сорняк, снижающий урожай, посеянный русским словом, а, следовательно – прямой ущерб национальной безопасности России. Мы можем спасти себя и мир, если кроме всего прочего научимся бережному и внимательному отношению к языку. Значит, мы делаем вывод: Родина начинается с родного языка, а язык изучаем по страницам Букваря.

Учитель: Вот и еще одну интересную версию мы сейчас с вами услышали. Спасибо, ребята, что познакомили нас с еще одним интересным местом нашего города. Но своей очереди ждет последняя группа ребят, давайте послушаем ваш рассказ.

Четвертая группа:

Здесь нервы – струны на разрыве
И каждый миг наполнен болью.
Твои глаза – светлей и шире –
“Не бойся. Я всегда с тобою”.
Здесь свет и звездные метели…
Здесь галактические звуки…
В моей уютной колыбели
Меня качают твои руки.
Все так смешалось странно, мило:
Ах, кто кого родил не знаю…
Я от тебя огонь и силу
Благоговейно принимаю. (Светлана Белова.)

Родина начинается с мамы. Послушайте отрывок из письма Светланы Беловой своему взрослому сыну: “Как много странного в мире! Как много несказанного в мире! Как много в мире неоткрытого и непонятного! И хорошо. Это значит – жизнь продолжается и будет продолжаться. И даже если Леонтьево (Родина автора) снова зарастет бурьяном, оно останется где-то в информационном поле Вселенной – как энергия, перетекающая от одного человека к другому. Как Урок. Как капелька рода человеческого. Прежде чем сказать тебе, сын, “до свидания”, позволь еще пару слов. Ты много стран уже объездил, был в разных уголках мира. И, надеюсь, много еще где побываешь. Мне очень хотелось бы сказать тебе то, о чем, может быть, я мало тебе говорила в свое время: ты родился в удивительной стране! Ты родился в России! Гордись этим!..” Не зря в народе говорят, что с молоком матери мы впитываем знания, передающиеся от матери к ребенку, какими нас мамы воспитают, такими гражданами своей страны мы и будем. Мы думаем, что мама и Родина – слова самые главные для каждого человека. Ну а для самих мам главным, в первую очередь, является воспитание своих детей порядочными и отзывчивыми людьми, достойными членами общества. Чтобы повысить общественное признание и авторитет материнства 12 лет назад в России был учрежден День матери. Он отмечается в последнее воскресенье ноября. По традиции накануне этой праздничной даты в нашей области проходят чествования самых достойных матерей. В 2000 году в нашем регионе – одном из первых в России – был учрежден почетный знак администрации Волгоградской области “Материнство”. Его вручают самым достойным многодетным матерям региона. В 2010-м Постановлением губернатора он получил новое название – “Материнская слава”. Почетным знаком “Материнская слава Волгограда” награждаются женщины, не менее 10 лет проживающие в Волгограде и достойно воспитывающие пятерых и более детей. Но самая главная мама в нашем городе – Родина-Мать в Волгограде. Путь к вершине Мамаева кургана ведет к главному монументу мемориального комплекса, к символической статуе “Родина-Мать зовет!”. Перед нами Мать, которая встала на защиту своей страны, подняв меч для того, чтобы поразить всякого, кто вторгся на ее землю, и зовущая своих сыновей, чтобы они последовали ее примеру. Статуя – это ключевая фигура ансамбля. С этого места можно увидеть весь расположенный ниже мемориальный комплекс и город. Статуя имеет высоту 52 метра, она сделана из блоков железобетона – 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Меч, длиной 29 метров и весом 14 тонн, сделан из нержавеющей стали. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте, стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Сложнейшие расчеты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н.В.Никитиным – автором расчета устойчивости Останкинской телебашни. Считается, что у главной скульптуры России – Родины – матери несколько прототипов: неизвестная натурщица Московского худфонда, спортсменка – дискоболка Нина Думбадзе, жена знаменитого скульптура Вера Вучетич, но немногие знают, что прототипом стала обычная официантка ресторана “Волгоград” Валентина Изотова. Позировала Изотова в целом около двух лет. Непрофессиональной модели пришлось нелегко. Но стоять неподвижно часами, босиком, расставив руки и крепко сжав в одной длинную рейку. Увидела главную скульптуру Валентина Изотова после открытия. Купила себе бронзовую статуэтку и, сравнивая, любила говорить так: “В ней много от меня – шея, изломы рук, ноги, бедра – все мое! А образ собирательный, ведь Родина – мать – символ всех женщин и матерей, переживших войну!”.

Учитель: Спасибо, ребята, за вашу историю. Так с чего же начинается Родина?

Дети: С букваря, с товарищей, с песни колыбельной, с мамы, с города и двора, где родился, с героического прошлого, с местных птиц, с мечты. Однозначно ответить невозможно, со всего вместе или для каждого человека по-своему.

Учитель: Вы, конечно же, правы, ребята.

С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Где наша Отчизна кончается?
Гляди – не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается

При вспышке далеких зарниц.
А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Так что же такое ты, Родина?
Поля в перелесках зари.
Где ничего не надо объяснять,

Где все без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою Родину беречь!
(Слова неизвестного автора).