Цели: познакомить с содержанием сказки, развивать устную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, прививать интерес к устному народному творчеству и авторским сказкам.
Оборудование: коробочка с фантами, 7 лепестков для цветка, табличка с названием сказки, табличка с текстом из сказки, кроссворд.
До проведения клубного часа дети познакомились с содержанием сказки.
Ход занятия
1. Беседа.
– В группе продленного дня мы с вами читали сказку В. Катаева “Цветик – семицветик”. Почему это произведение называется сказкой? (Ответы детей.)
– Да, в ней присутствует волшебство, исполняются любые желания. Давайте вспомним все желания девочки. Какое было первое желание?
– Вернуться домой с баранками.
– Почему с баранками?
– Она не хотела огорчить маму и братика.
– Значит, эта девочка какая?
– Заботливая, любящая близких.
– Как вы думаете, это хорошее желание?
– Да.
– Какое было второе желание?
– Чтобы вазочка была целой.
– А почему она разбилась?
– Девочка, когда доставала вазу, то засмотрелась на ворон, которые пролетали мимо окна.
– Что можно сказать о девочке?
– Она невнимательная, рассеянная.
– Какое было третье желание?
– Побывать на Северном полюсе.
– Что из этого получилось?
– Она чуть не замерзла.
– Какое это было желание?
– Необдуманное.
– Т.е. девочка была непредусмотрительная.
– Вернулась ли она? Как?
– Истратила еще один лепесток.
– На что она истратила пятый лепесток?
– Ей захотелось много игрушек.
– Какие черты характера проявились у девочки?
– Жадность, зависть.
– Чем это закончилось?
– Пришлось истратить еще один лепесток.
– Как вы думаете, с пользой для себя и окружающих были оторваны волшебные лепестки? (Ответы детей)
– А для чего был сорван последний лепесток?
– Помочь мальчику стать здоровым.
– Да, он помог больному незнакомому мальчику стать здоровым. У него перестала болеть нога. Какая здесь девочка?
– Внимательная, жалостливая, не жадная, счастливая.
– Для кого были первые желания?
– Для себя.
– А последнее?
– Для Вити.
2. Игра.
– Сегодня волшебный цветок пришел к нам. Нам нужно подумать над желаниями и записать их на каждом лепестке. А записывать желания будут те дети, кому достанется фант с цветным лепестком.
Один из учеников подходит к каждому и предлагает из коробочки достать фант. Тот, у кого фант с лепестком, подходит к доске и снимает свой лепесток. Все лепестки оказываются в руках у 7 учеников.
– Команда в сборе. Вам необходимо придумать и записать на обратной стороне лепестка одно желание. Вспомните девочку. Ее торопливость не привела ни к чему хорошему. А потом мы с вашего разрешения прочитаем желания.
Пока дети записывают свои желания, остальные ученики разгадывают кроссворд.
Кроссворд. Все слова записываются по горизонтали.
- Какой по цвету был сорван первый лепесток? (Желтый.)
- На каком полюсе побывала девочка? (Северный.)
- Что помогало исполнять желания? (Лепестки.)
- Какие игрушки летели к девочке по воздуху? (Самолеты.)
- Что девочка купила в магазине? (Баранки.)
- На что хотела истратить она последний лепесток? На какие конфеты? (Мишка.)
- Как звали героиню сказки? (Женя.)
– Какое слово получилось по вертикали в центре? (Желания.)
3. Чтение желаний учеников.
– Прошу участников подойти к доске и прикрепить свои лепестки.
– Скажите, а желания исполнялись сразу, как только о них подумаешь?
– Нет. Надо было еще произнести слова.
– А какие?
– Чтение слов на плакате:
Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели!
– Чтение желаний учащихся. Небольшие комментарии детей и воспитателя.
– Каких желаний было больше: для себя или для других?
4. Подведение итогов.