Профессия учителя относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку (независимо от возраста и жизненного опыта) дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет к его эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психологическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей – эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие и пока остаются нерешенными. Слабым утешением может служить только то, что мы не одиноки – нет ни одной страны в мире, где образовательная система не испытывала бы серьезных проблем. Все реформы несостоятельны, потому что истоки этих проблем не столько социально-экономические, сколько морально-этические. Поэтому решать их следует иными средствами.
В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от стереотипов.. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удается не только сделать обучение и воспитание более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение этих личностных особенностей, а также анализ результатов зарубежных и отечественных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы и может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.
Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:
- Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
- Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.
- Позитивное самовосприятие.
- Личностно-ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
- Ответственность.
Но любой, даже самый профессиональный педагог, бывает подвержен эмоциональным перегрузкам, усталости, апатии, поэтому в последнее время в России все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания.
Интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно выросло число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально “потухшими”, что в результате сказывается на продуктивности их работы.
Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и порой негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности.
Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стремы, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
В настоящее время определен широкий круг профессионалов, склонных к эмоциональному “выгоранию”, – это учителя, психологи, психиатры, сотрудники милиции и тюремный персонал, медработники, то есть все, чья деятельность невозможна без общения.
Состояние профессионального “выгорания” первично возникает в душе из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в сложившихся условиях. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объема работы (справиться не в состоянии, а отказаться не в силах) “вспыхивает” на мгновение, а потом постепенно “гаснет”, черствеет душой, если не хватает сопротивления душевных ресурсов.
Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал “выгорание” как неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо три фазы стресса:
- нервное (тревожное) напряжение
В 1981 году А.Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: “Запах горящей психологической проводки”.
Разумеется, только эмоционально зрелые, духовно богатые, целостные личности в состоянии справиться с описанными трудностями.
Ресурсы преодоления “выгорания” могут быть рассмотрены в аспекте такой базовой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов (внутренних и внешних), помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.
Существует несколько методик определения степени выгорания. Предлагаемая экспресс-оценка выгорания позволит за несколько минут выявить уровень вашего эмоционального и профессионального выгорания.
Экспресс-оценка “выгорания”.
На предложения необходимо отвечать “да” или “нет”.
- Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
- Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности) я сделал(а) бы это без промедления.
- Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
- То, насколько меня раздражают коллеги. Еще мелочи, по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.
- На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.
- Коллегам (ученикам, родителям) я придумал (а) обидные прозвища, которые использую мысленно.
- С делами по службе я справляюсь “одной левой”. Нет ничего такого, что могло бы меня удивить в ней своей новизной.
- О моей работе мне едва ли кто-то скажет что-нибудь новое.
- Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
- За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул(а) бы что-нибудь новенькое.
Количество положительных ответов подсчитайте.
Оценка результатов.
0–1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2–6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7–9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Вы выявили у себя первые признаки выгорания? С ними необходимо бороться!
Проблема профессионального выгорания может возникнуть вне зависимости от возраста человека, семейного положения и его социального статуса. Не допустить появление “выгорания” – в силах каждого.
Можно выделить несколько качеств, помогающих специалисту избежать профессионального выгорания:
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях;
- опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
- высокая мобильность;
- открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы;
- способность формировать и поддерживать позитивные установки.
А что же делать, если вы заметили первые признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Те, кто помогает другим людям, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: “Я страдаю психологическим выгоранием”. Тем более, что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, “окаменение” чувств и тела. Люди часто оценивают эти проявления неверно, как признак собственной “силы”. Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе. Однако, это облегчение может быть только временным. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
Помните: блокирование собственных чувств и сверхактивность могут замедлить процесс вашего восстановления.
Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с тем, кто чувствует себя хорошо. Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того, чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.
Что нужно и чего не нужно делать при выгорании?
- Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или с другими.
- Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха и размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни.
Если вы понимаете, что выгорание уже происходит и достигло глубоких стадий, помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств с профессиональным психологом-консультантом. Он поможет шаг за шагом изменить отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними; освоить по-новому свою профессиональную роль; обрести уверенность в своих силах, а значит – выйти из-под действия синдрома эмоционального выгорания и успешно жить и работать.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения и повышение уровня коммуникативности педагогического коллектива.
- Разминка. Цель: включение в работу, снятие психологического напряжения. Участники группы сидят в свободной позе. Психолог (руководитель) говорит: “Поднимите руки те, кто…” и называет какой-либо признак, присущий большинству или момент, который хотелось бы выяснить. Участники поднимают руки, честно оценивая себя.
- Проигрывание стратегий поведения в конфликте. Цель: развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях. Участникам группы предлагается проиграть различные стратегии поведения. Ситуация: “Учитель русского языка вызывает вас в класс, так как ваш класс срывает у него урок. Ваши действия”. Обсуждение.
- Рефлексия. “Сегодня утром я…” Цель: установление обратной связи. Проходит в свободной форме. Каждый участник группы должен завершить фразу “Сегодня утром я…” Подведение итогов.