Правописание местоимений с предлогами

Разделы: Начальная школа


Цель: обеспечение усвоения обучающимися особенностей правописания местоимений с предлогами.

Задачи:

  • формировать умение правильно употреблять и писать местоимения 1, 2, 3 лица, навык раздельного написания местоимений с предлогами;
  • познакомить с особенностями местоимений 3-его лица (буква Н после предлогов);
  • развивать умение классифицировать слова разных частей речи;
  • учить ребят самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать любовь к животным, бережное отношение к хлебу, своему здоровью.

Оборудование: карточки разных уровней для индивидуальной работы, дидактический материал, портрет А.С.Пушкина.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Я надеюсь, ребята, что сегодня на уроке русского языка мы поработаем плодотворно.
– Улыбнитесь друг другу и за работу!

II. Повторение пройденного материала

1. Индивидуальная работа по карточкам.

1 уровень

Выпиши местоимения. Определи лицо и число.

Без, он, у, я, мы, с, они, вы.

2 уровень

Вставь пропущенные местоимения. Определи у них лицо и число.

Что же …, моя старушка, приумолкла у окна?
Чем …, гости, торг ведёте?
… ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

2. Игра «Найди местоимения»

– Что такое местоимение? (Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Употребляется вместо имени существительного.) 
– Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.

(на доске)

Я, он, в, на, под, а, нос, тот, нёс, но, мой, никто, к тебе.

– На какие группы вы разделили бы данные слова? 
– Запишите местоимения в тетрадь и скажите, что вы знаете о каждом из них?

Я, он, тот, мой, никто, к_тебе.

– Как же пишутся местоимения с предлогами? (Раздельно, у них никогда не бывает приставок.)

3. Работа в ТПО № 2

– С.54, упр. 1.

(Дети выполняют упражнение самостоятельно, потом взаимопроверка.)

– Почему в первом предложении поставлена запятая? (Это сложное предложение.)

(Проверка по образцу на доске.)

У меня живёт кошка, я назвала её Муркой. Она любит молоко и сметану. У неё рыжая шёрстка. Когда я прихожу домой, она бежит ко мне.

– Ребята, у кого из вас есть дома животные? Как вы ухаживаете за ними?
– Это братья наши меньшие, и мы не должны их обижать!!!

III. Изучение нового материала

1. Сообщение новой темы. Создание проблемной ситуации

– А почему «… я назвала ЕЁ Муркой», но «у НЕЁ рыжая шёрстка»?
– Итак, в этом нам предстоит сегодня разобраться, когда же будем писать букву Н, а когда не
будем?

IV. Физминутка

– Я читаю предложение, вы находите в нём личное местоимение, определяете, какого оно
лица и хлопками отвечаете.

1. Ветер, ветер! Ты могуч!
2. Мы песенок знаем так много!
3. Весело текли вы, детские года.
4. Я дитя оберегал, колыбелечку качал.
5. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.
6. Ко мне пришла моя лучшая подруга.
7. У него (голубя) было сломано крыло.

V. Работа по новой теме

Работа с учебником.

– Откройте учебник на с. 46, упр. 36.
– Отрывок из какого произведения? Кто автор? (Портрет А.С.Пушкина)
– Прочитайте задание. Что нужно сделать?

взять с неё (3 л., ед.ч., Р.п.)
пустил её (3 л., ед.ч., В.п.)
прикрикнула на него (3 л., ед.ч.,В.п.)
послала его (3 л., ед.ч., В.п.)  

– Итак, что заметили, когда у местоимений пишется буква Н?

Вывод. У местоимений 3-его лица ед. и мн. числа перед предлогом пишется буква Н.
Чтение правила по учебнику на с. 48.

VI. Первичное закрепление по учебнику

Т.№ 1, упр. 2

Его – от него (Р.п.)
Ей – к ней (Д.п.)
Ему – к нему (Д.п.)
Им – с ним (Т.п.)
Её – из неё (Р.п.)

VII. Контроль

(на доске)

Ребята обедали в столовой. К (они) подошёл Витя. Он взял кусок хлеба и скатал из (он) шарик. …

– Как бы вы продолжили рассказ?
– А как мы должны обращаться с хлебом?
– Спишите предложения, открывая скобки.

(Потом 1 ученик работает у доски, остальные проверяют.)

VIII. Закрепление. Выполнение упражнений по выбору

– Выберите то упражнение, которое вы сможете сделать.

(На листочках задание двух уровней.)

1 уровень

Спишите, поставьте местоимения в нужном падеже.

Подбежал к (они), поздравляю (она), посмотрел на (он), слушали (она).

2 уровень

Спишите, вставляя пропущенные местоимения, определите падеж. 

Про лису дурная слава ходит, будто … кур таскает. Но … это редко удаётся. Часто … охотится за мышами. У … чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Как понимаете выражение «тут как тут»?
– Что интересного узнали о лисе?

IX. Домашнее задание

Т.№ 1, с. 13, учить правило на с. 48.

X. Итог. Рефлексия

– Какими знаниями пополнили свою «копилку»?
– Что особенно хорошо у вас получается, а над чем ещё надо поработать?
– Молодцы! Сегодня все хорошо работали.
– Урок окончен.