Цель: обеспечение усвоения обучающимися особенностей правописания местоимений с предлогами.
Задачи:
- формировать умение правильно употреблять и писать местоимения 1, 2, 3 лица, навык раздельного написания местоимений с предлогами;
- познакомить с особенностями местоимений 3-его лица (буква Н после предлогов);
- развивать умение классифицировать слова разных частей речи;
- учить ребят самостоятельно делать выводы;
- воспитывать любовь к животным, бережное отношение к хлебу, своему здоровью.
Оборудование: карточки разных уровней для индивидуальной работы, дидактический материал, портрет А.С.Пушкина.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Я надеюсь, ребята, что сегодня на уроке
русского языка мы поработаем плодотворно.
– Улыбнитесь друг другу и за работу!
II. Повторение пройденного материала
1. Индивидуальная работа по карточкам.
1 уровень
Выпиши местоимения. Определи лицо и число.
Без, он, у, я, мы, с, они, вы.
2 уровень
Вставь пропущенные местоимения. Определи у них лицо и число.
Что же …, моя старушка, приумолкла у окна?
Чем …, гости, торг ведёте?
… ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
2. Игра «Найди местоимения»
– Что такое местоимение? (Часть речи, которая
указывает на предмет, но не называет его. Употребляется
вместо имени существительного.)
– Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.
(на доске)
Я, он, в, на, под, а, нос, тот, нёс, но, мой, никто, к тебе.
– На какие группы вы разделили бы данные слова?
– Запишите местоимения в тетрадь и скажите, что
вы знаете о каждом из них?
Я, он, тот, мой, никто, к_тебе.
– Как же пишутся местоимения с предлогами? (Раздельно, у них никогда не бывает приставок.)
3. Работа в ТПО № 2
– С.54, упр. 1.
(Дети выполняют упражнение самостоятельно, потом взаимопроверка.)
– Почему в первом предложении поставлена запятая? (Это сложное предложение.)
(Проверка по образцу на доске.)
У меня живёт кошка, я назвала её Муркой. Она любит молоко и сметану. У неё рыжая шёрстка. Когда я прихожу домой, она бежит ко мне.
– Ребята, у кого из вас есть дома животные? Как
вы ухаживаете за ними?
– Это братья наши меньшие, и мы не должны их
обижать!!!
III. Изучение нового материала
1. Сообщение новой темы. Создание проблемной ситуации
– А почему «… я назвала ЕЁ Муркой», но
«у НЕЁ рыжая шёрстка»?
– Итак, в этом нам предстоит сегодня разобраться,
когда же будем писать букву Н, а когда не
будем?
IV. Физминутка
– Я читаю предложение, вы находите в нём личное
местоимение, определяете, какого оно
лица и хлопками отвечаете.
1. Ветер, ветер! Ты могуч!
2. Мы песенок знаем так много!
3. Весело текли вы, детские года.
4. Я дитя оберегал, колыбелечку качал.
5. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.
6. Ко мне пришла моя лучшая подруга.
7. У него (голубя) было сломано крыло.
V. Работа по новой теме
Работа с учебником.
– Откройте учебник на с. 46, упр. 36.
– Отрывок из какого произведения? Кто автор? (Портрет
А.С.Пушкина)
– Прочитайте задание. Что нужно сделать?
взять с неё (3 л., ед.ч., Р.п.)
пустил её (3 л., ед.ч., В.п.)
прикрикнула на него (3 л., ед.ч.,В.п.)
послала его (3 л., ед.ч., В.п.)
– Итак, что заметили, когда у местоимений пишется буква Н?
Вывод. У местоимений 3-его лица ед. и мн.
числа перед предлогом пишется буква Н.
Чтение правила по учебнику на с. 48.
VI. Первичное закрепление по учебнику
Т.№ 1, упр. 2
Его – от него (Р.п.)
Ей – к ней (Д.п.)
Ему – к нему (Д.п.)
Им – с ним (Т.п.)
Её – из неё (Р.п.)
VII. Контроль
(на доске)
Ребята обедали в столовой. К (они) подошёл Витя. Он взял кусок хлеба и скатал из (он) шарик. …
– Как бы вы продолжили рассказ?
– А как мы должны обращаться с хлебом?
– Спишите предложения, открывая скобки.
(Потом 1 ученик работает у доски, остальные проверяют.)
VIII. Закрепление. Выполнение упражнений по выбору
– Выберите то упражнение, которое вы сможете сделать.
(На листочках задание двух уровней.)
1 уровень
Спишите, поставьте местоимения в нужном падеже.
Подбежал к (они), поздравляю (она), посмотрел на (он), слушали (она).
2 уровень
Спишите, вставляя пропущенные местоимения, определите падеж.
Про лису дурная слава ходит, будто … кур таскает. Но … это редко удаётся. Часто … охотится за мышами. У … чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
– Как понимаете выражение «тут как
тут»?
– Что интересного узнали о лисе?
IX. Домашнее задание
Т.№ 1, с. 13, учить правило на с. 48.
X. Итог. Рефлексия
– Какими знаниями пополнили свою «копилку»?
– Что особенно хорошо у вас получается, а над чем
ещё надо поработать?
– Молодцы! Сегодня все хорошо работали.
– Урок окончен.