"Родина-мать, умей за нее постоять". Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: воспитание у дошкольников патриотических чувств.

Задачи:

Образовательная область «Познание»:

  • На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Учить детей читать схему.

Образовательная область «Социализация»:

  • Воспитывать уважение к героям русской старины.
  • Показать детям, что благодарность героям и память о них живет в произведениях искусства.

Образовательная область «Художественное творчество»:

  • Развивать эстетические чувства, интерес к искусству.
  • Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности.

Образовательная область «Коммуникация:

  • Поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе и по предложению воспитателя.
  • Закреплять умение точно и четко отвечать на поставленный вопрос.
  • Формировать умение принимать участие в беседе.
  • Обогащать словарный запас детей новыми словами по теме.

Материал: физическая карта мира, России. Карта природных ресурсов России. Репродукция картин В. Васнецова «Богатыри», И. Билибина «Бегство ордынцев». Иллюстрации с изображением боевых действий («Нашествие Батыя»), русских дружинников, врагов Земли русской, доспехов: щит, меч, копье, лук, стрелы, шлем, кольчуга (Приложение 2). Книга «Богатыри и витязи Земли русской», (гр. Дюймовочка). Дидактическая игра «Собери доспехи» (Приложение 3).

Предварительная работа:

– Чтение былин о подвигах русских богатырей (Приложение 1).
– Чтение и разучивание пословиц о смелости, силе и отваге.

Обогащение и активизация словаря:

Русь, Родина, Отчизна.
Предки, славяне, дружина, богатыри.
Обороняем, защищаем, гордимся.
Шлем, кольчуга, меч, копье, щит.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В: Как называется страна, в которой мы живем?

Д: Наша страна называется Россия.

В: Россия, Родина, Русь. Какие красивые слова. А что для вас означает слово Родина?

(Воспитатель обобщает ответы детей)

В: Родина – это город, в котором вы родились.
Родина – это дом и улица, на которой вы живете.
Родина – это наша столица Москва.
Родина – это все города России.

В: Россия огромная страна. Вот она наша Россия, наша Родина. (Показать на карте мира, сравнить размеры с мелкими государствами)
В России много рек, лесов, полей, есть моря, горы.
В российской земле очень много полезных ископаемых: золото, алмазы, нефть, газ.

(Показать на карте природных ресурсов места добычи и разработки полезных ископаемых).

А еще Россия богата своими людьми.
Как называются люди, которые живут в России?

Д: В России живут россияне.

В: А где живут люди?

Д: Люди живут в городах, деревнях.

(Рассмотреть иллюстрации с изображениями городов, деревень).

В: А откуда взялись города, деревни, дома?

Д: Их построил, создал человек.

В: На это ушло много времени. Давным-давно не было богатых городов по берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные избушки.Вних жили наши предки. А кто такие предки?

Д: Предки это те, кто жил давно.

В: Предки – это ваши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки. Это новые слова. Что они означают?

Д: Это наши очень далекие родственники. Это бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек.

В: Наших предков называли – славяне. Это были очень храбрые люди. Они охотились на диких зверей, добывали себе еду и шили одежду из их шкур. Еще славяне были очень добрые. Если в их дом приходил бедный странник, они его ласково принимали и щедро угощали. Кто такой странник?

Д: Странник это путешественник. Он ходит пешком или на телеге.

В: Все может родная земля. Может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Только защитить сама себя она не сможет.

В: В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

(Иллюстрации «Нашествие Батыя» )

В: И каждый раз вставали на защиту своей Родины русские люди – богатыри, защитники Земли русской. Много песен и былин складывал народ об их подвигах. Каких русских богатырей вы знаете?

Д: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

(Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»)

В: Обратите внимание на их лица. Что вы можете сказать о богатырях? Какие они?

Д: Богатыри – это мужественные, храбрые, решительные, сильные воины.

В: Что бы стать такими же сильными нужно много тренироваться. Я предлагаю начать прямо сейчас.

Физминутка:

Давным-давно жил богатырь.
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

(Дети повторяют описываемые движения)

В: Ребята, обратите внимание, как художник с помощью светлых, золотистых, ярких красок выражает любовь русского народа к роднойземле. А с помощью мрачных, серых, черных беспокойство за судьбу родной земли, своего народа.

В: У богатырей были свои доспехи. Какие богатырские доспехи вы знаете?

Д: У богатырей много доспехов. У них есть шлем, копье, меч, щит, кольчуга.

(Рассмотреть иллюстрации с изображением полной амуниции)

В: Для чего нужны меч и копье?

(Рассмотреть иллюстрацию с изображением меча и копья)

Д: Для того, чтобы убивать (поражать, обезвреживать, брать в плен) врагов.

В: Для чего нужен щит?

(Рассмотреть иллюстрацию с изображением щита)

Д: Для того, чтобы защищаться от врагов, отражать удары врагов.

В: Для чего нужен шлем?

(Рассмотреть иллюстрацию с изображением шлема)

Д: Для того, чтобы защищать голову от ударов меча, топора, копья, стрел.

В: Для чего нужна кольчуга?

(Рассмотреть иллюстрацию с изображением кольчуги)

Д: Для того, чтобы защищать тело от ударов меча, копья, топора, кольчуги.

Можно обговорить с детьми следующие вопросы:

– Из какого материала изготовлены доспехи и почему? (Металл крепкий, прочный материал)

– Где и кто изготавливал доспехи? (Оружейники в оружейных мастерских)

В: Доспехи у богатырей должны быть самыми лучшими, самыми крепкими.
Делали их самые умелые и известные оружейных дел мастера.
А жили эти мастера – оружейники в самых разных городах.
Как быть богатырям? Как отыскать себе хорошие доспехи.

Д: Узнать, где живут хорошие мастера – оружейники и заказать у них доспехи.

В: Поможем богатырям найти для себя надежные, прочные доспехи.

Дидактическая игра «Собери доспехи»

Воспитатель предлагает детям разделиться по парам. Каждая пара получает свою схему. С ее помощью они должны будут пройти по определенному маршруту и собрать необходимые доспехи.)

В: Вот и готовы наши богатыри защищать Землю русскую от врагов. Посмотрите, как бегут они от богатырей наших. (Репродукция картины И. Билибина «Бегство ордынцев»).
Немало совершено подвигов во имя Земли русской. Кто помнит победы богатырей, о которых мы читали?

Д: Илья Муромец победил (обезвредил, поймал) Соловья-разбойника, Добрыня Никитич истребил (победил) Змея Горыныча.

В: А сколько еще побед одержали богатыри русские. (Показать книгу «Богатыри и витязи Земли русской») В этой книге рассказывается о самых великих победах, благодаря которым наша русская земля ширилась и богатела.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают предложенную книгу, обсуждают увиденное).