Урок ИЗО "Бабочка – божий дар". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 2


Цели:

  • познакомить с многообразием бабочек, различными узорами на крыльях бабочек; научить последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка;
  • развивать творческое воображение, образное восприятие объектов действительности;
  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.

Оборудование и учебные наглядные пособия:

1) для учителя:

  • зрительный ряд: иллюстрации с изображением бабочек, белые заготовки бабочек, дидактическая игра на симметрию (украшение бабочки симметричными узорами);
  • литературный ряд: загадка;
  • музыкальный ряд: запись звуков леса с классической музыкой;

2) для учащихся: простой карандаш, ластик, акварель, кисти, баночка с водой, палитра.

Ход урока

I. Организационный момент

И в десять, и в восемь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё что его интересует.

– Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь, возьмитесь за руки. Пожелайте мысленно друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Садитесь.

II. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, отгадайте загадку.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

– О ком идет речь в загадке?

– Правильно, это бабочка.

- Как вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы будем рисовать бабочек и тема нашего урока “ Бабочки - божий дар ”.

- С наступлением тепла в апреле, мае, начинает просыпаться вся природа, и на свет появляются разные насекомые, в том числе и бабочки.

Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?

Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето! (слайд № 2 (см. презентацию))

Посмотрите на картину Левитана “Лето”. Природа наслаждается теплом. Посмотрите на луг. Цветы, как пестрые бабочки.

– Увидев бабочку, мы радуемся и удивляемся её красоте!

- Как вы думаете, для чего бог создал бабочек?

(– Бог поселил их на Землю, чтобы они приносили радость людям.)

(– А моя бабушка сказала, что бабочки -это божий дар.)

III. Беседа с объяснением

- В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Есть совсем крошечные – с ноготок, а есть большие – с вашу ладонь. (слайды № 3,4,5,6)

Только в нашей Московской области насчитывается около 120 видов бабочек.

- Поэты слагали о бабочках стихи, художники изображали их в картинах. (Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему.) (слайды №7,8,9,10)

- Композиторы сочиняли музыкальные произведения. Сейчас мы с вами послушаем сонату Ф.Шопена “Мотылеки” и посмотрим на этих замечательных красавиц. (показ клипа, под музыку Шопена) (слайд №11)

– Стася знает стихотворение о бабочке. Пожалуйста, расскажи нам его.

Подготовленная ученица рассказывает стихотворение:

– Я с бабушкой под зонтиком
Укрылась от дождя.
Не достает он бабушку,
Не достает меня.
К нам залетела бабочка:
–Позвольте отдохнуть!
Боюсь я быть под дождиком,
Промокну, утону!
– Конечно же, под зонтиком
Мы бабочку спасем.
Мы с бабушкой и бабочкой
Гуляем под дождем.

–Почему бабочка не захотела быть под дождиком?

–У бабочек очень нежные крылья. Они покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнышко делает наряд бабочек ярким и переливающимся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывают в руках у человека, потому, что даже при легком прикосновении чешуйки стираются, бабочки не могут после этого летать и гибнут.

-Некоторые виды бабочек находятся на грани исчезновения, их осталось очень мало, они нуждаются в охране.

– Правильно ли поступают ребята, которые ловят бабочек?

- Бабочки, как живые цветы, являются украшением нашей природы.

–Давайте еще раз посмотрим на бабочек. Какие красивые у них платья! (слайды № 12)

– Обратите внимание на формы крыльев, узоры и рисунок на них. Что вы заметили? (Ответы детей)

– Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал.

– Сколько крыльев у каждой бабочки? (Ответы детей.)

– Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади.

-Крылышки, усики, узор на крылышках, всё – СИММЕТРИЧНО.

- Кто знает, что обозначает слово “симметрично”?

- У вас на партах лежат шаблоны бабочек, рассмотрите их форма крыльев у всех разная (покажите друг другу). Давайте сложим ее пополам. Линия сгиба и есть линия симметрии

- Правильно, линия (показать), проведённая через середину туловища, разделит бабочку на две одинаковые половинки. Такая линия называется линией симметрии. (слайды № 13)

– Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит, что их левые и правые крылья одинаковы по форме (сложите крылышки) и одинаково украшены.

– Давайте немножко поиграем, симметрично украсим бабочку, чтобы у нее тоже было красивое платье в технике монотипия- оттиск в зеркальном отображении (слайды № 14)

Для работы нам понадобиться: альбомный лист, кисти, баночка с водой, акварельные краски.

– Как вы думаете, каких цветов в их окраске больше – теплых или холодных? (Ответы детей.)

– Какие цвета относятся к теплым? (Ответы детей.)

– Какие цвета относятся к холодным? (Ответы детей.)

– Действительно, теплых красок на их нарядах гораздо больше.

(дети выполняют работу в технике монотипия)

  1. Перед собой положите шаблон бабочки.
  2. Возьмите в руки кисти, пододвиньте краски и баночку с водой.
  3. А теперь произвольно нанесите краску на одну сторону листа, краски возьмите яркие.
  4. Смочить вторую половину крылышка, сложить по линии сгиба, и прижать половинки друг к другу.
  5. Затем так же аккуратно откройте его и посмотрите, что же у вас получилось.

– Ребята, обратите внимание, что узоры и справа и слева совершенно одинаковы, это и называется симметричным рисунком.

- Кто помнит, как называется такая техника рисунка?

- Как вы думаете, что ещё можно нарисовать в такой технике? (дерево, цветок, любое насекомое, кувшин…)

Давайте украсим нашими бабочками доску.

IV. Физкультминутка

– Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся,
встрепенулся,
Взвился вверх и улетел!

V. Практическая работа

Во время практической работы учащихся звучит аудиозапись звуков леса с классической музыкой.

–А сейчас вы попробуете самостоятельно нарисовать свою бабочку , симметрично украсив их крылья узорами, сначала карандашом, а потом красками.

– Пофантазируйте и “нарядите” бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.

И, так приступаем к работе:

  1. Для начала вам нужно определиться с расположением листа: (вертикально или горизонтально и почему?).
  2. Теперь нужно правильно скомпоновать лист, т.е. расположить вашу бабочку, так чтобы наша композиция располагалась по центру и не была смещена.
  3. Теперь обратите внимание на рисунок, который расположен на крыльях, мы можем сказать, что рисунок симметричен, т.е. рисунок одного крыла, точно повторяет рисунок другого. В своих работах не забывайте об этом.
  4. Сначала нарисуйте узор на одном крыле, а затем точно такой же на другом.
  5. При работе над рисунком сильно на карандаш не нажимайте, иначе, если вы захотите, что-то исправить, это будет сложно, потому, как останутся глубокие и черные линии от карандаша, из-за чего ваша работа будет смотреться не аккуратно.
  6. Когда же ваш рисунок будет готов, можете приступать к работе цветом. Обратите внимание, что на крыльях многих бабочек присутствует, как очень яркие цвета, так и коричневый и даже – черный.

7.-Чем питается бабочка? (нектаром цветов)

Вы можете дорисовать цветок.

VI. Итог урока

1) Выставка работ учащихся и их обсуждение. В конце урока бабочки “сажаются на цветы в корзине” (вклеиваются в коллективное панно).

2) Обобщение.

– А сейчас мы организуем выставку наших бабочек.

 – Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали о разных красивых бабочках.)

– Чему научились на уроке? (Рисовать узор на крыльях бабочек.)

– Какое настроение он у вас вызвал? 

– Спасибо. Урок окончен.

Дополнительный материал о бабочках

Легенды о бабочках.

  1. Древние римляне считали, что бабочки - цветы, которые сорвал ветер.
  2. В Японии считают, что увидеть в своем доме бабочку - к счастью.
  3. Бабочки символизируют все лучшее в жизни человека.
  4. В Китае до сих пор на свадьбу жених дарит невесте живую бабочку – символ неизменной любви.
  5. Славяне также верили, что бабочки-чистые души ангелов и они передают наши желания на небеса.
  6. У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке у младенца Христа и является символом возрождения и воскрешения души.

Наука о бабочках называется лепидоптерология.

В Стокгольме есть клиники, в которых пациенты лечатся от стрессов в оранжереях с цветами и бабочками

Мы любуемся бабочками и совсем забываем, что будет потом. Наверное, в этом и кроется секрет и сила красоты!

Прослушайте музыкальное сопровождение.