Цель: способствовать целостному восприятию состава числа 8.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- знакомство учащихся с составом числа 8;
- создание условия для целостного восприятия состава числа 8;
- обобщение знаний учащихся о числе и цифре 8;
коррекционно-развивающие:
- развитие творческого мышления мыслеобразами;
- развитие познавательной активности учащихся;
- развитие творческого процесса познания;
- развитие связной речи;
- развитие произвольного внимания;
- развитие памяти, логического мышления;
- коррекция зрительно-пространственных ориентиров.
коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к математике;
- воспитание положительного и сознательного отношения к учёбе;
- воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру.
Оборудование:
- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2, – М.: Просвещение, 2010;
- Алышева Т.В. Рабочая тетрадь по математике. 1 класс, 1 часть. – М.: Просвещение, 2010;
- Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993;
- таблицы чисел от 1 до 8, «Состав числа 8»;
- рисунки, заготовки-раскраски с изображением божьей коровки;
- презентация про божью коровку;
- магнитола, компьютер и проектор;
- ru.wikipedia.org/wiki
- www.n-ataeva.ru/dir/5
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. | |||||||||||||||||||||||||||
Начинаем урок математики. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». |
|||||||||||||||||||||||||||
II. Объявление темы урока. | |||||||||||||||||||||||||||
Сегодня мы познакомимся с составом числа 8, закрепим знания о числе и цифре 8. | |||||||||||||||||||||||||||
III. Объяснение учебного материала (релаксация). | |||||||||||||||||||||||||||
1. Презентация, рассказ об образе · Загадка про божью коровку. 1 слайд С листьев тлю она съедает, Следить за садом помогает. Вот она взлетела ловко. Это —... · Рассказ о божьей коровке. 2 слайд Божья коровка ассоциируется с весной, солнцем, радостью и удачей! Это одно из самых полезных насекомых, так как она сама и её личинка питаются тлей. Поэтому, где много божьих коровок, там нет вредителей и вырастает хороший урожай. Видимо, поэтому люди ещё в древности этого жука назвали Божьим (возможно "Божья" ещё и потому, что летает!). 3 слайд Коровкой прозвали потому, что она выделяет в случае опасности из коленных суставов оранжево-жёлтое «молочко», которое отпугивает хищников резким запахом. Так же ярко красный окрас жука предупреждает врагов (главным образом, птиц) о том, что их потенциальная жертва неприятна на вкус и, может быть, даже ядовита. 4 слайд Божьи коровки совсем не обязательно бывают алыми, а точки не обязательно чёрными, и вообще точек может не быть, могут быть полосы, пятна и даже запятые. Многие считают, что по количеству точек на спине у божьей коровки можно определить её возраст. Это не верно. На свете существует огромное количество разных божьих коровок, и количество точек у них на крыльях зависит от вида. Их может быть от двух до двадцати шести. 5 слайд Давайте посчитаем количество божьих коровок. За каким числом следует число 8? 2. Релаксация (Учитель включает музыку.) Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Сядьте поудобнее. Закройте глазки. Сделайте вдох, затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Представьте себе чудесную летнюю полянку, где хотели бы отдохнуть. Оглянитесь, какая это полянка? Что окружает вас вокруг? Какие растения видите вокруг себя? Какие звуки присутствуют здесь? Какие запахи? Представьте себе, что вы услышали жужжание пчёлки и её разговор с божьей коровкой. Посмотрите, как выглядит пчёлка. А как выглядит божья коровка. Какого цвета она? Есть ли у неё на спинке пятнышки? Сколько их? Как они расположены? Давайте представим, что на спинке нашей божьей коровки 8 пятнышек, но они расположены не одинаково. На одной половинке их может быть 7, на другой 1, или наоборот: 1 и 7. А также на одной половинке может быть 6, на другой 2, или наоборот: 2 и 6. Можно увидеть на одной половинке 5, на другой 3, или 3 и 5. Может быть поровну: 4 и 4. Давайте прислушаемся к разговору пчёлки и божьей коровки. – Куда ты направляешься божья коровка? – спросила её пчёлка. – На другой куст, тлю есть. Один я уже полечила, надо и другой из беды выручать, – отвечает ей божья коровка. – Какая ты молодец! Ты – желанный гость растений. Словно лесной доктор Айболит, приходишь на выручку каждому, кому необходима помощь. Счастливого пути, божья коровка! Поблагодарите образы, которые помогли вам представить информацию. Сделайте вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глазки и возвращайтесь в класс. |
Божья коровка. Учащиеся смотрят презентацию, слушают рассказ учителя. Дети считают вслух. Учащиеся находятся в состоянии релаксации, работают методом визуализации. Учащиеся воспринимают новую информацию, мысленно нанося её на образ. Учащиеся постепенно обретают двигательный тонус в мышцах, у них появляется желание выхода из релаксации. |
||||||||||||||||||||||||||
IV. Обсуждение новой информации и создание информационного и опорного образов. | |||||||||||||||||||||||||||
1. Беседа Расскажите, ребята, что вам удалось увидеть? Какая полянка вам представилась? Каких насекомых повстречали? На кого похожа божья коровка? Почему её можно сравнить с лесным доктором Айболитом? Полезное ли это насекомое? Как нужно вести себя при встрече с этим насекомым? 2. Чтение стихотворения К сожалению, не все люди стараются оберегать божьих коровок. Послушайте стихотворение, написанное Андреем Усачевым. В нём рассказывается история одной божьей коровки. БОЖЬЯ КОРОВКА (Андрей Усачев) Гуляла за городом Божья коровка, По стеблям травинок карабкалась ловко, Глядела, как в небе плывут облака... И вдруг опустилась Большая Рука. И мирно гулявшую Божью коровку Засунула в спичечную коробку. Ах, как тосковала в коробке бедняжка! Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка. Неужто в неволе остаться навек? Коровка решила готовить побег! О, Боже! взмолилась несчастная крошка И вдруг увидала за шторой окошко. А там, за окном, все от солнца светло. Но к свету её не пускает стекло. Однако коровка на редкость упряма: Нашла, где неплотно захлопнута рама, И вот вылезает она из окна... Ура! Наконец на свободе она! 1. Кто поймал божью коровку? Хорошо ли он поступил? Почему? 2. Как вы думаете, что чувствовала божья коровка, сидя в коробке? Пыталась вырваться на волю? Когда оказалась на свободе? 3. Почему божья коровка так хотела вырваться из коробки и вернуться на лужайку? Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними вы – настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать. 3. Зарисовка образа по теме урока Попробуйте нарисовать тот образ божьей коровки, который вы себе представили во время нашего путешествия. Какого цвета была ваша божья коровка? Какой формы у неё спинка? Были ли у неё точки на спинке? Какого они цвета? Как могут располагаться точки? |
Учащиеся рассказывают всё, что увидели и представили. Отвечают на вопросы учителя. Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся вспоминают то, что запомнили. Работают на листочках индивидуально. Активизируют память. Образ закрепляется через двигательную функцию руки. Тем детям, которым трудно нарисовать образ самостоятельно, учитель предлагает заготовку-раскраску. Кто справится раньше, на заготовке-раскраске располагает все случаи состава числа 8. Точки могут быть расположены одинаково по 4. Могут быть расположены не одинаково: 7 и 1, 1 и 7, 6 и 2, 2 и 6, 5 и 3, 3 и 5. |
||||||||||||||||||||||||||
V. Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». | |||||||||||||||||||||||||||
Божьей коровки папа идёт. (Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу.) Следом за папой мама идёт. (Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу.) За мамой следом детишки идут, («Шагать» обеими руками.) Вслед за ними самые малыши бредут. Красные костюмчики носят они. (Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу.) Костюмчики с точками чёрненькими. (Постучать указательными пальцами по столу.) Папа семью в детский садик ведёт, (Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.) После занятий домой заберёт. (Похлопать в ладоши.) |
Учащиеся делают гимнастику вместе с учителем. | ||||||||||||||||||||||||||
VI. Коллективное обсуждение опорного образа. | |||||||||||||||||||||||||||
Посмотрите, какой образ получился у меня. (Учитель показывает свой рисунок.) Сколько всего точек на спинке у вашей божьей коровки? Как могут быть они расположены? Молодцы, ребята! |
Учащиеся сравнивают опорный образ, предложенный учителем, со своим рисунком. Рассказывают все случаи состава числа 8. |
||||||||||||||||||||||||||
VII. Закрепление знаний учащихся о составе числа. Выполнение практических упражнений. | |||||||||||||||||||||||||||
1. Работа по учебнику · С. 61, № 58 Из каких двух чисел состоит число 8? Рассмотри пары схем. Какого числа не хватает во 2 схеме?
Рассмотри схемы. Какое число получится, если сложить данные числа?
· С. 98, № 49 Кто изображён на рисунке? Опишите её внешний вид. Какой формы её тело? Голова? Какого цвета её спинка и голова? Что расположено на голове? Что нарисовано на спинке у божьей коровки? Сосчитайте, сколько всего пятнышек? Как они расположены? Дорисуй рисунки по образцу. · С. 99, № 52 Что нарисовано? Сколько их? Назовите цвет и номер каждого домика. Какие номера домиков стоят перед домиком № 8? Какой по счёту домик № 8? Где он находится? Впиши в этот домик числа, которые отсутствуют. 8
|
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. В случае затруднения обращаются к опорному образу или к учителю. Божья коровка. Тело круглое, голова овальная. Спинка красная, голова серая. На голове расположены 2 усика. У божьей коровки на спинке нарисованы чёрные точки. Их 8, они расположены 4 и 4. 3 домика. Зелёный домик № 6, голубой № 7, красный № 8. № 6 и № 7. По счёту третий, находится справа, крайний. |
||||||||||||||||||||||||||
VIII. Подведение итогов урока. | |||||||||||||||||||||||||||
1. Итог урока. Какое число и цифру мы сейчас изучаем? Что нового сегодня узнали на уроке? Кто нам в этом помог? Давайте поблагодарим божью коровку и отпустим её на свободу. 2. Чтение потешки. Божья коровка, Чёрная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Чёрного и белого, Только не горелого. 3. Домашнее задание Выучить состав числа 8. Выполнить в рабочей тетради с. 98 № 50, доделать на с. 99 № 52. |
Число и цифра 8. Состав числа 8. Божья коровка. Дети повторяют потешку за учителем. |