Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Формировать умение составлять художественное описание;
  • Показать отличие картины от иллюстрации;
  • Формировать умение выделять микротемы в описании;
  • Развивать умение составлять план и придерживаться его в составлении связного текста

Оборудование: Картина В. М. Васнецова «Аленушка», С. И. Ожегов Словарь русского языка, карточки с лексическим словарем настроений

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня у нас особый урок. Мы будем учиться писать сочинение по картине. Что такое сочинение?

Ученик: Сочинение – это то, что создает сам человек, это его мысли о чем-нибудь.

Учитель: А как толковый словарь С.И. Ожегова дает лексическое значение слова?

Ученик (читает по словарю).

  1. То, что сочинено, художественное, научное произведение.
  2. Сочинение – это вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
  3. В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи.

Учитель: Какое значение слова подходит к теме нашего урока?

Ученик: К теме урока подходит толкование во втором значении.

Учитель: Так чему мы будем учиться на уроке?

Ученик: Мы будем учиться писать сочинение по картине, учиться излагать свои мысли, рассматривая картину.

Учитель: Хлопните в ладоши, кто хочет научиться составлять художественное описание, выделять микротемы в описании, составлять план и придерживаться его в составлении связного текста и узнать, чем отличается картина от иллюстрации к художественному произведению.

III. Подготовка к восприятию картины

Учитель: На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет. Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

IV. Рассматривание рисунков, картины

Учитель: В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам представляется?

Ученики: Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная.

Учитель: Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

(Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

Учитель: А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

Ученик: Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его утащила.

Учитель: А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

Ученик: Она была грустной и печальной.

Учитель: Художник В.М. Васнецов поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об Аленушке от представлений художника?

Ученик: Нет, художник изобразил героигю, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.

Учитель: Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

Ученик: Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек прибежал к омуту, зовет сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

Учитель: Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М. показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь.

Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки, рассмотрите природу, которая ее окружает.

(Дети рассматривают картину.)

V. Беседа по картине

Учитель: Закройте глаза, попробуйте представить себе картину и скажите, что вы видите ярче всего?

Ученик: Мы видим Аленушку, ее печальное лицо, она сидит на камне и смотрит в глубину озера.

Учитель: Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане?

Ученик: Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на нее внимание.

Учитель: Где находится наша героиня?

Ученик: Она находится у озера на камне.

Учитель: В какой позе изобразил ее художник? Почему?

Ученик: Аленушка положила голову на камень, ей грустно, она о чем-то печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.

Учитель: Какое настроение у Аленушки?

(У детей карточки с лексическим словарем настроений: одинокая, грустная, задумчивая, печальная, радостная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся, подавленная, веселая, счастливая.)

Учитель: Прочтите слова с карточки с лексическим словарем настроений и подберите слова, характеризующие настроение героини, а я эти слова запишу на доске.

Ученик: Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая, пригорюнившаяся, безрадостная, подавленная)

Учитель: Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

Ученик: Она грустит о своем братце, печалится о том, что она сиротинушка, одна-одинешенька.

Учитель: А с помощью, каких средств художник сумел показать нам, что девочка-сиротиночка? Как отразил свое отношение к ней?

Ученик: Она бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый сарафан, она босиком. Лицо ее печальное, но красивое и доброе. Она очень обаятельна.

Учитель: Опишите все, что находится на картине на заднем плане, на ближнем плане.

Ученик: Позади Аленушки густой лес, темный, таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, глубокая, в ней отражается темный лес.

Учитель: Как художник показал нам, что приближается осень?

Ученик: Осенняя природа грустная. Здесь природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает понять состояние девушки. Лес темный, и на душе у Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.

Учитель: Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини. А теперь попробуем сделать вывод: благодаря чему художнику удается создать печальное и грустное настроение героини?

Ученик: Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и грустное настроение.

Учитель: Не кажется ли вам, что кто-то еще грустит вместе с Аленушкой?

Ученик: Это птички. Им как бы хочется помочь Аленушке, они сидят рядом, на березке, смотрят на Аленушку, но ничем не могут ей помочь, скоро они должны покинуть родные края.

VI. Работа по раскрытию замысла картины

Учитель: Попробуйте сформулировать свое отношение к Аленушке.

Ученик: Нам она очень нравится, но нам ее жаль, ее грусть передается и нам.

Учитель: А сам художник, как относится к своей героине?

Ученик: Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства. Описывая природу, он как бы передал свое грустное, печальное настроение. «Аленушка» – его любимая картина, в которой он сострадает своей героине.

VII. Выставление основных микротем картины

Учитель: На доске записаны микротемы картины. Подобрать опорные слова.

Лес
Дремучий
Темный
Таинственный
Тревожный
Озеро
Глубокое
Холодное
Темное
Печальное
Небо
Серое
Осеннее
Пасмурное
Неласковое

VIII. Составление плана сочинения

Учитель: Составим план сочинения. О чем расскажем сначала? А после? Как озаглавим части?

  1. Художник и его картина.
  2. Образ Аленушки.
  3. Что помогает нам понять настроение героини.
  4. Наше отношение и отношение художника к героине.

IX. Составление рассказа по картине.

Учитель: Составим несколько описаний:

  1. Описание Аленушки.
  2. Описание леса.
  3. Описание озера
  4. Описание приближающей осени.
  5. Описание осенних звуков.

Учитель: А теперь составим рассказ по картине.

X. Письменное сочинение по картине.

XI. Итог урока.

Учитель: Чему научились на уроке? Что интересного узнали? Какое настроение у вас по окончанию урока?

Список литературы:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
  2. Воробьева В.Н. Сочинения по картинам в начальных классах, – Тула, 2007.
  3. Журнал «Начальная школа» №12, 2003 год с. 44–47.
  4. Ожегов С.И. словарь русского языка, – М., 1990.