Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по теме "Нет профессии важней"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие познавательного интереса, любознательности, активизация номинативного и глагольного словаря по темам «Профессия» и «Инструменты».

Задачи:

  • Развивать фонематический слух.
  • Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Аудиосредства: компьютер, проектор, экран, диск с записью материала «Нет профессии важней!».

Методика проведения

Приложение 1, Приложение 2

Воспитатель предлагает детям послушать несколько стихотворений о профессиях и обратить внимание на экран.

Добрый повар в колпаке с поварешкой в руке,
Он готовит на обед – кашу, щи и винегрет.

Летят опилки белые, летят из-под пилы.
Это плотник делает окна и полы.

Все болезни лечит врач, он уколет – ты не плачь.
Веселей смотри вокруг, детский врач – ребятам друг.

Моряк плывет на корабле, он не тоскует по земле,
Он с ветром дружит и волной ведь море – дом его родной.

Воспитатель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.) Да, речь пойдет о профессиях. А что такое профессия? (Предположения детей: дело, работа, которой занимается человек.)

Воспитатель: Какие еще профессии вызнаете? (Ответы детей.)

Далее воспитатель предлагает поиграть в игру «Что было бы, если бы?..»

«Поиграем с вами, порассуждаем. Я буду спрашивать – что было бы, если?.., а вы будете отвечать. Представьте себе, что было бы, если не было врачей? Если бы не было поваров? Если не было учителей, строителей, парикмахеров?» (Показ сюжета.)

Дети отвечают на каждый вопрос.

Воспитатель предлагает сделать вывод о том, что все профессии очень важны. Все профессии нужны, все профессии важны. Нет профессии – важней. Далее педагог загадывает загадки. «У меня есть интересные загадки. А вы знаете, что означает слово загадка.» (Ответы детей.)

Воспитатель: В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот и прочее. К тайной речи прибегали охотники, земледельцы и скотоводы. Они называли орудия труда, животных не общепринятыми названиями, а загадочными оборотами, загадками. Хотите отгадать загадки, которые приготовлены для вас? Слушайте внимательно, и смотрите на экран.

Он в хозяйстве очень нужен,
Он с гвоздями очень дружен,
Как на работу он вышел,
Так его каждый услышал. (Молоток.)

Инструмент бывалый не большой немалый,
У него полно забот он и режет и стрижет. (Ножницы.)

Скручена, связана, на кол посажена,
По двору пляшет, волосами машет. (Метла.)

Замечательный дружище, деревянное ручище,
Да железный обушок, закаленный гребешок,
Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе. (Топор.)

Вострушка – вертушка
Уперлась в винт ногой
Потерял болтун покой. (Отвертка.)

Воспитатель: Как одним словом можно назвать ножницы, метлу, топор, молоток, отвертку. (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, ребята, для того чтобы человек любой профессии работал хорошо, люди придумали и изготовили разные предметы и инструменты. А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Четвертый лишний». Внимание на экран.

Перед вами изображены инструменты, которые используют люди различных профессий. Один из инструментов к данной профессии не относится. Угадайте его:

– ножницы, весы, зеркало, расческа;
– букварь, указка, кастрюля, глобус;
– пила, таблетки, градусник, шприц;
– швейная машинка, сантиметр, лейка, игла;
– сковорода, нож, половник, кисти.

Воспитатель (хвалит детей): Молодцы, ребята, справились с заданием!

Физкультминутка

Под музыку дети выполняют различные движения, изображая людей разных профессий. Имитация движений: водителя, парикмахера, прачки, художника, дворника и т.п.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран (картинку) и отгадать «Кому принадлежат эти фразы? Человек какой профессии мог сказать данную фразу?»:

– Как вас подстричь? Челку покороче? (Парикмахер)
– Дети, здравствуйте, откройте учебник на странице 33? (Учитель)
– Несите кирпичи, цемент! (Строитель)
– Сегодня, я буду рисовать пейзаж. (Художник)
– Откройте рот и скажите – А-а-а. (Врач)
– Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
– Сколько килограмм картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)

Слышится стук и на экране появляется Незнайка, который пришел к ребятам в гости. Он тоже все знает о профессиях и даже написал предложения о том, как работают люди.

Игра «Путаница»:

– Повар приготовил вкусный дуб (суп).
– К больному пришел грач (врач).
– Садовник поливает цветы из шейки (лейки).
– Водитель сидит за кулем (рулем).
– Портной сшил плач (плащ).

Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть с мячом. Проводится игра по типу «Съедобное – несъедобное».

Воспитатель: Я буду называть инструмент, а вы отвечать что этим инструментом делают.

Воспитатель кидает мяч ребенку называя инструмент, а ребенок ловит его и отвечает:

– ножом… (режут)
– метлой… (метут)
– иглой… (шьют)
– лопатой… (копают)
– расческой… (причесываются)
– Топором… (рубят).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы теперь знаете, что любая работа приносит людям пользу, и что нет профессии важней.

Все профессии нужны,
Все профессии важны!