Плакат – синтез слова и изображения

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели и задачи урока:

1) Закрепление знаний о формальной плоскостной композиции и цветоведении, знакомство с искусством плаката.
2) Развитие вариативности композиционного и образного мышления, фантазии, умения выделять выразительные средства графики, осознавать их воздействие на чувства зрителя.
3) Воспитывать интерес к графическому дизайну, укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство, основы безопасности жизнедеятельности, психология).
4) Развитие навыков компоновки листа, приемов работы гуашью кистью.

Задание: композиция плаката на противопожарную тематику.

Оборудование учителя: пособия – “Цветовой круг”, вырезки из журналов, репродукции плакатов, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование учащихся: альбом, лист А-3, тетрадь по ИЗО, гуашь, кисти, тряпочка, карандаш, ластик, клей, ножницы, линейка.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности учеников к уроку.

II. Беседа по теме урока.

На современного человека обрушивается лавина различной информации: мы видим массу рекламы, витрины магазинов, афиши, объявления – это своеобразный шум города, только не слуховой, а зрительный. Далеко не все из увиденного “цепляет”, запоминается и заставляет задуматься, давая пищу воспоминаниям, фантазии, размышлениям. (Слайды 1–2)

Задача дизайнера полиграфической рекламы (вывески, афиши, плакаты – печатная продукция) привлечь внимание, заинтриговать, заинтересовать горожанина, спешащего по своим делам. А это, ох, как непросто!.. Информационный поток, в который погружает нас современный город, колоссален, мимо большей части рекламы мы проскакиваем, не замечая ее. Но что-то нас обязательно остановит, заставит на секунду затормозить, вглядеться, вчитаться, вслушаться, а может даже надолго запомнить и приобрести товар или услуги. Это значит, что дизайнер рекламы отлично сделал свою работу – сумел привлечь наше внимание!

“Реклама – двигатель торговли”. Но, кроме торговой, есть еще социальная реклама: например, видеоролик по ТV “22 часа. Ваши дети дома?”, или в Центрах оплаты за услуги ЖКХ, на больших экранах показывают сюжеты об осторожном обращении с газовыми приборами, экономии электроэнергии и противопожарных мерах предосторожности. (Слайд 3) И это важнее проданных товаров, хотя и не пересчитывается напрямую в денежный эквивалент. Как оценить потушенный или не разведенный в лесу костер, или брошенный в сухую листву окурок сигареты? – в деньгах, в нервах, в потерянном здоровье или жизни?

В повседневной комфортной жизни, мы часто забываем: при небрежном отношении, то, что нас согревает и освещает, может принести в дом беду. Огонь всегда был для человека опасным другом, требующим повышенного внимания. (Слайд 4)

Если ты можешь предотвратить несчастье – не стой, сложа руки – действуй!

Тема нашего сегодняшнего урока – плакат “Противопожарная безопасность”. Представьте себя дизайнерами полиграфической продукции. Ваша задача сегодня – придумать плакат, которой привлек бы внимание зрителей к проблеме предотвращения пожаров либо грамотных действий в опасной ситуации. Плакат должен быть привлекательным, неповторимым, запоминающимся.

Пока я буду более подробно объяснять задание, вы можете открыть альбом и сделать не менее 3 небольших предварительных эскизов простым карандашом. Затем, выбрав лучший вариант, вы выполняете рисунок либо на альбомном листе с последующей наклейкой его на лист А-3 как на паспарту, либо сразу на форматном листе. На втором уроке работа должна быть выполнена в цвете.

Теперь давайте поближе познакомимся с плакатом.

Плакат (от франц. placard – объявление, афиша)– лаконичное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождаемое текстом. (Слайд 5) Это агитация искусством. Плакат лаконичен по композиции, предельно точен по мысли, монументален и выразителен по форме, слово и образ в плакате слиты воедино. Изображение и шрифт слогана (шрифт – манера начертания букв), должны гармонично сочетаться, создавая единый образ. Плакат – как выстрел, краток и точен (не забывайте про спешащих мимо, по своим делам, горожан; у них нет времени на долгое рассматривание – плакат должен “бить наповал” – бросаться в глаза и запоминаться с первого раза).

Разновидности плаката: политический, рекламный, зрелищный (кино, театр, цирк, спорт), социальный, технический, учебный (просветительский), экологический, сатирический.

К какому виду изобразительного искусства относится плакат? …… Правильно, к графике.

А какие вы знаете выразительные средства графики? …… Точка, линия, тон, пятно. (Слайд 6)

Плакат широко использует силуэт, пятно, линию, контур и фотографический материал (фотомонтаж, коллаж). Существуют и специфические особенности плаката: плоскостное изображение, общепонятные символы, условность, броскость, обобщение, гротеск и сатирические образы, единство композиции изображения и шрифта. (Слайды 7–8)

III. Индивидуальная работа с учащимися.

После того, как в эскизах найдено общее композиционное решение и выбран наиболее удачный из 3-х эскизов, необходимо продумать цветовое решение композиции плаката.

IV. Проверка домашнего задания.

Цвет способен передавать настроение и вызывать у людей эмоциональную реакцию. Кроме индивидуальных реакций, многое в восприятии цвета типично для большинства. На знании такого психологического взаимодействия цвета основывает свою работу дизайнер.

Домашним заданием прошлого урока было – подобрать ассоциации к цветам спектра.

Я называю вам цвет и его воздействие на зрителя – вы называете свои ассоциации. (Слайд 9)

Психологическая характеристика цветового восприятия.

Красный цвет – активный, возбуждающий, согревающий, энергичный, агрессивный. Жара, огонь, кровь, страсть, ярость, опасность.

Оранжевый цвет – жизнерадостный, пламенный, бодрящий, добрый. Свет, тепло, радость, счастье, уют.

Желтый цвет – теплый, веселый, привлекательный. Солнце, свет, молния, осень, урожай.

Зеленый цвет – мирный, успокаивающий, цвет жизни. Листва, природа, лето, тишина, покой.

Синий цвет – холодный, спокойный, печальный, тоскливый. Вода, прохлада, даль, небо, темнота.

Фиолетовый цвет – соединяет в себе эмоциональное воздействие красного и синего – является одновременно притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть. Темнота, ночь, тайна, интриги, волнение.

Наша реакция на яркие и теплые цвета более выражена. Дизайнеры полиграфической и телерекламы намеренно пользуются теплыми, контрастными, яркими цветами, чтобы подтолкнуть нас к покупке их товаров. Проблемная ситуация, к которой привлекает внимание противопожарный плакат, диктует, на мой взгляд, необходимость использовать в работе дополнительных (контрастных) цветов.

Назовите мне, какие цвета называют дополнительными. ……

Посмотрите на цветовой круг и приведите пример 3 пар дополнительных цветов. ……

Сочетание пары контрастных цветов с ахроматическими даст необходимую цветовую гамму для выразительного плаката. На сдержанные и вялые цветовые решения зрители не обратят своего внимания. Учитывайте это в своей работе.

Работа над заданием.

Индивидуальная работа.

V. Итоги урока.

На сегодняшнем уроке вы примерили на себя роль дизайнера полиграфической рекламы. В созданных вами эскизах плакатов соединились надпись, написанная нестандартным шрифтом и изображение, помогающее сразу, с первого взгляда раскрыть образ, сделать его выразительным и запоминающимся. К теме шрифтов мы еще неоднократно будем обращаться на уроках этого года, поэтому коллекцию шрифтов в тетради по ИЗО вы продолжаете собирать. Обратите внимание в городе на графический дизайн рекламы. Какие интересные примеры вы найдете на улицах нашего города, в печатной продукции?

Анализ выполненной работы. Оценка работ.

Плакаты учеников 9 эстетического класса и учащихся изостудии МБОУ СОШ № 5 г. Пятигорска.

 

Газарян Милена, 9 кл Иванова Настя, 9 кл Арутюнян Оля, 9 кл

 

Величко Илона, 9 кл. Аракелян Роксана, 9 кл. Горовая Настя, 9 кл.

  
Авдиянц Анжелика, 9 кл. Андреева Наталья и Богатырева Нелли, 7 кл