Цель:
- учить детей слушать и слышать музыку;
- сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора;
- развить творческие способности детей.
Задачи:
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- воспитывать любовь к русской народной сказке. Способствовать развитию творческих произведений.
Музыкальный материал:
- «Теремок» – слушание, исполнение.
- «Со вьюном я хожу» – исполнение, пение с движением.
- «Уж, как шла лиса» – разучивание, исценирование.
- Плясовые наигрыши.
- Приложение: «Слайды»
Оформление: Зал оформляется атрибутами русского народного быта. Ведущая в русском костюме играет роль сказочницы. Сказка читается в былинном стиле немного на распев. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» на гуслях.
Ход занятия
I. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необыкновенное музыкальное занятие. Сегодня мы побываем в гостях у сказки.
Приложение 1: слайд 2
На море океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый
Под ним стол золоченный.
На столе бык печенный
Садись кушай
Мою сказку слушай.
Это еще не сказка – это присказка. Откуда пришли к нам волшебные сказки? Какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами? (Берет книгу) Посмотрите, как скучно им на страницах книжки. Вслушайтесь в слова «сказки»(выделяет интонацией). Сказка – сказывается. Рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.
Любит народ своих героев. В сказке происходят самые невероятные чудеса; разговаривает река, деревья, звери лесные, а если беда случиться – помогут Солнце, Ветер, Месяц.
Вот как это было в одной старинной сказке.
II. Основная часть занятия
1. Введение в тему:
Слайд 3, «Теремок».
– Кто же помнит, как начинается сказка?
(Дети рассказывают как начинается сказка)
– А теперь послушайте. Как можно спеть основные слова сказки, «Стоит в поле теремок».
2. Слушание и разучивание песни «Теремок ».
Разучивание начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивание песни. Обращаем внимание на дикцию.
– Это основная тема сегодня будет звучать несколько раз, а именно, перед каждым повелением нового персонажа. Итак, начинаем сказывать сказку, сядьте как исполнители.
(Дети поют выученный запев, муз. руководитель, продолжает; «Как по полю – полю муха летит, у дверей остановилась и стучит»)
Слайд 3
Музыкальный руководитель продолжает: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?»
– Никто не ответил Мухе, и стала она жить в теремочке одна.
3. Дети опять начинают петь основные слова: «Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок «муз. руководитель, продолжает,
Слайд 3
– Дружно жили муха с комаром, веселые песни пели, хороводы водили. Вот сейчас и мы выучим песню про муху и комара, а называется она «Как у наших у ворот ».
4. Слушание и разучивание песни «Как у наших у ворот ».
Песня разучивается по фразам (метод музыкального эхо)
Слайд 4
1-й куплет
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай люли, у ворот,
Ай люли, у ворот.2-й куплет
Муха песенки поет,
Муха песенки поет,
Ай люли, вот поет,
Ай люли, вот поет,3-й куплет
Комар муху ведет,
Комар муху ведет.
Ай люли, вот ведет,
Ай люли, вот ведет.
– А сейчас попробуем спеть эту песню в движении, в хороводе.
(Дети выходят в центр зала, образуют хоровод, поют.)
5. Продолжаем путешествие в сказку «Теремок».
– А тем временем к нашему теремку еще кто – то приближается:
(Дети садятся на стульчики, исполняют запев: «Стоит в поле теремок, теремок». Муз. руководитель, поет о том, что к теремку прибежала мышка.
Слайд 5
Так же к теремку прискакала лягушка.
Слайд 5
– Мышка и лягушка – большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Вот и сегодня каждая из них приготовила для вас по загадке. Но загадки будут не простые, а музыкальные.
6. Музыкальные загадки
Слайд 6
(Музыкальный руководитель, поет музыкальную загадку про балалайку. Дети отгадывают. Затем исполняется загадка про гармошку.)
– А как звучит гармошка, мы с вами сейчас прослушаем.
В аудиозаписи дети слушают «Плясовые наигрыши»исполняемые на саратовской
гармошке.
Анализируют прослушанную музыку.
– Какой характер музыки?
– Почему вы решили, что музыка танцевальная? (быстрый темп, танцевальный ритм)
– Что особенного вы услышали в игре этой музыки, только ли гармошка исполняет эти наигрыши? (Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.)
– Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками.
7. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев «Стоит в поле теремок, теремок».
Музыкальный руководитель, поет, о том, что к теремку прискакал заяц.)
Слайд 7
– Вспомните, какую песню про веселого зайца – музыканта мы учили. («Веселый музыкант»)
– На каких инструментах играл заяц? (на скрипке, на балалайке, на барабане)
Слайд 8
– А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, но показывать движением игру зайца – музыканта.
Исполнение песни. Двигательная импровизация детей – имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.
8. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев: «Стоит в поле теремок, теремок».
Музыкальный руководитель, отвечает пением Последней в теремке появляется лиса.)
Слайд 9
Разучивание попевки: «Уж как шла лиса».
С ее появлением дети разучивают попевку: «Уж как шла лиса».
Дети самостоятельно определяют, что вся попевка построена на двух звуках.
(Разучивая попевку, музыкальный руководитель, следит за четкой дикцией.)
Выученную попевку исполняют с инсценировкой.
III. Творческая работа: «Расскажи окончание сказки»
– Какую сказку мы сегодня вместе рассказали с помощью музыки?
– Какие песни помогли совершить путешествие в сказку «Теремок»?
– С какими новыми музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
– В чем его особенности?