Цель: Обобщение и углубление знаний учащихся о водорослях, мхах, хвощах, плаунах, папоротниках и голосеменных растениях, их значении в природе и жизни человека.
Задачи:
- Образовательные
Тип урока: Обобщение.
Форма урока: Игровая.
Оборудование: гербарии, карточки с заданиями, плакат «Уголок природы»,
рисунки растений.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс необходимо разделить на три команды по 6–7 человек, каждая команда придумывает название. Назначается ученик, подсчитывающий баллы. В помощь учителю для проведения урока выбираются два ученика, которые будут играть роль сказочных персонажей: болотной Кикиморы и Бабы-Яги. Ученики по командам рассаживаются за столы.
2. Основная часть урока
Учитель: На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели особенности строения основных представителей отделов растений, познакомились с их значением в природе и жизни человека. Сегодня у нас заключительный урок, на котором мы повторим, обобщим и углубим знания о водорослях, мхах, хвощах, плаунах, папоротниках и голосеменных растениях. Мы совершим с вами увлекательное путешествие в виртуальном пространстве. Представьте, что вы попали в мир растений, вокруг могучие деревья, пахнет хвоей, под ногами мягкий ковер мха, слышно пение птиц… Нас ждет встреча с лесными жителями, с испытаниями, которые они нам приготовили. Командам же нужно показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплоченность. Но, чтобы отправиться в путешествие, необходимо размяться.
Задание 1.
Вам нужно за три минуты ответить на вопросы теста, номера правильных ответов
будут шифром к следующему заданию. (Приложение 1)
Задание 2.
За цифрами шифра кроется название знакомой вам науки, чтобы разгадать шифр
нужно воспользоваться помощником – дешифровщиком. На выполнение задания три
минуты. (Приложение 1)
Задание 3.
Решите творческую задачу. (Приложение 1)
Задание 4.
Определите названия растений по гербарным образцам и их отделы. (Приложение
2)
А теперь вперед, навстречу испытаниям!
Появляются лесные жители болотная Кикимора и Баба-Яга.
Кикимора: Представляешь, леший сообщил неприятное известие, к нам идут ученики. Наша задача – не пропустить их через болото и лес на цветочный луг. Надо их так заморочить, чтобы они никогда из болота не выбрались.
Баба-Яга: Завести их в глушь лесную, пообещать счастья вечного. Я такого страха нагоню, чтобы им впредь неповадно было по нашим владениям ходить.
Кикимора: А, вот и они ребятушки!
Учитель: Здравствуйте, лесные жители! Вы для нас будете проводить испытания? Наши ребята разделились на 3 команды. И мы взяли с собой сознательную ученицу, которая будет фиксировать, полученные баллы. Ну, давайте – проверьте наши знания.
Кикимора: Сейчас мы проверим, так ли они умны, как Водяной описывал. Кстати, вам послание от Водяного. (Подают письмо и задание.) (Приложение 3)
Баба-Яга: Я припасла для вас интересные задания. Ну-ка, угадайте, где художник допустил ошибки (учащиеся исправляют ошибки на рисунках). (Приложение 2)
Баба-Яга: Все – то они знают, никакие мои заморочки не остановили их. Теперь ты, Кикимора, помучай их.
Кикимора: А теперь отгадайте, о чем идет речь
Я болотная царица,
И, хотя кругом водица,
Топи, мошки и трясина,
Нужно всё, необходимо.
Без болота не смогли бы,
Даже с помощью огнива,
Дома, в тихий зимний час,
Развести огонь подчас.
В щели дома, задувая
Ветер вас пронзил насквозь
Рану рваную случайно
Получили. И, небось,
Не на луг, а на болото
Вы пошли бы в тот же час.
А за чем? Так, я надеюсь,
Все узнаю я от вас. (Мох сфагнум.)
Учитель: Лесные жители, дети приготовили домашнее задание, давайте послушаем (каждая команда готовит сообщение о Секвойи вечнозеленой, Гинкго, Вельвичии).
Учитель. Детям уже тяжело отгадывать ваши задания…
Баба-Яга (проводит физкультурную минутку):
Да что-то вижу, вы подустали,
Давайте-ка подвигаемся.
Встаньте, разомнем косточки.
Потянулись, потянулись
К небу, как сосны могучие, покачались, покачались под ветром.
Разогнули свои спины, хорошо, хорошо.
Повертели, повертели головой в разные стороны,
Потрясли руками – словно ветками.
Молодцы, отдохнули, продолжим испытания.
Баба-Яга: Вместе командами у вас хорошо получается. А я посмотрю, на что каждый из вас горазд. Вот тут-то напугаетесь до смерти. Выбирайте мои задания: желтые кубики – загадки, зеленые – где растения используют, красные – все о растениях. (Приложение 3)
Кикимора: Опять мы проиграли. Что же, придется пропустить вас через наши владения, не выполнили мы задачу Лешего.
Баба-Яга: Но не радуйтесь раньше времени, встретимся с вами, еще таких вам пакостей устроим, век будете помнить. Ну ладно, идите на свой луг…
Кикимора: Мы пошли, нас ждут дела.
Учитель: Молодцы, наша взяла! Пусть в свои дебри болотные и леса непроходимые идут. Дети, а догадались ли вы, почему мы идем с вами на цветочный луг?
Для этого угадайте, что лежит в черном ящике. Для вас подсказка: Эти организмы относятся к данному отделу – решите ребус. (Отдел Цветковые, цветок) (Приложение 2)
На следующем уроке начинаем рассматривать Отдел Цветковые растения.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
(И. Суриков)
3. Подведение итогов урока
Вы все успешно прошли нелегкий путь испытаний и достигли цели. Ваш ум обогатился знаниями о многообразии растений различных отделов, особенностях их строения и жизнедеятельности, значении для человека, для нас с вами. Конечно, вам не терпится узнать, сколько баллов набрала каждая из команд за время путешествия. Все учащиеся из команды, занявшей I место, получают «5». Некоторые учащиеся команды, занявшей II место, за правильные ответы – «5», а некоторые – «4». Учащиеся команды, занявшей III место – «4».
4. Домашнее задание
Составить кроссворд на тему о любом отделе растений.