Цели урока: формирование умения работать над сочинением по прочитанному тексту художественного стиля.
Задачи урока:
- повторить основные признаки художественного стиля; совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля;
- развивать речевой слух, мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;
- воспитывать чувство товарищества.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Вид урока: урок-исследование.
Форма: коллективная работа.
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, текст А. Аверченко “Молодняк”, портрет А. Аверченко, учебник: Г. Ф. Хлебинская. Русский язык. Профильный уровень. 10 класс. ОЛМА Медиа Групп, М. 2010.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация деятельности.
- Активизация знаний и постановка целей.
- Деятельность учащихся по теме урока.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Мотивация деятельности.
Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого из нас. На выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание – это сила. Именно это необходимо для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Знания мы приобретаем повсюду, этому призваны служить и уроки русского языка, в том числе и сегодняшний урок.
3. Активизация знаний и постановка целей.
Цель учебного занятия уже обозначена в теме – подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту. Недавно вы писали сочинение по тексту публицистического стиля. Практически все убедились, что это довольно трудное задание, и не зря оно дается на ЕГЭ как задание части С – задание повышенного уровня сложности. Нам предстоит хорошо потрудиться, ведь сочинение должно отвечать всем современным требованиям.
Слайд 1.
Сегодня на уроке мы будем пользоваться материалом, представленным в презентации.
4. Деятельность учащихся на уроке.
1) Повторение изученного ранее материала.
На прошлом уроке мы повторили с вами материал §18 “Сочинение по прочитанному тексту”. Давайте вспомним порядок работы над таким сочинением.
Что называется проблемой?
Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования.
Слайд 2.
Что значит прокомментировать проблему, поставленную автором в тексте?
Слайд 3.
Что еще должно быть обязательно в сочинении? (позиция автора, собственная позиция)
Слайд 4.
Важен и завершающий этап работы.
Слайд 5.
Предложенный порядок работы над сочинением по прочитанному тексту формирует и композиционную схему сочинения. Работая по такому плану, мы имеем в виду и критерии, по которым проверяется экзаменационное сочинение выпускника.
2) Для того, чтобы ответить на вопрос, как пишется сочинение-рассуждение по художественному тексту, необходимо обратиться к § 20 учебника. Нашему вниманию автором учебника Г. Ф. Хлебинской предложен текст С. Лукьяненко “Близится утро”, на примере которого мы и поучимся работать над сочинением.
Чтение текста “Близится утро”, стр. 108–109. [1]
Автор учебника Г. Ф. Хлебинская предлагает план работы с текстом, стр.109–111, давайте с ним познакомимся.
1–3 пункты – чтение по пунктам отдельными учащимися.
– Что вы думаете по поводу проблемы взаимопонимания между взрослыми и детьми?
3) Подготовка к написанию домашнего сочинения по прочитанному тексту. Задача данного этапа – пользуясь материалами презентации, слушая ответы одноклассников, собрать рабочие материалы для написания сочинения.
Для работы предлагается фрагмент из рассказа Аркадия Аверченко “Молодняк”.
Автором текста, который предложен вашему вниманию, является Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель, сатирик, театральный критик, живший в очень сложное для России время, которое, естественно, не могло не отразиться на его судьбе и творчестве. Более подробно об этом талантливом человеке, его нелегкой судьбе, его творчестве мы будем говорить на уроках литературы, а сегодня только очень кратко познакомимся с этим именем.
Слайды 6–7. Самостоятельное чтение информации со слайда.
Он был стопроцентным оптимистом, гурманом, стремился к комфорту и следил за модой, бесконечно ценил мужскую дружбу. Он сравнивал себя с киселем, в котором вязнут все невзгоды. Он пропускал жизнь через фильтр юмора, всегда оставался самим собой. Таким был Аркадий Аверченко – “король смеха” ушедшего столетия.
Чтение фрагмента рассказа “Молодняк” учителем.
Нет ничего бескорыстнее детской дружбы… Если проследить начало ее, ее истоки, то в большинстве случаев наткнешься на самую внешнюю, до смешного пустую причину ее возникновения: или родители ваши были “знакомы домами” и таскали вас, маленьких, друг к другу в гости, или нежная дружба между двумя крохотными человечками возникала просто потому, что жили они на одной улице, или учились оба в одной школе, сидели на одной скамейке – и первый же разделенный братски кусок колбасы с хлебом посеял в юных сердцах семена самой нежнейшей дружбы.
Фундаментом нашей дружбы – Мотька, Шаша и я – послужили все три обстоятельства: мы жили на одной улице, родители наши были “знакомы домами” (или, как говорят на юге, “знакоми домамы”); и все трое вкусили горькие корни учения в начальной школе Марьи Антоновны, сидя рядом на длинной скамейке, как желуди на одной дубовой ветке.
У философов и у детей есть одна благородная черта – они не придают значения никаким различиям между людьми – ни социальным, ни умственным, ни внешним. У моего отца была галантерейная лавка (аристократия), Шашин отец работал в порту (разночинство), а Мотькина мать просто существовала на проценты с грошового капитала (рантье, буржуазия); умственно Шаша стоял гораздо выше нас с Мотькой, а физически Мотька почитался среди нас, веснушчатых и худосочных, красавцем. Ничему этому мы не придавали значения… Братски воровали незрелые арбузы на баштанах, братски их пожирали и братски же катались потом по земле от нестерпимой желудочной боли. Купались втроем, избивали мальчишек с соседней улицы втроем, и нас били тоже всех троих – единодушно и нераздельно. Если в одном из трех наших семейств пеклись пироги, ели все их трое, потому что каждый из нас почитал святой обязанностью с опасностью для фасада и тыла воровать горячие пироги для всей компании. У Шашиного отца, рыжебородого пьяницы, была прескверная манера лупить своего отпрыска, где бы он его ни настигал, а так как около него всегда маячили и мы, то этот прямолинейный демократ бил и нас, на совершенно равных основаниях.
Так счастливо и безмятежно жили мы, росли и развивались до шестнадцати лет. А в шестнадцать лет дружно, взявшись за руки, подошли мы к краю воронки, называемой жизнью, как щепки, попали в водоворот, и водоворот закружил нас… (А. Аверченко)
Деятельность учащихся. Работа с текстом.
Первый этап работы с текстом. Организация частично-поисковой деятельности; погружение в идейно-тематическое содержание текста.
– Какова речевая ситуация? (Текст представляет собой фрагмент рассказа А.
Аверченко “Молодняк”.)
– Какова тема текста? (Детская дружба.)
– Какова идея? (Самая лучшая дружба бескорыстная.)
Стиль: художественный
Докажите, исходя из характеристики художественного стиля
Функция в речи: автор стремится воздействовать на чувства читателя, вызвать его эмоциональный отклик на описанные в рассказе переживания, какие-то ассоциации, может быть, воспоминания о друзьях детства самих читателей, да и просто сочувствие автору, с таким юмором, теплой иронией и затаенной грустью описавшего неразлучную троицу. Аверченко не формулирует точные определения особенностей детской дружбы, а создает конкретные художественные образы героев своего рассказа: Мотьки, Шаши и автора, а также Шашиного отца, поэтому образность и эмоциональность – основные стилевые черты данного текста.
Языковые средства:
Лексические: преобладание конкретной лексики, большое количество экспрессивно окрашенных слов (“таскали” в гости, “человечками”, “лупить”, “пожирали”, “почитался” и др.), обилие образных средств языка – тропов и стилистических фигур. Из первых можно привести примеры метафор: “фундамент дружбы”, воровали пироги с опасностью для “фасада и тыла”, синекдохи – именование родителей мальчиков по принадлежности к социальным слоям общества (аристократия, разночинство, рантье, буржуазия). Из стилистических фигур – примеры анафоры: “братски воровали арбузы, братски их пожирали, братски катались по земле от боли”; эпифоры: “купались втроем, избивали мальчишек … втроем, нас били … всех троих”; сравнений: “сидя рядом на длинной скамейке, как желуди на одной дубовой ветке”, “как щепки попали в водоворот”; умолчания: “Ничему этому мы не придавали значения…”.
Комический эффект во многих случаях достигается сочетанием лексики разных стилей: “ кусок колбасы … посеял в юных сердцах семена нежнейшей дружбы”; “прескверная манера лупить своего отпрыска, где он бы он его ни настигал”.
Интересно употребление в тексте литературной аллюзии: слова автора о том, как мальчишки с соседней улицы колотили их всех вместе, “единодушно и нераздельно”, перекликаются с описанием Святой Троицы – “единосущной и нераздельной”. Таким образом, данный прием, как и все перечисленные, позволяют автору передать всю чистоту и бескорыстие святой в своей простоте детской дружбы.
Жанр: рассказ.
Тип речи: использованы все типы речи.
Повествование – это текст, рассказывающий о последовательно сменяющих друг друга действиях, событиях. Повествовательный текст развертывается во времени, он динамичен; в нем, как правило, имеется сюжет, действующие лица.
Описание – текст, дающий наиболее общее представление о предмете, его отдельных признаках, авторском отношении к нему. Может быть сравнительное изображение двух предметов (портрет, описание процесса, явления и т. д.)
Рассуждение – текст, содержащий цепь умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении говорится о наших представлениях о мире, о понятиях, чувствах, оценках чего-либо.
Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
Давайте обобщим все сказанное при помощи слайда презентации.
Слайд 8.
Второй этап работы с текстом.
Формулируем вопросы. Для этого нумеруем абзацы, делим текст на смысловые части, ставим к ним вопрос (вопросы). Как вы уже догадались, в тексте 4 смысловые части.
Сформулируем вопросы к каждой части текста:
1. Есть ли что-то бескорыстнее детской дружбы?
2. Что послужило причиной зарождения детской дружбы?
3. Что общего есть у философов и детей, и как это отразилось на дружбе ребят?
4. Как долго длилось счастливое и безмятежное детство друзей?
Слайды 9. (Открываются постепенно, после формулировки учащимися.)
Обобщим полученную информацию:
На какую проблему выводит нас автор?
Сформулируйте проблему в виде вопросительного предложения.
Может ли детская дружба быть бескорыстной?
Слайд 10.
Комментируем. Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты, на которые ссылается автор.
Слайд 11. (открываются по мере нахождения ответа учащимися.)
Размышляя над проблемой, автор:
- размышляет над причинами возникновения дружбы;
- рассказывает о том, что послужило фундаментом дружбы детей;
- подчеркивает, что у философов и у детей есть общая благородная черта, и приводит примеры бескорыстной дружбы;
- отмечает, что такое безмятежное детство длилось до шестнадцати лет.
Комментируя, мы шли вслед за автором.
Определяем авторскую позицию. Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.
Слайд 12–15. (Открываются по мере нахождения ответа учащимися.)
- Утверждает, что “нет ничего бескорыстнее детской дружбы”;
- По мнению автора, фундаментом дружбы послужили жизненные обстоятельства;
- Считает, что философы и дети не придают значения ни социальным, ни умственным, ни внешним различиям между людьми, а также доказывает это примерами дружбы;
- Подводит итог детской дружбе, рассказывая, что “в шестнадцать лет… водоворот закружил нас…”.
Давайте обобщим все сказанное.
Слайды 16–18.
Идет медленное чтение материала, учащиеся делают краткие записи в тетради.
Третий этап работы с текстом – индивидуальная работа.
Слайд 19.
Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны с автором и почему). В этом вам могут помочь следующие вопросы. Учащиеся кратко отвечают на вопросы.
- Что нового открыли вы для себя после прочтения текста А. Аверченко?
- Какие чувства вызвал у вас этот фрагмент? Над чем заставил задуматься?
- Есть ли примеры бескорыстной дружбы детей в ранее прочитанных вами произведениях?
- Всегда ли бескорыстна детская дружба сегодня?
Каждый учащийся работает над оформлением собственной позиции с учетом вопросов-помощников. Вопросы можно кратко записать в тетрадь.
Давайте вспомним, при помощи каких оборотов речи можно высказать свою позицию. Есть они и в учебнике (стр.102–103).
5. Итоги работы.
Обращение к целям урока:
– Достигли ли цели?
– Чему научились на уроке?
Оценки за работу на уроке.
6. Домашнее задание.
Слайд 20.
Написать сочинение по заданной композиционной схеме (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное согласие или несогласие с позицией автора).
Литература:
- Хлебинская. Г. Ф. Русский язык. Профильный уровень. 10 класс. М., Олма-Медиа Групп, 2010.
- Пишем сочинение-рассуждение по исходному тексту. (Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку.) ЧИПКРО, Чита, 2006.