Форма проведения: классный час.
Оборудование: маркеры, бумага, компьютер, мультимедийным проектор.
Цель:
- Дать информацию школьникам о государственных законах и правилах поведения в обществе;
- Способствовать развитию у подростков чувства ответственности за совершенное действие.
Задачи:
- Довести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву;
- Научить противостоять насильственным действиям;
- На конкретных примерах показать последствия насилия.
Этапы мероприятия:
Первый подготовительный этап.
Анкетирование.
Второй этап.
Проведение мероприятия.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Приветствие
учащихся. |
(Слайд 1) |
2. Организация направленного внимания.
|
(Слайд 1) |
3. Основная часть. Вступительное слово: Ахиллесова пята насилия в том, что оно – ведущая в пропасть спираль, рождающая именно то, что пытается уничтожить. Вместо того, чтобы уменьшать зло – оно преумножает его. Силой вы можете убить лжеца, но не сможете убить ложь и помочь правде. Вы убьете ненавидящего, но не уничтожите ненависть. Напротив, насилие увеличивает ненависть. И так по кругу. Если отвечать насилием на насилие, то насилие только преумножается, сгущая тьму ночи, в которой уже и так нет звезд. Тьма не прогонит тьму – только свет в силах это сделать. Ненависть не прогонит ненависть – это под силу только любви. Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, и жестокость порождает жестокость в раскручивающейся спирали всеобщего разрушения…. Цепная реакция зла – ненависть, порождающая ненависть и войны, порождающие новые войны – должна быть разомкнута, или иначе мы скатимся в темную пропасть самоуничтожения. |
(Слайд 18, 19) |
4. Анализ анкетирования
Грустная статистика и бед с нашими детьми происходит немало. В рейтинге преступлений, связанных с детьми – кражи мобильных телефонов, золотых украшений, денег, насильственные действия сексуального характера. Самое ужасное в этом то, что наши дети не торопятся рассказать нам о том, что случилось. Одни из боязни, что попадет от родителей, другие – что преступник найдет и отомстит. Когда же, наконец, мы перестанем быть глухи к тому, что происходит вокруг? Наверное, как бы страшно это не звучало, только тогда, когда беда придет, если не в твой дом, то в соседний, затронет того, с кем ты хорошо знаком, только тогда в голове проносится: как же так! Сегодня вся милиция области ищет пропавшую Полину Назарову из пос. Большой Атмас Черлакского района. Девочка вышла из дома средь бела дня и отправилась в направлении, известном только ей одной. Отец девочки, то ли не выдержав нервного напряжения, то ли зная, где его дочь, но, не сумев в этом признаться, покончил с собой. Мать, у которой на руках еще четверо ребятишек, едва не сошла с ума от горя… |
(Слайд 6, 7) |
Практическая часть.
Мозговой штурм. Ребятам раздают листы А4, ручки, предлагают в течение 3–5 минут написать свои ассоциации на вопрос: “Какие виды насилия вам известны?” Данные обрабатываем, обсуждаем и формулируем выводы. |
(Слайд 20)
(Слайды 21–25)
|
Задание.
Диспут “Солнышко”. Учащиеся класса делятся на группы по 5 человек. Каждой группе раздается бумага и маркеры. На каждом листе надо написать ответ на вопрос “Кому мы доверяем”. На листе один ответ. Листы собираются и складываются Солнышком, а из наиболее повторяющихся ответов получаются самые длинные лучи. |
(Слайд 29) |
Задание. “Как бы поступил ты?” Учащимся предлагается в течение 5 минут обсудить данные ситуации в группах. Вашему вниманию предлагается первая ситуация: Год назад Наташа перешла в 64-ю городскую школу. И сразу же почувствовала отторжение со стороны сверстниц. Сейчас говорят, что одноклассницы позавидовали. Наташа казалась им красивее других, мечтала стать моделью. Вначале они обвинили новенькую в ябедничестве, потом решили проучить. Акции устрашения подростки снимали на мобильный телефон и распространяли среди сверстников. А Наташа до сих пор не может рассказать всю правду родителям. "Она боялась рассказывать нам, думала, что ей еще хуже будет", – говорит отец Наташи Владимир Суворов. "Ты запомнишь этот день на всю жизнь!" – приговаривали 15-летние школьницы, жестоко избивая свою сверстницу. Глядя на следы побоев сложно поверить, что их нанесли такие же хрупкие девочки-подростки. Вопросы для обсуждения: Какие виды насилия произошли? Ситуация вторая: “Мальчик хорошо учится, дискотеки, футбол его не интересует, общих интересов с одноклассниками нет, учителя его ставят в пример, а многие ребята по всем этим причинам недолюбливают и позволяют грубые шутки в его адрес. Получается заколдованный круг – такое отношение ребят все более отталкивает от них мальчика. И вот, в коридоре школы при его появлении ваши друзья начинают громко смеяться, вы понимаете, что они неправы. Эти шутки вам не нравятся. Ваша реакция: Посмеетесь вместе со всеми, вы не хотите, чтобы другие подумали, что
он вам нравится; |
(Слайд 26, 27) |
Слово учителя. Существуют законы, защищающие человека от насилия. |
|
Правовая защита от насилия.
|
(Слайды 30, 31, 32) |
Предлагается просмотр рисунков о своей семье ученика второго класса. | (Слайды 8–17) |
Анализ проделанной работы:
Результатом работы учащихся стал вывод о недопустимости всех видов насилия на улице, в семье и в школе, о правовой ответственности за совершение насильственных действий.
Учащиеся получили информацию о службах, встающих на защиту интересов детей.
Литература:
- Аграшенков А. Психология на каждый день. – Москва, 1997.
- Гинзбург М.П. Путь к себе. – Москва, 1991.
- Гримак Л.П. Общение с собой. – Москва, 1991.
- Куликов Л. Мозаика радости. – М.: 1997.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – Москва, 1994.
- Леви В. Цвет судьбы. – СПб., 1993.
- Энциклопедия экстремальных ситуаций. – Москва, 1994.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – Москва, 1999.