Урок ОБЖ в 3-м классе по теме "Азбука дороги"

Разделы: ОБЖ


Цели урока:

  1. Научить различать дорожные знаки.
  2. Повторить правила уличного движения для пешеходов.
  3. Воспитание культуры поведения на улице, в общественном транспорте, в жилой зоне.

Оборудование:

  • плакаты дорожных знаков;
  • модель светофора;
  • жезл;
  • сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Расскажите о правилах безопасного поведения в зимнее время года.

Дети: В сильный мороз нельзя долг находиться на улице.

Одеваться всегда нужно тепло, не забывать надевать шарф и рукавицы.

На морозе нужно постоянно двигаться, нельзя стоять на месте.

Если на лице заметили белые пятна, нужно сразу потереть их сухой рукавицей или шарфом.

Учитель: А какая опасность подстерегает нас на улице круглый год, независимо от того зима или лето?

Дети: Дорога. Автомобили. Улица.

3. Работа над темой урока

Учитель:

– Ребята, сегодня на улицах очень много транспортных средств. По дорогам мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. По тротуарам спешат люди. Все в движении. Поэтому каждый из нас должен хорошо знать правила безопасного дорожного движения.

– Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?

Дети: Нет! Не только водители, но и пешеходы!

Учитель: Кого можно назвать пешеходом?

Дети: Все люди и большие, и маленькие, как только выходят на улицу сразу становятся пешеходами.

Учитель: А кого называют водителем?

(Ответы учащихся)

– Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир – все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает ПДД, представляет опасность на улицах города, создают аварийные ситуации. Знания правил позволяют избежать аварий, трамв и гибели людей, Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал ПДД.

– А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они?

(Светофор, инспектор дорожного движения, дорожные знаки)

– Правильно, ребята. Сегодня у нас в гостях инспектор дорожного движения.

Инспектор:

– Я – инспектор дорожного движения. Помогаю детям изучать правила дорожного движения для того чтобы с ними не случались несчастные случаи на дорогах. Посмотрите, что у меня на руке?

(Дорожные знаки).

– Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.

  1. Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги (“будь осторожен”)
  2. Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения (“нельзя”).
  3. Информационно-указательные знаки вводят определенные режимы движения (“можно”).
  4. Знаки сервиса информируют расположение соответствующих объектов.

Учитель:

– Ребята, а что вы сами знаете о знаках дорожного движения?

(Дети читают стихи знаках дорожного движения и показывают знаки).

1. По плоским черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет –
Пешеходный переход!

2. Погляди скорей, водитель:
Здесь для пеших переход.

3. Значит, чтоб не навредить им,
Ты обязан сбавить ход!

4. Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
В тихий час стоять ей надо!

5. Говорит мне мой сосед:
– Если есть велосипед,
Где захочешь, там кати,
Знай, педалями крути!
– Нет приятель, все не так!
Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно!
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно!

6. Этот знак довольно прост–
Пешеход идет на мост.
Тут поднялся – там сошел,
Безопасно хорошо!

7. Здесь дорожные работы–
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу
Лучше просто обойти!

8. Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая!

Учитель:

– Ребята, а теперь познакомьтесь со следующим гостем – светофором.

Светофор: (читает стихотворение).

Физ. Минутка (Игра “Запрещается – разрешается”)

Учитель: А теперь я хочу посмотреть, на сколько хорошо вы можете соблюдать правила поведения на улице. Если согласны со мной, то говорим слово “разрешается” и хлопаем в ладоши, если не согласны, то говорим слово “запрещается” и топаем ногами.

1. И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны! (Хлопок)

2. Шалить, играть на дороге
Запрещается! (Топот ногами)

3. Быть примерным пешеходом
Разрешается! (Хлопок)

4. Переход при красном свете
Запрещается! (Хлопок)

5. При зеленом даже детям
Разрешается! (Хлопок)

Учитель: Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов – предложения. У дорожного знака тоже есть буквы – знаки. Их нужно складывать в слова. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю – русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому.

Самостоятельная работа

– А теперь небольшая самостоятельная работа. Нарисуйте цветными карандашами любой знак, который вы запомнили.

Итог урока

Тест “Проверь себя” Работа с сигнальными карточками.

(Если согласны – показывают синий цвет, если нет– красный)

  1. Пешеходы должны ходить по проезжей части дороги.
  2. Прежде чем перейти, нужно посмотреть налево, затем направо, и если проезжая часть улицы свободна, можно перейти улицу.
  3. Можно играть на проезжей части дороги.
  4. Всегда можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом.
  5. Нельзя переходить улицу на красный цвет.
  6. Можно переходить проезжую часть дороги на зеленый цвет.

Учитель:

– Какие знаки вы запомнили?

– Зачем нужны дорожные знаки?

– Какого цвета запрещающие знаки?

– Синий цвет у каких знаков?

Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания правил дорожного движения.

Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Никогда не нарушайте их. Тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.