Цели урока:
- Научить различать дорожные знаки.
- Повторить правила уличного движения для пешеходов.
- Воспитание культуры поведения на улице, в общественном транспорте, в жилой зоне.
Оборудование:
- плакаты дорожных знаков;
- модель светофора;
- жезл;
- сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.Учитель: Расскажите о правилах безопасного поведения в зимнее время года.
Дети: В сильный мороз нельзя долг находиться на улице.
Одеваться всегда нужно тепло, не забывать надевать шарф и рукавицы.
На морозе нужно постоянно двигаться, нельзя стоять на месте.
Если на лице заметили белые пятна, нужно сразу потереть их сухой рукавицей или шарфом.
Учитель: А какая опасность подстерегает нас на улице круглый год, независимо от того зима или лето?
Дети: Дорога. Автомобили. Улица.
3. Работа над темой урока
Учитель:
– Ребята, сегодня на улицах очень много транспортных средств. По дорогам мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. По тротуарам спешат люди. Все в движении. Поэтому каждый из нас должен хорошо знать правила безопасного дорожного движения.
– Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?
Дети: Нет! Не только водители, но и пешеходы!
Учитель: Кого можно назвать пешеходом?
Дети: Все люди и большие, и маленькие, как только выходят на улицу сразу становятся пешеходами.
Учитель: А кого называют водителем?
(Ответы учащихся)
– Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир – все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает ПДД, представляет опасность на улицах города, создают аварийные ситуации. Знания правил позволяют избежать аварий, трамв и гибели людей, Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал ПДД.
– А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они?
(Светофор, инспектор дорожного движения, дорожные знаки)
– Правильно, ребята. Сегодня у нас в гостях инспектор дорожного движения.
Инспектор:
– Я – инспектор дорожного движения. Помогаю детям изучать правила дорожного движения для того чтобы с ними не случались несчастные случаи на дорогах. Посмотрите, что у меня на руке?
(Дорожные знаки).
– Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.
- Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги (“будь осторожен”)
- Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения (“нельзя”).
- Информационно-указательные знаки вводят определенные режимы движения (“можно”).
- Знаки сервиса информируют расположение соответствующих объектов.
Учитель:
– Ребята, а что вы сами знаете о знаках дорожного движения?
(Дети читают стихи знаках дорожного движения и показывают знаки).
1. По плоским черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет –
Пешеходный переход!2. Погляди скорей, водитель:
Здесь для пеших переход.3. Значит, чтоб не навредить им,
Ты обязан сбавить ход!4. Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
В тихий час стоять ей надо!5. Говорит мне мой сосед:
– Если есть велосипед,
Где захочешь, там кати,
Знай, педалями крути!
– Нет приятель, все не так!
Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно!
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно!6. Этот знак довольно прост–
Пешеход идет на мост.
Тут поднялся – там сошел,
Безопасно хорошо!7. Здесь дорожные работы–
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу
Лучше просто обойти!8. Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая!
Учитель:
– Ребята, а теперь познакомьтесь со следующим гостем – светофором.
Светофор: (читает стихотворение).
Физ. Минутка (Игра “Запрещается – разрешается”)
Учитель: А теперь я хочу посмотреть, на сколько хорошо вы можете соблюдать правила поведения на улице. Если согласны со мной, то говорим слово “разрешается” и хлопаем в ладоши, если не согласны, то говорим слово “запрещается” и топаем ногами.
1. И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны! (Хлопок)2. Шалить, играть на дороге
Запрещается! (Топот ногами)3. Быть примерным пешеходом
Разрешается! (Хлопок)4. Переход при красном свете
Запрещается! (Хлопок)5. При зеленом даже детям
Разрешается! (Хлопок)
Учитель: Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов – предложения. У дорожного знака тоже есть буквы – знаки. Их нужно складывать в слова. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю – русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому.
Самостоятельная работа
– А теперь небольшая самостоятельная работа. Нарисуйте цветными карандашами любой знак, который вы запомнили.
Итог урока
Тест “Проверь себя” Работа с сигнальными карточками.
(Если согласны – показывают синий цвет, если нет– красный)
- Пешеходы должны ходить по проезжей части дороги.
- Прежде чем перейти, нужно посмотреть налево, затем направо, и если проезжая часть улицы свободна, можно перейти улицу.
- Можно играть на проезжей части дороги.
- Всегда можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом.
- Нельзя переходить улицу на красный цвет.
- Можно переходить проезжую часть дороги на зеленый цвет.
Учитель:
– Какие знаки вы запомнили?
– Зачем нужны дорожные знаки?
– Какого цвета запрещающие знаки?
– Синий цвет у каких знаков?
Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания правил дорожного движения.
Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Никогда не нарушайте их. Тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.
Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.