Цели:
Коррекционно-образовательные
- Развитие воображения, образного мышления и умении логически мыслить и делать умозаключения
- Развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти
- Активизация словаря по лексическим темам "Зима" "Зимующие птицы"
- Развитие способностей самостоятельного моделирования сюжета
- Развитие способности к созданию собственных (творческих) комбинаций и сочетания событий, явлений, обстоятельств
- Усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи
- Развитие интонационной выразительности речи
- Развитие способности к речевому самоконтролю
Воспитательные
- Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову
- Усвоение некоторых художественных приемов и средств русского языка
- Воспитание чувства сострадания, любви к природе
Оборудование: текст рассказа Н. Сизовой и Е.Куциной "Теплая кормушка", картинки "Смайлики", иллюстрации к рассказу
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята . Вы любите ходить в гости? Познакомьтесь - это Смайлики. Посмотрите, у них разное настроение. Выберите того Смайлика, настроение которого подходит для похода в гости.
Основная часть
Логопед: сегодня на занятии вы услышите интересную историю, которая называется "Теплая кормушка" и попробуете сами сочинить похожий рассказ
1. Чтение рассказа "Теплая кормушка" (в процессе чтения рассказа выставляются иллюстрации)
" Была зима. Ваня шел из детского сада. Он нес в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришел Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна и думает: "Вот какая теплая кормушка для птиц получилась"
2. Усвоение содержания, ответы на вопросы логопеда:
- Откуда шел Ваня?
- Что он нес?
- Чего не заметил Ваня?
- Кто клевал пряник?
- Что подумал Ваня?
Промежуточный итог
3. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
4. Пересказ по предложенному плану:
- Что случилось с Ваней по дороге из детского сада?
- Кто нашел Ванину варежку и пряник?
- Что подумал Ваня?
Промежуточный итог
5. Динамическая пауза:
Эмоционально-волевой тренинг "Приглашаем птиц в гости"
Логопед: ребята, мы с вами тоже хотим, чтобы к нам на кормушку прилетели птички, давайте позовем их
- Воробей, воробей,
Прилетай, не робей!
Прилетай, синица,
Шустрая певица.
А теперь давай те произнесем это стихотворение с грустной (радостной, удивленной) интонацией
Креативный тренинг: звучит аудиозапись голосов птиц (воробей, синица, ворона, сорока, утка) узнать по голосам: кто прилетел к нам на кормушку, показать их повадки, поведение, назвать птицу, которая не могла прилететь на кормушку зимой.
6. Разбор возможных вариантов изменения сюжета (замена или добавление действующих лиц
- рассказ от собственного лица
- рассказ про девочку
- рассказ про двух друзей и т. п.
7. Составление творческих рассказов детьми
8. Итог, оценка деятельности детей