Пояснительная записка.
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.
Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для будущих учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.
Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.
Основная цель реализации программы: развитие и коррекция внимания и памяти.
Участники программы – дети 6-7 лет.
Дети-участники программы набираются в группы по итогам диагностики
( методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).
Количество детей – 6-8 человек.
Количество занятий -17, продолжительность занятий-25 минут.
Прогнозируемый результат:
у детей прошедших курс занятий по данной программе- повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
- увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;
- формируются приёмы запоминания;
- повышается уровень развития смысловой памяти;
- формируется самостоятельность в выполнении заданий
При оценке результатов работы по данной программе проводится повторная диагностика.
Упражнения и игры представлены в приложениях.
Содержание занятий
№ | Содержание | Количество часов |
1. | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Найди отличия", "Летает - не летает" "Да и нет - не говорить”" Развитие и коррекция памяти: "Каскад слов", "Запомни картинки ", "Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Графический диктант" |
1 |
2 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Сравни картинки", “Съедобное - не съедобное” Развитие и коррекция памяти "Снежный ком", " Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Графический диктант" |
1 |
3 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Цифровая таблица", "Топ- хлоп", "Найди отличия" Развитие и коррекция памяти: "Снежный ком", "Весёлые таблицы", “Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Графический диктант", "Корректурная проба" |
1 |
4 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Птица - не птица", " Чего не стало" Развитие и коррекция памяти: "Снежный ком", "Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Графический диктант", "Корректурная проба" |
1 |
5 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Цифровая таблица", "Да и нет - не говорить”" Развитие и коррекция памяти: "Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй по образцу” (по клеткам) |
1 |
6 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Бывает- не бывает", "Цифровая таблица" Развитие и коррекция памяти: "Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай", "Посмотри на картинку, а запомни слово" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй по образцу” (по клеткам) |
1 |
7 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Топ- хлоп", "Не пропусти растение" Развитие и коррекция памяти: "Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки". |
1 |
8 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Рыба, птица, зверь", "Да и нет - не говорить”" Развитие и коррекция памяти: "Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Корректурная проба" |
1 |
9 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Да и нет - не говорить”", "Не пропусти профессию" Развитие и коррекция памяти: "Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки" |
1 |
10 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Найди отличия", "Не пропусти животное" Развитие и коррекция памяти: "Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение " 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки" |
1 |
11 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Да и нет - не говорить”", "Чего не стало " Развитие и коррекция памяти: "Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение " 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Корректурная проба" |
1 |
12 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Что изменилось", "Не пропусти растение" Развитие и коррекция памяти: "Пересказ", "Запомни парочки", " Выполни движение " 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки" |
1 |
13 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: " Топ-хлоп ", "Цифровая таблица" Развитие и коррекция памяти: "Пересказ", "Запомни парочки", "Опосредованная память" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Корректурная проба" |
1 |
14 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Разложи палочки также ", “ Рыба, птица, зверь " Развитие и коррекция памяти: "Пересказ", "Запомни парочки", "Пиктограммы" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки" |
1 |
15 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: " Разложи палочки также ", " Не пропусти профессию" Развитие и коррекция памяти: "Запомни парочки", "Пиктограммы", " Запомни стихи по картинкам " 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй и раскрась по образцу” (по клеткам), "Графический диктант" |
1 |
16 | 1.Групповая работа. Развитие и коррекция внимания, восприятия: "Разложи палочки также ", "Да и нет, не говорить" Развитие и коррекция памяти: "Пиктограммы", "Запомни стихи по картинкам" 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). "Нарисуй и раскрась по образцу” (по клеткам), "Расставь значки" |
1 |
17 | Диагностическое занятие. “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Графический диктант”. |
1 |
Итого | 17 |
Литература
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.
2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004
5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие
занятия с детьми. М., 2001.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и
коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет.
– М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.
8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.
9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.