Программное содержание: совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, совершенствовать навык описания внешности человека, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, использовать в речи образные определения, метафоры для описания картин; развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение; воспитывать творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимание, ответственность.
Оборудование: искусственная ель; картинки с изображениями жар-птицы, Ивана-царевича и волка в футлярах от “киндер-сюрприза”; изображения дворцов, деревьев и цветов на деревянных подставках; фотографии картин; проектор; экран; компьютер; пиктограммы в конвертах; мяч, указка, елочные игрушки, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение сказки “Иван-царевич и серый волк”, беседа о художнике В.М.Васнецове и его картинах, о том, где хранятся картины, прослушивание музыкального отрывка (Э.Григ “В пещере горного короля”).
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна. Сегодня мы с вами познакомимся и подружимся.
Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать? А вот и елочка, давайте станем вокруг нее в хоровод. Посмотрите, елочку украшают подарки.. А в подарках этих живут герои одной русской народной сказки. И вы их хорошо знаете. Отгадайте мои загадки.
Стало вдруг светлее втрое,
Вспыхнул светом дивный луг.
Вот сюда-то до зарницы
Прилетела вдруг … (жар-птица).
Молодцы! Вот следующая загадка.
Мчится он на сером волке,
Обгоняя птиц полет.
Не король, не королевич,
Его зовут … (Иван-царевич).
Послушайте еще одну загадку.
Он бывает страшный,
Он бывает злой,
Но царевичу помог он
Справиться с бедой.
Он в зайчатах знает толк.
Кто же это? (Серый волк).
Логопед: Молодцы, вы правильно отгадали все мои загадки. Снимите с елки подарки и посмотрите, что в них. Да это же отгадки! Сложите призы и поставьте на стол.
- Дети, вы говорили сейчас об Иване-царевиче, о сером волке, жар-птице. Из какой сказки эти герои? (“Иван-царевич и серый волк”).
Логопед: Сегодня мы будем знакомиться с картинами, на которых изображены сказки.
- Назовите имя великого русского художника, который написал очень много картин к сказкам и былинам. (В.М.Васнецов). (слайд)
- Какие картины В.М.Васнецова по сказкам вы знаете? (слайд)
- Ребята, а где живут картины? (В музеях, галереях, вернисажах).
Логопед: Самая знаменитая выставка картин находится в Москве в Третьяковской галерее (слайд). Но до Москвы нам добираться далеко. Что можно придумать для картин у нас в Ставрополе? Давайте построим в Ставрополе в улицу Сказочных картин.
- Что нужно сделать, чтобы появилась улица?
- Ребята, чтобы вы сделали, чтобы улица была красивой, а воздух был чистым и свежим? (Цветы, деревья).
Мы будем строителями. Строить нужно быстро и дружно, для этого предлагаю разбиться на строительные бригады. Первая бригада будет строить дома для картин, а вторая бригада – украшать нашу улицу цветами и деревьями. (Дома нарисованы на ватмане). Вот наша улица готова.
Логопед: Теперь на каждый дом нужно прикрепить визитную карточку, чтобы знать, какие картины будут жить в этих домах. (На подносе находятся фотографии картин “Аленушка”, “Три богатыря”, “Снегурочка”, “Ковер-самолет”). Выберите визитные карточки к сказке “Аленушка и братец Иванушка”, к былинам о богатырях, к сказке о девочке, сделанной из снега. (Дети выполняют задание). Давайте разместим визитки около домов, где будут жить эти картины. А я возьму визитную карточку к сказке “Иван-царевич и серый волк”. Ребята кто-нибудь видел мою визитку? Ее нигде нет. Значит, картина “Иван-царевич на сером волке не сможет жить в этом доме! Что же нам делать?
(На экране появляется Карандаш).
Логопед: Посмотрите, это волшебный человечек Карандаш.
Текст письма: “Вашу картину похитил злой волшебник. Если вы правильно опишите героев картины, пейзаж, вы победите злого волшебника, и картина вернется к вам.”
Логопед: Все люди будут огорчены, если больше никогда не смогут ей любоваться. Но мы ведь этого не допустим. Как мы можем помочь людям?
Логопед: Давайте попросим Карандаша найти фотографию с изображением картины “Иван-царевич на сером волке”, чтобы нам легче было описывать картину (слайд). Вот и фотография. Спасибо, Карандаш!
Логопед:
- Что вы видите на переднем плане картины? (Дети отвечают)
- Посмотрите на волка, какой он? Как он движется?
- Здесь изображен большой волк, поэтому его можно назвать не волк, а…? (Волчище).
- Ребята, я считаю, что волк во всех сказках злой, страшный и жадный. Вы со мной согласны? Почему? Приведите примеры.
Логопед: Ребята, слушайте внимательно. что я буду говорить. А если я ошибусь, поправьте меня.
Волк сидит на Иване-царевиче.
Болото перепрыгивает через волка.
Елена Прекрасная держит Ивана-царевича.
Погоня убегает от волка.
Логопед: Иван- царевич и Елена Прекрасная изображены на фотографии маленькими. При помощи чего можно рассмотреть маленькие предметы или предметы, находящиеся вдали? (Очки, бинокль, подзорная труба). Посмотрите на картину в бинокль. А может лучше рассмотреть ее в подзорную трубу? (Дети показывают руками). Наведите подзорную трубу на Ивана-царевича. А теперь рассмотрите Елену Прекрасную. Я буду рассказывать об Иване-царевиче, каким я его вижу, а вы расскажете, какая Елена Прекрасная. Одно предложение говорю я, другое вы, и так дальше по очереди.
Логопед: Иван-царевич смелый, сильный, мужественный. А Елена Прекрасная?
Дети: А Елена Прекрасная слабая, испуганная, беззащитная, покорная.
Логопед: Иван-царевич одет в кафтан из парчовой ткани. А Елена?
Дети: Елена Прекрасная одета в длинное голубое платье.
Логопед: На голове у Ивана-царевича шапка, украшенная соболиным мехом. А у Елены Прекрасной?
Дети: У Елены Прекрасной на голове шапочка, украшенная драгоценными камнями.
Логопед: На ногах у Ивана-царевича красные сафьяновые сапоги.
Дети: На ногах у Елены Прекрасной туфли.
Логопед: Что значит “сафьяновые”?
Логопед: А какого цвета небо в ясный день? Значит, голубой цвет можно назвать небесным. Что на картине небесного цвета? Составьте полное предложение.
Дети: Платье у Елены Прекрасной небесного цвета.
Логопед: Молодцы, ребята, вы замечательно описали Елену Прекрасную.
Логопед: А теперь давайте станем в круг, нас зовет веселый мячик. Поиграем в игру “Какой? Чей?” Я буду говорить вам несколько слов, а вы заменяете их одним словом-признаком.
Сапоги из сафьяна – какие сапоги? (сафьяновые)
Трава, которая растет на болоте – какая? (болотная)
Мех соболя – чей? (соболиный)
Платье из парчи – какое? (парчовое)
Мрак в лесу - какой лес? (мрачный)
Бусы из жемчуга – какие? (жемчужные)
Волосы мягкие, как шелк – какие волосы? (шелковистые)
Логопед: Молодцы, ребята, давайте вернемся к картине. Посмотрите на лица героев, что они выражают? Возьмите желтые конверты. Достаньте и поднимите ту картинку, которая соответствует настроению героев картины и выражает страх.
- Вы очень хорошо описали передний план картины.
- Что мы видим на заднем плане картины?
- Какой лес?
- А сейчас давайте закроем глаза и представим, что мы попали в этот лес. Послушайте звуки леса, что вы слышите? А какие запахи вы ощущаете?
- Послушайте музыку, она поможет узнать, какими красками написан пейзаж на картине: темными или светлыми? (Э.Григ “В пещере горного короля”). Почему художник использовал такие темные краски? Какое настроение он хотел передать темными красками?
- Что побеждает в конце сказки: добро или зло?
- Какое настроение возникает у вас в конце сказки? Покажите его на своих лицах.
Логопед: Снова появился наш помощник Карандаш, значит, злой волшебник побежден, картина снова цела и невредима, и у нас должна появиться визитная карточка этой картины. Давайте обратимся к волшебству: “Раз, два, три, чудо, приди!” (Появляется фотография картины “Иван-царевич на сером волке”).
Вот и визитка. Я поставлю ее к дому. Какая картина теперь будет в нем жить? Все картины обрели свои дома, и я думаю, что они еще много лет будут радовать людей своей красотой.
Ребята, вам было интересно на занятии? Мы сделали доброе дело – вернули картину людям. У нас хорошо все получилось? А почему? Если вам понравилось занятие, у вас хорошо все получилось, повесьте на елочку большой шарик. А в чем-то затруднялись, повесьте маленький. (Дети выполняют).
Логопед: Елочка стала нарядной и красивой, значит, мы не зря потрудились. Спасибо вам большое. А на память о нашей встрече я хотела бы подарить вам альбомы и цветные карандаши, чтобы вы нарисовали героев картины “Иван-царевич на сером волке” так, как видите их вы.
См. приложение.