Занятие "Знакомство с картиной В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Разделы: Логопедия


Программное содержание: совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, совершенствовать навык описания внешности человека, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, использовать в речи образные определения, метафоры для описания картин; развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение; воспитывать творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимание, ответственность.

Оборудование: искусственная ель; картинки с изображениями жар-птицы, Ивана-царевича и волка в футлярах от “киндер-сюрприза”; изображения дворцов, деревьев и цветов на деревянных подставках; фотографии картин; проектор; экран; компьютер; пиктограммы в конвертах; мяч, указка, елочные игрушки, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение сказки “Иван-царевич и серый волк”, беседа о художнике В.М.Васнецове и его картинах, о том, где хранятся картины, прослушивание музыкального отрывка (Э.Григ “В пещере горного короля”).

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Логопед: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна. Сегодня мы с вами познакомимся и подружимся.

    Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать? А вот и елочка, давайте станем вокруг нее в хоровод. Посмотрите, елочку украшают подарки.. А в подарках этих живут герои одной русской народной сказки. И вы их хорошо знаете. Отгадайте мои загадки.

    Стало вдруг светлее втрое,
    Вспыхнул светом дивный луг.
    Вот сюда-то до зарницы
    Прилетела вдруг … (жар-птица).

    Молодцы! Вот следующая загадка.

    Мчится он на сером волке,
    Обгоняя птиц полет.
    Не король, не королевич,
    Его зовут … (Иван-царевич).

    Послушайте еще одну загадку.

    Он бывает страшный,
    Он бывает злой,
    Но царевичу помог он
    Справиться с бедой.
    Он в зайчатах знает толк.
    Кто же это? (Серый волк).

    Логопед: Молодцы, вы правильно отгадали все мои загадки. Снимите с елки подарки и посмотрите, что в них. Да это же отгадки! Сложите призы и поставьте на стол.

    - Дети, вы говорили сейчас об Иване-царевиче, о сером волке, жар-птице. Из какой сказки эти герои? (“Иван-царевич и серый волк”).

  3. Сообщение темы занятия. Создание проблемной ситуации.
  4. Логопед: Сегодня мы будем знакомиться с картинами, на которых изображены сказки.

    - Назовите имя великого русского художника, который написал очень много картин к сказкам и былинам. (В.М.Васнецов). (слайд)

    - Какие картины В.М.Васнецова по сказкам вы знаете? (слайд)

    - Ребята, а где живут картины? (В музеях, галереях, вернисажах).

    Логопед: Самая знаменитая выставка картин находится в Москве в Третьяковской галерее (слайд). Но до Москвы нам добираться далеко. Что можно придумать для картин у нас в Ставрополе? Давайте построим в Ставрополе в улицу Сказочных картин.

    - Что нужно сделать, чтобы появилась улица?

    - Ребята, чтобы вы сделали, чтобы улица была красивой, а воздух был чистым и свежим? (Цветы, деревья).

    Мы будем строителями. Строить нужно быстро и дружно, для этого предлагаю разбиться на строительные бригады. Первая бригада будет строить дома для картин, а вторая бригада – украшать нашу улицу цветами и деревьями. (Дома нарисованы на ватмане). Вот наша улица готова.

    Логопед: Теперь на каждый дом нужно прикрепить визитную карточку, чтобы знать, какие картины будут жить в этих домах. (На подносе находятся фотографии картин “Аленушка”, “Три богатыря”, “Снегурочка”, “Ковер-самолет”). Выберите визитные карточки к сказке “Аленушка и братец Иванушка”, к былинам о богатырях, к сказке о девочке, сделанной из снега. (Дети выполняют задание). Давайте разместим визитки около домов, где будут жить эти картины. А я возьму визитную карточку к сказке “Иван-царевич и серый волк”. Ребята кто-нибудь видел мою визитку? Ее нигде нет. Значит, картина “Иван-царевич на сером волке не сможет жить в этом доме! Что же нам делать?

    (На экране появляется Карандаш).

    Логопед: Посмотрите, это волшебный человечек Карандаш.

    Текст письма: “Вашу картину похитил злой волшебник. Если вы правильно опишите героев картины, пейзаж, вы победите злого волшебника, и картина вернется к вам.”

    Логопед: Все люди будут огорчены, если больше никогда не смогут ей любоваться. Но мы ведь этого не допустим. Как мы можем помочь людям?

    Логопед: Давайте попросим Карандаша найти фотографию с изображением картины “Иван-царевич на сером волке”, чтобы нам легче было описывать картину (слайд). Вот и фотография. Спасибо, Карандаш!

  5. Работа с картиной. Решение проблемной ситуации.
  6. Логопед:

    - Что вы видите на переднем плане картины? (Дети отвечают)

    - Посмотрите на волка, какой он? Как он движется?

    - Здесь изображен большой волк, поэтому его можно назвать не волк, а…? (Волчище).

    - Ребята, я считаю, что волк во всех сказках злой, страшный и жадный. Вы со мной согласны? Почему? Приведите примеры.

    Логопед: Ребята, слушайте внимательно. что я буду говорить. А если я ошибусь, поправьте меня.

    Волк сидит на Иване-царевиче.

    Болото перепрыгивает через волка.

    Елена Прекрасная держит Ивана-царевича.

    Погоня убегает от волка.

    Логопед: Иван- царевич и Елена Прекрасная изображены на фотографии маленькими. При помощи чего можно рассмотреть маленькие предметы или предметы, находящиеся вдали? (Очки, бинокль, подзорная труба). Посмотрите на картину в бинокль. А может лучше рассмотреть ее в подзорную трубу? (Дети показывают руками). Наведите подзорную трубу на Ивана-царевича. А теперь рассмотрите Елену Прекрасную. Я буду рассказывать об Иване-царевиче, каким я его вижу, а вы расскажете, какая Елена Прекрасная. Одно предложение говорю я, другое вы, и так дальше по очереди.

    Логопед: Иван-царевич смелый, сильный, мужественный. А Елена Прекрасная?

    Дети: А Елена Прекрасная слабая, испуганная, беззащитная, покорная.

    Логопед: Иван-царевич одет в кафтан из парчовой ткани. А Елена?

    Дети: Елена Прекрасная одета в длинное голубое платье.

    Логопед: На голове у Ивана-царевича шапка, украшенная соболиным мехом. А у Елены Прекрасной?

    Дети: У Елены Прекрасной на голове шапочка, украшенная драгоценными камнями.

    Логопед: На ногах у Ивана-царевича красные сафьяновые сапоги.

    Дети: На ногах у Елены Прекрасной туфли.

    Логопед: Что значит “сафьяновые”?

    Логопед: А какого цвета небо в ясный день? Значит, голубой цвет можно назвать небесным. Что на картине небесного цвета? Составьте полное предложение.

    Дети: Платье у Елены Прекрасной небесного цвета.

    Логопед: Молодцы, ребята, вы замечательно описали Елену Прекрасную.

    Логопед: А теперь давайте станем в круг, нас зовет веселый мячик. Поиграем в игру “Какой? Чей?” Я буду говорить вам несколько слов, а вы заменяете их одним словом-признаком.

    Сапоги из сафьяна – какие сапоги? (сафьяновые)

    Трава, которая растет на болоте – какая? (болотная)

    Мех соболя – чей? (соболиный)

    Платье из парчи – какое? (парчовое)

    Мрак в лесу - какой лес? (мрачный)

    Бусы из жемчуга – какие? (жемчужные)

    Волосы мягкие, как шелк – какие волосы? (шелковистые)

    Логопед: Молодцы, ребята, давайте вернемся к картине. Посмотрите на лица героев, что они выражают? Возьмите желтые конверты. Достаньте и поднимите ту картинку, которая соответствует настроению героев картины и выражает страх.

    - Вы очень хорошо описали передний план картины.

    - Что мы видим на заднем плане картины?

    - Какой лес?

    - А сейчас давайте закроем глаза и представим, что мы попали в этот лес. Послушайте звуки леса, что вы слышите? А какие запахи вы ощущаете?

    - Послушайте музыку, она поможет узнать, какими красками написан пейзаж на картине: темными или светлыми? (Э.Григ “В пещере горного короля”). Почему художник использовал такие темные краски? Какое настроение он хотел передать темными красками?

    - Что побеждает в конце сказки: добро или зло?

    - Какое настроение возникает у вас в конце сказки? Покажите его на своих лицах.

    Логопед: Снова появился наш помощник Карандаш, значит, злой волшебник побежден, картина снова цела и невредима, и у нас должна появиться визитная карточка этой картины. Давайте обратимся к волшебству: “Раз, два, три, чудо, приди!” (Появляется фотография картины “Иван-царевич на сером волке”).

    Вот и визитка. Я поставлю ее к дому. Какая картина теперь будет в нем жить? Все картины обрели свои дома, и я думаю, что они еще много лет будут радовать людей своей красотой.

  7. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, вам было интересно на занятии? Мы сделали доброе дело – вернули картину людям. У нас хорошо все получилось? А почему? Если вам понравилось занятие, у вас хорошо все получилось, повесьте на елочку большой шарик. А в чем-то затруднялись, повесьте маленький. (Дети выполняют).

Логопед: Елочка стала нарядной и красивой, значит, мы не зря потрудились. Спасибо вам большое. А на память о нашей встрече я хотела бы подарить вам альбомы и цветные карандаши, чтобы вы нарисовали героев картины “Иван-царевич на сером волке” так, как видите их вы.

См. приложение.