Пояснительная записка
Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому эго относят к числу наиболее значимых проблем. Не секрет, что за последние годы в нашей стране – новой , демократической России – возросло количество самоубийц среди детей и подростков. В нашем крае в структуре неестественных причин ухода из жизни смертность подростков от суицидов занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий. Комментарии, как говорится, излишни.
Очень часто навязчивым мыслям о смерти, суицидальным намерениям или попыткам предшествует подростковая депрессия. Подростковая депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. В этом состоянии подросток испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни, способности получать удовольствие и т.д.
Актуальность и перспективность: учащиеся МОУ СОШ № 4, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Тяжелые переживая, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства.
Цели программы:
- профилактика детского и подросткового суицида;
- активизация внутренних ресурсов подростка для конструктивного разрешения кризисной ситуаций, в которой он находится.
Задачи:
- своевременное выявление учащихся, синзитивных по отношению к авитальным наклонностям;
- изучение склонности подростков к депрессивным состояниям и причин, побудивших их к этому;
- содействие в формировании в школе, а также в семьях учащихся позитивной психологической атмосферы, в снятии возникающего психологического напряжения;
- повышение психологической грамотности подростков и взрослых, окружающих его в процессе социализации, обучение их социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
- улучшение взаимопонимания между родителями и детьми, ориентация их на позитивные семейные ценности через вовлечение их в участие в социально-психологический тренинг проблем разрешающего поведения;
- составление индивидуального коррекционного маршрута для синзитивных подростков.
Длительность: данная программа охватывает весь период обучения и прохождения, от начального до среднего звена, учащихся.
Продолжительность: один учебный год.
Возрастные категории учащихся: от одиннадцати до семнадцати лет, с 5-го по 11-й классы.
Методы работы:
- проведение мероприятий “Линия жизни” с целью активизации внутренних ресурсов подростков, для обучения способам конструктивного разрешения кризисных ситуаций, в которые они могут попасть;
- проведение круглых столов, классных часов с привлечением специалистов;
- работа телефона доверия, оказание консультативной помощи, психологической поддержки;
- организация и проведение акций, конкурсов плакатов, тематических выступлений “Счастье жить!”;
- подготовка и выпуск тематической и печатной продукции;
- составление памяток для родителей, педагогов и учащихся.
Ожидаемые результаты:
- уменьшение факторов суицидального риска;
- формирование здорового жизненного стиля и высоко эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
- развитие системного подхода к профилактике психоэмоционального перенапряжения.
Критерии эффективности:
- уменьшение факторов суицидального риска среди учащихся школы;
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию депрессивных состояний, саморазрушающих форм поведения;
- наличие навыков высоко эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков в решении жизненных проблем, поиске, восприятии и оказании психологической поддержки в сложных жизненных ситуациях;
- принятие подростками ответственности за собственное поведение, общение.
Программа разбита на диагностический и профилактический блоки.
Диагностическая работа
№ п\п |
Формы работы |
Целевая группа |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Сбор информации о случаях суицидальных попыток в ближайшем социальном окружении учащихся. | 5 - 11 классы |
в течение учебного года |
классный руководитель психолог соц. педагог |
2. |
Исследование эмоциональной сферы учащихся, выявление причин возможной дезадаптации. | 5-6 классы 7-8 классы 9-10 классы 11 классы |
сентябрь-ноябрь март-май |
классный руководитель психолог соц. педагог |
3. |
Изучение склонности к суицидальным намерениям и попыткам. | 7-8 классы 9-10 классы 11 классы |
сентябрь-ноябрь март-май |
психолог соц. педагог |
4. |
Диагностика критических ситуаций подростков. | 7-8 классы 9-10 классы 11 классы |
сентябрь-ноябрь март-май |
психолог соц. Педагог |
5. |
Диагностика уровня депрессии. | 9 классы 11 классы по запросу |
март-май по запросу |
психолог |
6. |
Тестирование “Ваши суицидальные наклонности” . | 5- 11 классы |
сентябрь-ноябрь март-май |
психолог |
7. |
Выявление риска суицида. | учащиеся, стоящие на всех видах учета |
сентябрь-ноябрь март-май |
психолог |
Профилактическая работа
№ п\п |
Формы работы |
Целевая группа |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Тематические семинары для педагогов и классных руководителей. | педагоги |
в течение учебного года |
психолог |
2. |
Рассмотрение вопросов профилактики подросткового суицида на заседаниях родительского комитета и родительских собраниях. | родители классные руководители |
в течение учебного года |
психолог |
3. |
Работа телефона экстренной психологической помощи для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | учащиеся педагоги родители |
в течение учебного года |
психолог соц. педагог |
4. |
Выступления специалистов по запросу. | учащиеся |
сентябрь-ноябрь март-май |
психолог соц. Педагог |
5. |
Оформление наглядной агитации “ Поверь в себя”, выпуск памяток. | учащиеся педагоги родители |
март-май по запросу |
психолог |
6. |
Проведение цикла классных часов. | учащиеся |
сентябрь-ноябрь март-май |
психолог |
7. |
Смотр – конкурс листов “Счастье жить!”. | учащиеся |
апрель-май |
психолог ШВР |
8. |
Акциия “Детям заботу взрослых”: “Уроки для детей и родителей”, “Любить и беречь”. |
учащиеся педагоги родители |
в течение года апрель |
психолог ШВР |
9. |
Консультации родителей в рамках темы. | родители |
в течение года |
психолог ШВР |
10. |
Консультации педагогов в рамках темы. | педагоги |
в течение года |
психолог ШВР |
11. |
Психологический дебрифинг. | учащиеся |
по запросу |
психолог |
12. |
Организация групп поддержки ребенка в горе. | учащиеся |
по запросу |
психолог |
13. |
Индивидуальные профилактические беседы с подростками. | учащиеся |
по запросу |
психолог |
14. |
Обучение подростков приемам саморегуляции, релаксационным упражнениям. | учащиеся |
по запросу |
психолог |
15. |
Участие в районных акциях по профилактике суицидального поведения среди учащихся. | учащиеся, педагоги, родители общественность |
март – апрель |
ШВР |
16. |
Публикация на сайте школы: “Признаки суицидального настроения у подростков”; “Как спасти своих детей”. | учащиеся, педагоги, родители гости |
сентябрь-ноябрь март-май |
психолог |
17. |
Составление базы данных подростков сензитивных к депрессивному состоянию. | 5 – 11 классы |
в течение учебного года |
психолог |
18. |
Клуб детско-родительских отношений “Счастье жить!”. | учащиеся, родители |
Каждая среда 16.00-18.00 |
психолог |
19. |
Цикл профилактических занятий “Линия жизни”. | учащиеся треб. особ. внимания |
сентябрь – апрель |
ШВР |
20. |
Тренинг родителей учащихся, требующих особого внимания “Родители и дети”. | целевая группа |
в течение учебного года |
ШВР |
См. приложения.
Литература
- Амбрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида // Актуальные проблемы суицидологии. М.: Медицина, 1981. С. 35-49.
- Дмитриева Т.Б. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте (клиника, патогенез и лечение): автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1981.17 с.
- Иовчук Н.М., Козюля В.Г., Северный А.А. Депрессия пубертатного возраста // Материалы IV советско-финляндского симпозиума по проблеме депрессий. М., 1983. С. 156-159.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.560 с.
- Косенко В. Г, Смоленко Л. Ф., Вакула И. Н., и др. Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации. Краснодар: Весть, 2004. 14 с.
- Кривулин Е. Н., Голодный С. В. Критерии ранней диагностики депрессивных реакций при дизадаптации у подростков // Материалы III международного конгресса “Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья”. М.: Глобус, 2006. С. 343-349.
- Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.415 с.
- Менделевии В. Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕД пресс, 1998. С. 370-377.
- Сосюкало С. Д., Калашникова А. А., Татарова И.Н. Психопатоподобные эквиваленты депрессий у детей и подростков // Невропатология и психиатрия, 1983. Т. 83. Вып. 10. С. 1522 -1526.
- Старшебаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: Когито- Центр, 2005. 376 с.
- О мерах по улучшению психиатрической помощи и психотерапевтической помощи детскому населению Краснодарского края: Приказ департамента здравоохранения Краснодарского края № 442-ОД от 26.08.2004.
- Анцупов А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
- Бердяев И. О самоубийстве. М., 1992.
- Вроно Е. Несчастливые дети-трудные родители. М., 1997.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998.