Класс: 5.
Цель урока:
- Образовательная – повторить, систематизировать и закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей» через применение этих действий при решении примеров, уравнений и задач; вспомнить сказки А.С.Пушкина.
- Развивающая – развитие внимания, познавательной активности учащихся, мыслительной деятельности.
- Воспитательная – воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, воспитание интереса к предмету.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для самостоятельной работы.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Повторение ранее изученного материала;
- Самостоятельная работа
- Физкультминутка;
- Решение задач;
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы отправляемся в удивительный мир десятичных дробей и творчество великого русского поэта. Вы сможете узнать его имя, если верно найдете значения выражений и расставите буквы над соответствующими точками на координатном луче.
II. Повторение ранее изученного материала
2,15·2 | Д | 1,7 + 1,4 | К | |
1,5 + 2,6 | Н | 0,22 · 10 | А | |
0,7 + 2,6 | С | 0,028 · 100 | Е | |
5 – 2,6 | Л | 7,8 – 4,1 | А | |
3 + 1,5 | Р |
Молодцы! Это «Александр» – имя известного русского поэта и писателя-сказочника.
Решив следующие примеры и расположив ответы в порядке убывания, вы прочтете фамилию этого человека.
4,8 : 16 | К | 60,3 : 0,3 | П | |
0,045 : 0,5 | И | 0,96 : 0,06 | Ш | |
0,5648 : 8 | Н | 355,5 : 5 | У |
В этом году исполняется 213 лет со дня рождения А.С.Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы ХIХ века. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в дворянской семье. Пушкин владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки.
Сейчас вам предстоит узнать произведения, какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях.
Числами зашифрован этот жанр.
Задание. Используя правила умножения десятичных дробей, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.
4,2 | 0,48 | 36 | 0,56 | 2,8 | 3,2 |
4,9 | 3,5 | 5,4 | 0,45 | 4 | 2,4 | 0,63 |
× | 0,4 | 0,5 | 6 | 0,7 | 0,08 |
6 | Н | Ь | А | С | К |
7 | К | У | С | П | З |
8 | И | И | К | З | Ю |
0,9 | А | К | Ш | А | Б |
Ответ:
С | К | А | З | К | И |
П | У | Ш | К | И | Н | А |
Расцвет жанра сказки у Пушкина падает на первую половину 30-х годов 19 века. Максим Горький вспоминает: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».
III. Самостоятельная работа
(по вариантам; вариант 1 для слабоуспевающих учеников)
Зашифрованы 4 слова из сказки А.С. Пушкина.
Задание. Выполнить действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
Вариант 1
- 2,24 : 0,7;
- 2,38 * 0,01;
- 0,654 + 0,4;
- 23 – 16,4.
Номер задания | р | о | е | м |
1. | 0,032 | 1,27 | 3,02 | 3,2 |
2. | 23,8 | 0,0238 | 0,238 | 0,02038 |
3. | 1,054 | 0,658 | 4,654 | 0,694 |
4. | 7,4 | 7,6 | 6,6 | 39,4 |
Вариант 2
- 0,04 + 102;
- 453,24 – 324;
- 7,36 * 14;
- 138,6 : 6;
- 6 : 16.
Номер задания | ы | б | а | к | р |
1. | 10,204 | 106 | 102,4 | 10,6 | 102,04 |
2. | 129,24 | 45000 | 18,4 | 12,924 | 1292,4 |
3. | 1,0304 | 103,04 | 10,304 | 1,304 | 13,04 |
4. | 231 | 2,301 | 23,1 | 23,01 | 23,001 |
5. | 0,3075 | 3,75 | 0,3705 | 0,375 | 3,705 |
Вариант 3
- (4,75 - 2 ) : 0,8;
- 354,2 · ;
- (1,24 + 3,56) : 16;
- 57,48 · 0,9093 + 42,52 · 0,9093;
- 0,42 + 0,52;
- 4 · 5,3 · 0,25.
Номер задания | р | а | т | к | и | с |
1. | 25 | 0,0025 | 24,2 | 0,25 | 2,42 | 2,5 |
2. | 3,542 | 1,34 | 35,42 | 134 | 0,134 | 3,542 |
3. | 0,03 | 0,3 | 0,32 | 3,2 | 32 | 320 |
4. | 90,93 | 9,093 | 909,3 | 0,9093 | 0,993 | 0,9903 |
5. | 41 | 0,041 | 4,1 | 0,401 | 0,41 | 0,0401 |
6. | 530 | 0,053 | 0,503 | 5,3 | 5,03 | 53 |
Вариант 4
- 12,375 : ( + 0,25);
- 4,5 · ;
- 3,6 + 2,4 : (11,7 – 3,7);
- 0,78 · 496,6 – 396,6 · 0,78;
- 0,62 – 0,2;
- 0,5 · 5,3 · 20.
Номер задания | т | р | ы | о | к |
1. | 123,75 | 1,2375 | 0,12375 | 1237,5 | 12,375 |
2. | 0,45 | 45 | 4,5 | 0,045 | 4,05 |
3. | 0,039 | 3,9 | 39 | 3,09 | 0,309 |
4. | 7,8 | 0,78 | 78 | 780 | 0,708 |
5. | 0,16 | 0,106 | 16 | 1,6 | 10,6 |
6. | 5,3 | 0,053 | 5,03 | 53 | 530 |
Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки.
Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Учитель зачитывает отрывок из сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу.
IV. Физкультминутка
Руки в боки, руки – шире.
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись – выше, выше…
Приседаем – ниже, ниже.
Встали – присели…
Встали – присели…
А теперь за парты сели.
V. Решение задач
Задание: Чтобы узнать название следующей сказки, надо открыть три сундука, решив три уравнения.
СУНДУК 1 | СУНДУК 2 | СУНДУК 3 |
(Работа учащихся по рядам. Вызываются ученики по одному с каждого ряда к доске, остальные – на местах.)
1 ряд: 8,3х + 2х – 60,5 = 300.
2 ряд: (2,1 – 0,7х) : 0,48 = 3,5.
3 ряд: 0,6 = 4,74 : (0,3х + 0,49х).
Ответы: 1 ряд: х = 35; 2 ряд: х = 0,6; 3 ряд: х = 10.
Кто решит раньше других, может открыть один сундук, решив дополнительное задание.
а) (4,479 – 3х) : 0,06 + 6,4 = 80; х = 0,021.
б) 8,36 – 5,36 : (0,2х + 0,47х) = 7,56; х = 10.
(Первый, кто откроет сундук, получает «5»)
Ответ:
СКАЗКА | О ЦАРЕ | САЛТАНЕ |
Учитель читает отрывок из этой сказки:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Задание: Вычислите значения выражений, соберите пазл и узнаете название сказки А.С. Пушкина.
1,5² | 1,45·2 |
5³·0,8 | |
4,2·10:2 |
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
Задание: Учитель читает отрывок из сказки:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…»
Из какой сказки этот отрывок?
(«Сказка о золотом петушке».)
Задача: Спица на куполе может выдержать вес 4,57 кг. Царю подарили петушка массой 2, 96 кг. За первый месяц вес петушка увеличился на 0,43 кг, а за второй месяц – в два раза больше. Выдержит ли спица петушка через два месяца?
Ответ: спица выдержит петушка.